Урок русского языка по теме "Словосочетание как единица синтаксиса"

Разделы: Русский язык


Цель урока: обобщить изученное по теме «Словосочетание» и расширить знания студентов по теме, основываясь на употреблении синтаксической единицы в тексте.

Задачи

  1. Способствовать формированию умения разграничивать словосочетания и сочетания слов.
  2. Повторить сведения по теме «Словосочетание»: главное и зависимое слово, классификации по главному слову и типу связи, средства связи в словосочетании, значения словосочетаний.
  3. Продолжить работу по формированию умения осуществлять выбор словосочетаний в соответствии с предложенными заданиями на основе связного текста (В.О. Ключевский «Как создавались на святой Руси монастыри»).
  4. Закрепить умение проводить разбор словосочетания в соответствии со схемой.
  5. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
  6. Способствовать расширению кругозора студентов, основываясь на материале об историческом прошлом России.

Оборудование урока: тексты статьи О.В. Ключевского «Как создавались на святой Руси монастыри», презентация, алгоритм разбора словосочетания, опорная карта для работы по обобщению изученного по теме «Словосочетание», книга «Православие: Полная энциклопедия».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Работа с текстом В.О. Ключевского «Как создавались на святой Руси монастыри».

Дома вы ознакомились с текстом, по которому будет строиться наша работа на уроке. В нём немало слов, которые могут быть нам не совсем понятны.

— Вам было предложено определить по словарю значения слов оскудел, пустынь, инок, иночество, мирянин.

Инок – православный монах; иночество – монашество, постриг как отказ от мирской жизни; мирянин – человек, живущий в миру (светская жизнь, в противоположность монашеству); оскудел – обеднел; пустынь – небольшой монастырь в труднодоступной пустынной местности.

— В чём видел автор величие жизни и деяний преподобного Сергия?

— Каким, по мнению Ключевского, было влияние древнерусского монашества на русское общество?

— Почему в период татаро-монгольского ига произошли изменения в монастырской жизни?

—В чём проявилось влияние этих изменений при формировании Русского государства?

II. Сообщения студентов (с использованием презентаций).

  • «Преподобные в православной церкви. Сергий Радонежский»
  • «Об истории Троице-Сергиевой лавры»

III. Актуализация знаний о словосочетании.

Вопросы и задания

— На чём основывается разграничение словосочетаний и других сочетаний слов? Назовите сочетания слов, которые словосочетаниями не являются.

— Как определяются главное и зависимое слово в словосочетании? Перечислите, какие словосочетания выделяются по главному слову.

— Приведите примеры из текста с разными частями речи в роли главного слова.

— Перечислите виды грамматической связи в словосочетаниях, приведите примеры из текста. Обоснуйте своё мнение.

— Какими могут быть словосочетания по своей семантике? Как определяется семантика словосочетаний? Приведите примеры из текста, обоснуйте своё мнение.

— Выпишите 4 словосочетания из предложения «Духовное возрождение русского народа началось с нравственного влияния Сергия Радонежского, который, поселившись в пустыни, тихо делал своё доброе дело на протяжении пятидесяти лет».

Сделайте разбор словосочетаний в соответствии с предлагаемой схемой.

IV. Расширение знаний о словосочетании. Работа по теоретическому материалу «Цельные словосочетания. Значение словосочетаний «сущ. = сущ. Р.п.».

Примеры из текста: «сущ. = сущ. Р.п.»

Строй души, возрождение народа, родоначальник монастырей, при имени татарина, вождя ополчения, чувство бодрости, состояние общества, цель монашества и др.

Цельные словосочетания

на протяжении пятидесяти лет

— Является ли цельным подчёркнутое словосочетание в предложении? Обоснуйте своё мнение.

А преподобный Сергий благословил на это дело главного вождя русского ополчения, который вместе с князем Дмитрием Донским бился на Куликовом поле.

— Перестройте последнее предложение текста так, чтобы в нём появилось цельное словосочетание.

«Так дружными усилиями монах с крестьянином создавали верхневолжскую Великороссию».

V. Подведение итогов урока.

— Что вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?

— На что вы смогли посмотреть с иной точки зрения?

— Какие трудности вы испытывали при работе над словосочетаниями?

— Какой совет вы бы для себя сформулировали?

VI. Домашнее задание.

Повторение и закрепление теоретического материала по теме «Цельные словосочетания. Значение словосочетаний «сущ. = сущ. Р.п.». Разбор 5 словосочетаний из последнего абзаца текста.

Материалы к уроку.