Цель: Способствовать развитию музыкальных способностей воспитанников через интегрированную образовательную область с использованием методов и приемов, приемлемых для старшего возраста.
Задачи:
- Формировать умения средствами разных видов искусств, приобщать детей к восприятию образа животных, вызывать соответствующий отклик.
- Развивать у ребёнка позиции активного участника, исполнителя, творческого созидателя.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, культуру поведения.
Интеграция образовательных областей:
Образовательные (ОО «Музыка», «Познание», «Художественное творчество»):
- Накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведениями.
- Средствами разных видов искусств, приобщать детей к восприятию образа животных, вызывать соответствующий отклик.
- Формировать умение чувствовать характерные особенности художественного образа.
- Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.
Развивающие (ОО «Коммуникация», «Музыка», «Познание»):
- Развивать музыкальный слух, память, тембровое и ритмическое восприятия и воображения.
- Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, мышление).
- Развивать устную речь детей и любознательность.
Воспитательные (ОО «Социализация», «Коммуникация»): Воспитывать любовь к природе.
Оздоровительные (ОО «Здоровье», «Физическая культура»):
- Использовать элементы здоровьесберегающих технологий, как: психогимнастика и двигательная активность;
- Развитие мелкой и крупной моторики рук.
Предварительная работа:
- Консультации для воспитателей «Формирование умения воспринимать художественный образ через разные виды искусств»
- Индивидуальная работа с детьми: рассматривание картинок, видеоматериала на тему «Животные, птицы, рыбы»
- Рассматривания альбома «Музыкальные инструменты»
- Слушание альбома Сен-Санса «Карнавал животных в свободной деятельности детей.
- Импровизации с цветовыми зарисовками на сюжетную тему.
- Совместная деятельность с детьми и родителями: заучивание стихов о животных.
Материал:
- магнитная доска;
- алгоритм рисунков «Художественный образ» (композитор, поэт, художник)
- алгоритм подбора цветовой гаммы «Палитра»
- атласные ленты
- проектор
- слайды
Ход деятельности
М.Р.: (пропевает) Здравствуйте, ребята!
Дети: (пропевают) Здравствуйте!
М.Р.: Я очень рада вас видеть, сегодня в музыкальном зале у нас воспитатели нашего детского сада, давайте расскажем и покажем, что мы знаем о художественных образах, о том, что образ можно передать через разные виды деятельности. Вот перед вами картинки, которые помогут определить, кто создает художественный образ, например: образ солнышка, слоника, рыбок, гномиков:
Алгоритм № 1 – предлагаются картинки с изображением музыкального инструмента, книги, палитры: дети говорят, что художественный образ создает композитор, поэт или писатель и размещают соответствующие картинки на магнитной доске.
М.Р.:Дети, а что такое - «Карнавал» (ответ: праздник)
Правильно, это праздник, на котором все обязательно должны надеть маску или карнавальный костюм или просто разукрасить себя так, чтобы никто не узнал. Но наш карнавал необычный - он музыкальный и гостями на нем будут различные животные: рыбы, звери. Итак, начинается карнавал животных, слушаем фрагмент этого произведения и узнаем. (ответ: Слон)
М.Р.:Кто создал музыкальный образ слона? (ответ: композитор Сен-Санс)
М.Р.:Какой музыкальный образ слона вы себе представили (ответы: слон танцует, музыка тяжелая, медленная, неуклюжая)
М.Р.:Эту музыку слушаем с улыбкой - тяжелый, неповоротливый слон танцует вальс. Тему вальса исполняет самый большой струнный музыкальный инструмент - контрабас. Его низкий и густой звук с юмором изображает легкий и изящный вальс. Очень неуклюжий и смешной получается у слона танец.
Давайте вы нам покажите каждый своего танцующего слоника (дети двигаются под музыку, используя «Копилку» движений). Молодцы, очень грациозные танцующие слоники получились. Это музыкальный образ слона, а кто еще может создать художественный образ слона (ответ: поэты)
Реб: «Серый слон» написал Астафьев
Серый слон, он – добряк по жизни, и мечтатель большой, как вы,
Обожают слоны в полдень жаркий, обливаться струёй воды.
Для того у слона есть хобот, иногда он в него трубит.
Слон боится мышей, и "в оба", он под ноги себе глядит.
М.Р.: Я предлагаю послушать еще одни музыкальный образ карнавала, слушайте, кто приглашен на праздник (фрагмент Сен-Санс «Аквариум»).
(ответ: рыбки, а произведение называется «Аквариум»)
М.Р.: Правильно, а какой музыкальный образ вы услышали?
(ответы: музыка искрится и переливается, как будто в аквариуме плавают волшебные рыбки)
М.Р.: Нежно поют скрипки, рисуя чудесную картину подводного волшебного мира. Рыбки плавают бесшумно, собираются парами, кружатся, то поднимаются вверх, то опускаются ко дну и все вокруг наслаждаются их красотой. Музыка словно скользит, искрится. Это же настоящее чудо! Сейчас наш музыкальный зал превратится в аквариум, а дети - в рыбок.
Танец-импровизация с лентами
М.Р.: Кто нам передаст поэтический образ рыбок.
Реб: У меня стихотворение – загадка:
На окошке пруд, в нем рыбки живут.
У стеклянных берегов не бывает рыбаков. Что за домик на окне?
(ответы детей: аквариум)
М,Р.: Дети, но мы с вами забыли, что художественный образ создают не только музыканты, поэты, но и кто еще? (ответ: художники)
М.Р.: Правильно, если представить, что звукам соответствуют определенные цвета, а сочетаниям звуков - определенные пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. Музыку можно не только послушать, но и нарисовать. Давайте посмотрим, как можно цветовыми звуками изобразить наш карнавал.
Слайд № 1 – «Слон» (фрагмент)
Слайд № 2 – «Аквариум» (фрагмент)
М.Р.: Ведь музыкальные звуки похожи на разные оттенки цвета: они могут быть легкими и прозрачными, нежными, а могут быть яркими и насыщенными. Мелодичный рисунок можно изобразить в виде разнообразных линий-прямых, волнистых, тонких и толстых, свернутых в спиральки. А можно нарисовать музыку красочными пятнами. Как вы уже догадались, мы сегодня с вами будем рисовать музыкальный образ героев «Карнавала животных».
Алгоритм № 2: (на магнитной доске крепится 2 палитры, цветовые «акварельные» пятна)
Ребята, давайте вместе соберем приблизительную палитру красок для каждого образа
(коллективная работа)
М.Р.: Молодцы, а теперь предлагаю вам попробовать создать свой музыкально-художественный образ в цветовой зарисовке. А наших уважаемых воспитателей попросим узнать, какой музыкальный образ вы передали в цветовой зарисовке.
(дети рисуют цветовые композиции на музыкальные образы композитора Сен-Санса «Слон», «Аквариум», воспитатели рассматривают рисунки детей).
М.Р.: Спасибо вам, ребята, за такие чудесные рисунки, я надеюсь, что все наши воспитатели увидели то, что вам хотелось передать, создавая художественный образ слоника или рыбки. Молодцы!
(пропевает) До свидания!
Дети: (пропевают) До свидания!