Образовательные цели:
- продолжить формирование спец. умений (выделять существенные признаки реакций) и навыков (в написании уравнений реакций);
- обеспечить усвоение учащихся понятия «кислота» как частного случая вещества.
Развивающие цели:
- Развивать логическое мышление;
- Развивать умение проводить сравнение, сопоставление, вести наблюдения;
- Развивать умение выявлять причинно-следственные связи в химических процессах, делать выводы, обобщения;
- Развивать речь учащихся;
- Развивать любознательность и интерес к учению.
Воспитательные цели:
- Продолжать формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения через живое созерцание к абстрактному мышлению и практике через познание отдельных фактов и закономерностей к обобщениям;
- Прививать навыки коллективного труда.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование урока: мультимедиа, индикаторы, пробирки, штатив для пробирок, лучина, химические стаканы, растворы кислот HCl, H2SO4, металлы: Fe, Cu.
Ход урока
Формы организации познавательной деятельности | содержание | ||||||||||||
I. Организация урока. Подготовка учащихся к работе |
|||||||||||||
Беседа. Индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы уч-ся Письменная работа |
II. Проверка домашнего задания. 1. Выявить качественный уровень выполнения д/з (осмысленность, прочность, осознанность. 2. Выявить типичные ошибки в знаниях учащихся, акцентировать на них внимание класса и показать пути их устранения. 3. Составить представление об уровне развития мышления. Содержание этапа: Общие 1. Как в лаборатории можно получить водород? (на уровне воспроизведения) I-й уровень Из данного перечня формул выбрать формулы оксидов: 1) Ca(OH)2 2) SO2 3) HCl 4) BaCl2 5) CaO 6) H2SO4 II-й уровень Что означают записи: 1) 5H 2) 2H2 3) 6H 4) H2O 5) 3H2s 6) 4H2O III-й уровень Составьте уравнение реакций, в результате которых можно получить водород. Mg + HCl= H2+ PbO = Ca + H2O = |
||||||||||||
ФОПД – индивидуальная Постановка проблемы |
III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Актуализировать ведущие знания уч-ся, необходимые для адекватного включения в УПД. Содержание этапа: 1) Состав кислот 2) Физические свойства соляной и серной кислот 3) Изменение окраски индикаторов в кислой среде 4) Взаимодействие кислот с металлами 5) Постановка проблемы Дорогие ребята, вы любите фрукты,ягоды? (слайд №4)? Какой вкус у фруктов? (слайд) Как видите, здесь есть представители растений и животных. А что между ними общего? Лимон, яблоко, муравей? Чем объясняется кислый вкус фруктов и других продуктов? |
||||||||||||
Проблемно-поисковый, частично-поисковый, объяснительно иллюстративный. Работа над словами «кислота», «индикаторы», Работа в парах Постановка проблемы Парная работа МО. Проблемно-поисковый. Работа с учебником Вывод. Групповая работа вывод Работа над терминами «валентность», «кислотный остаток». Запись в тетрадь |
IV. Этап усвоения новых знаний. Подберите однокоренные слова к слову кислота. Таким образом, само название класса указывает на одно из физических свойств кислот. Действительно кислоты имеют кислый вкус, его вы ощущаете, когда положите на язык ломтик лимона, в соке которого содержится небольшое количество лимонной кислоты. Но, помните о том, что эта кислота пищевая! Пробовать на вкус кислоты ни в коем случае нельзя – можно отравиться или получить сильный химический ожог, так как кислоты обладают разъедающим действием. Как можно распознать кислоты, не пробуя на вкус? Учащимся предлагается проверить изменение окраски индикаторов при действии кислот и щелочей. Л/р Повторение ТБ при работе с кислотами. Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. Но, чтобы этого не случилось нужно при выполнении лабораторных работ с кислотами соблюдать правила техники безопасности. Повторим: выполнять все указания учителя, Не пробовать вещества на вкус, пробирку в руки не брать, не приступать к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать, Обращаться с лабораторной посудой бережно и закончив работу, привести рабочее место в порядок. При попадании кислоты на кожу надо смыть её струёй воды. Обработать 2% раствором гидрокарбонатом натрия.
– Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в соляной и серной кислотах? – Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж в соляной, и в серной кислотах? Что такое индикаторы? Изменится ли окраска индикатора при добавлении в сыворотку от простокваши, в соке яблока, лимона. Демонстрация опыта. – На основании проведенных опытов сделаем выводы: независимо от вида кислот индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами. С чем же это связано? На доске записываю формулы кислот: HCl, H2SO4, HNO3, H3PO4, H2S, HI, H2CO3, H2SO3, H2BO3 Ребята, а что общего вы нашли в строении данных кислот? (Учитель дополняет: а все оставшееся это остатки, а если остатки эти у кислот, то остатки будет называться кислотными и так, даем определение). У всех есть атом водорода. А в чем же различие этих кислот? Уч-ся записывают определение и классификацию кислот.(слайд№ Все ли металлы вытесняют водород из кислот? (HCl р, H2SO4 р) Учащиеся выполняют л/р. Взаимодействие HCl р, H2SO4 р с металлами (Mg Fe Cu) (слайд№
Делают учащиеся. Учитель объясняет как пользоваться рядом активности металлов.(слайд) Вывод: Ме стоящие до Н вытесняют водород из кислот, а Ме стоящие после Н не вытесняют водород из кислот (за исключением азотной кислоты) На примере данных уравнений уточняем понятие валентности кислотного остатка, даем названия образующимся продуктам, расставляем коэффициенты. Закрепление ведущих знаний · По составу кислот; · Формулам кислот; · Составлению формул; · Расстановка коэффициентов; · Тип химических реакций. Закончить уравнения практически возможных реакций H2SO4 + Al = HCl + Al = HCl + Ag = HCl + Sn = Ёще раз формируется вывод. Ряд активности записывают уч-ся в тетрадь. |
||||||||||||
V. Этап проверки понимания уч-ся учебного материала. Выявить уровень понимания уч-ся нового материала |
|||||||||||||
ФОПД индивидуальная |
VI. Этап первичного закрепления новых знаний. Совершенствовать способы деятельности уч-ся, добиваться от уч-ся выполнения задания на разных уровнях с учетом индивидуальных способностей. Содержание этапа. Задание различной степени трудности: I-й уровень) Какие вещества называются индикаторами, как они изменяют окраску в водных растворах кислот? II-й уровень Напишите химические формулы серной, соляной, ортофосфорной кислот. Определите кислотный остаток, проставьте его валентность. III-й уровень По нижеприведенным схемам составьте уравнения химических реакций: Mg + H3PO4 = Na + HCl = Al + H3PO4 = |
||||||||||||
VII. Этап информации о д/з. Разъяснить уч-ся не только то, что надо делать, но и как они должны его выполнять, т.е. ознакомить с методикой выполнения. $32, с. 104 уп.1, 2 (I уровень), 4 (II уровень), 7 (III уровень). |