Цели урока:
- Обучающие: закрепить знания и умения решений квадратных уравнений, повторить основные методы решения уравнений с одной переменной, выработка умений выбрать нужный рациональный способ решения
- Развивающие: развивать грамотную математическую речь при ответе с места и у доски; развивать мышление посредством сравнения уравнения (нахождение общего и различного), анализа и синтеза при работе над постановкой и решением проблемы (логические умозаключения при возникновении проблемной ситуации и ее разрешении); развивать аналогию при решении уравнений
- Воспитывающие: воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры, воспитание чувства ответственности, умение контролировать свои действия, расширение знаний о родном крае.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал на цветной основе, листы самоконтроля.
Тип урока: Урок систематизации изученного материала.
План урока:
- Постановка цели урока.
- Допуск к началу урока(логическое задание).
- Слово о родном крае.
- Устная работа (теоретическая эстафета)
- Совместная работа (решение упражнений)
- Физминутка.
- Работа по рядам (решение заданий с параметром)
- Испытание (Тестирование)
- Итог урока
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
"Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того и умения."
I. Постановка цели урока.
Доброе утро! Я очень рада видеть вас. Сегодняшний урок вы проведете со мной, Ириной Геннадьевной. Сегодня на уроке мне хотелось бы вас пригласить поглубже заглянуть в замечательный мир математики – в мир уравнений, в мир поиска, в мир исследования.
Цель нашего урока сегодня: закрепить знания и умения решений квадратных уравнений, повторить основные методы решения уравнений с одной переменной, выработка умений выбрать нужный рациональный способ решения
У каждого из вас на парте лежат листы самоконтроля. Посмотрите на них. По ходу урока вы должны будете сами себя оценить по следующим пунктам:
- устная работа , т.е. знание основных определений и формул необходимых для решения уравнений
- умение решать квадратное уравнение, применяя основную формулу
- тестовое задание
за каждый пункт вы можете поставить себе максимум 5 баллов, а в конце урока вы оцените всю свою деятельность по таблице соответствия.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова французского писателя Эмиля Золя «Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».
II. Логическое задание.
Перед вами на экране анаграммы. Решите их и исключите лишнее слово
ОНРЬЕК; РВУАЕИНЕН; АКЛЫМИКЯ; ИСЧОЛ.
Даны слова: корень, уравнение, Калмыкия, число.
Лишнее слово Калмыкия. Лишнее в задании, но не лишнее для нас.
III. Слово о родном крае.
Калмыкия- это удивительный край, с своеобразной географией, экономикой, климатом, экологией, животным и растительным миром. Мне хотелось бы, чтобы вы больше знали о своем родном крае, любили его и гордились своей родиной, становились сознательными гражданами своей родины, духовно богатыми личностями. Это прекрасный край: привольная степь и Каспийское море – чабанам простор, разнотравье для разведения крупного рогатого скота, овец, верблюдов; для рыбаков – море с уникальными видами осетровых пород рыб; для отдыхающих и туристов – благодатная природа с прекрасным ландшафтом. Чего стоит один экзотический лотос…
О Калмыкии и о калмыцком народе написано много книг, сняты фильмы, посвящены стихи. А мы сегодня с вами посвятим ей наш урок.
IV. Устная работа (теоретическая эстафета).
Для успешной работы нам необходимо с вами повторить полученные знания, которые мы будем использовать сегодня на уроке.
На экране вы видите слово «Калмыкия». За каждой буквой спрятан вопрос. Я первая задаю вопрос одному из вас, а дальше тот, кто ответил, определяет следующего отвечающего и т. д.
1) Вопросы для эстафеты:
- Что называют уравнением?
- Что называют корнем уравнения?
- Что значит решить уравнение?
- Какое уравнение называется квадратным?
- От чего зависит число корней квадратного уравнения?
- Какое уравнение называется целым? Какие способы решения целых уравнений вы знаете?
- Какое уравнение называется приведенным квадратным уравнением?
- Как звучит теорема, обратная к теореме Виета?
Вы молодцы!
2) А) Решив устно уравнения, мы узнаем, как называется общекалмыцкий (ойратский) свод законов? (применив теорему Виета)
x2-16х+63=0 2x2-50=0 x2+12х+32=0 |
7; 9 – Великое 4, -8 – Главный 5; -5 – Степное -4, -8 – Уложение -5; 0 – Закон -9;-7 – Калмыкии |
Б) Решив уравнение (х-1)(х-6)х(х-9)=0, мы узнаем, в каком году было осуществлено добровольное вхождение Калмыкии в состав Российской федерации.
х=1 или х=6 или х = 0 или х=9
Ответ: в 1609 году.
Я вижу вы молодцы и хорошо знакомы с историей родного края.
V. Совместная работа.
А теперь решим уравнения и вспомним, какой цветок является символом Калмыкии. Вызываются по три ученика.
-
Решить уравнение 2x2-3х-2=0
А) 0,5
б) 2 и -5
в) 2 и - 0,5 -
Корнем квадратного уравнения -5х2=-25 является число:
А) -5
б)
в) -
Решите уравнение 3+(х+1)2=2х+5
А) х=1
б) х = -1
в) х = -
Решите уравнение x2-32=0. В ответе укажите наименьший из его корней.
А) 8
б) -4
в) -8 -
Наименьший корень уравнения х4-11х 2+18=0
А) -3
б) 3
в) - -
Решите уравнение 3-6x2-6х+36=0.
А) х=6 и х =
б) х=6 и х=
в) х=6 и х= -
При каком значении параметра а уравнение 2x2+ах+8=0 не имеет корней.
А) (-8;8)
б) (-4;8)
в) (-4;2)
Демонстрация слайда.
Таким образом, в процессе выполнения задания, мы повторили методы решения целых уравнений:
- Метод разложения на множители (№6)
- Метод введения новой переменной (№5)
- Повторили формулы для решения квадратных уравнений.
- А также решили уравнение с параметром, тем самым повторили решение квадратных неравенств.
VI. Физминутка.
VII. Работа по рядам.
Отдохнули, а теперь продолжаем работать. Вы знаете, что калмыки народ дружный, как правило, живут одной большой семьей.
И у вас сейчас будет шанс почувствовать себя семьей. Каждому ряду я предлагаю выполнить индивидуальное задание. Можно совещаться с соседями. И по одному представителю от каждого ряда я приглашаю к доске.
Выполним упражнения, которые вы видите на экране, и узнаем, название самого большого соленого озера Калмыкии. Каждому ряду предлагается свое задание. (Один ученик от каждого ряда вызывается к доске)
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
Решить уравнение: |
Решить уравнение: |
Решить уравнение: |
Ответ: -4 | Ответ: 3 | Ответ: 8 и 2 |
М | а | н | ы | ч | р |
-4 | 3 | 8 | 2 | -4 | -3 |
Демонстрируется слайд.
«Маныч» переводится «горький», «Гудило», очевидно пошло от украинского этноса, поселившегося в этих местах в середине 19 века. Еще недавно об этом озере рассказывали самые невероятные фантастические вещи. Так, продолжительное время считали, что оно не что иное как видимая часть могучей подземной реки, связанной с Каспием. Были случаи, когда на глазах ошеломленных путников вода Маныча с диким ревом покидала просторное водное ложе, совсем исчезала, а потом неожиданно опять возвращалась, словно вырывалась из тисков преисподней. А куда могла уйти и откуда могла появиться такая огромная масса воды?
В этих удивительных местах есть черные тюльпаны (тюльпаны занесены в красную книгу). Природа так создала это место, что не только чудесные цветы есть, но и удивительный животный мир. Стаи турухтанов и плавунчиков, изящные шилоклювки, кто в воде, кто около воды, занимают береговую полосу почти по всей её обозримой длине.
Дальше на едва поднимающемся из воды полуострове степенно вышагивают журавли и колпицы. Острова на озере большие и совсем крохотные. На Чаячьем, Пеликаньем, Двойном, Тюльпаньем и Утином масса гнездящихся птиц, редчайшие в Европе островные гнездовые колонии кудрявых и розовых пеликанов, дрофы, гнёзда цапель, лебедей, колпиц, колонии черноголовых хохотунов.
VIII. Испытание
Каждый человек, желающий стать достойным гражданином своей страны , должен пройти серьезную подготовку. Всех нас жизнь регулярно подвергает испытаниям. Я сейчас тоже буду вас испытывать, и вам нужно показать, что вы справитесь с трудностями в виде уравнений с 1 переменной на экзамене. Вам необходимо выполнить тест и с помощью таблицы соответствия получить названия животного, обитающего в Калмыкии и цветка изображенного на флаге Калмыкии (буквы в слове могут повторяться).
Готовы? А теперь обменяйтесь тестовыми заданиями и проверьте работы своих соседей, и оцените их работу (1 задание 1 балл). Каждый выставляет полученные оценки в лист самоконтроля (на экране демонстрируются слайды с правильными ответами и слайды о сайгаке и лотосе).
IX. Итог урока.
Итак, ребята, давайте подведем итоги урока. На сегодняшнем уроке мы повторили способы решения целых, дробно-рацинальных уравнений и уравнений с параметром, а также поговорили о родном крае- Калмыкии.
В процессе длительного исторического проживания на общей территории народы Калмыкии накопили ценный опыт межнационального общения общекалмыцкий (ойратский) свод законов. В республике созданы казахский, славянский, еврейский, немецкий, корейский и другие национальные культурные центры. Ежегодно проводятся традиционные национальные праздники: Зул, Рождество, Навруз, Святки, Цаган Сар, и т.д. В республике создана благоприятная обстановка для верующих всех концессий, что способствует взаимопониманию, миру, согласию в обществе.
Мне бы хотелось верить, что и вы, и ваши будущие дети будете поддерживать толерантное отношение друг с другом и людьми различных религий и национальностей и сохраните те богатства , что достались нам от природы и предков.
По итогам урока выставим отметки всем, кто принял непосредственное участие в работе. Заполните, пожалуйста, лист самоконтроля. Поднимите пожалуйста руки кто оценил себя на «5» ? Молодцы! А на «4» - Молодцы! ну а остальным нужно еще дома тщательно поработать над этой темой.
X. Домашнее задание.
Чтобы закрепить знания вам надо поработать дома. Каждый из вас получает карточки и из предложенных уравнений индивидуально выбирает 6 уравнений и решает их, это обязательно, но если вы выполните больше я буду очень рада и, конечно, за это будет дополнительная оценка. Открыли дневники и пишем: Повторить теорию страницы 245 -248; карточка.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
(Указание: перемножьте первую со второй, а третью с четвертой скобкой и перейдите к замене переменной)
XI. Рефлексия.
Демонстрируется слад.
Итак, наш урок подошел к концу. Каков же итог нашей встречи? Перед вами на экране два человечка : один улыбается, ему все нравится, а другой чем-то недоволен.
С помощью аплодисментов выберите ту картинку, которая соответствует вашим ощущениям на уроке.
Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.