Обобщение опыта работы по авторской комплексной образовательно-воспитательной программе "Глобус" в условиях трехязычия

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Задачи, заложенные в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», определили новые условия обучения и преподавания в современной школе.

В современных условиях школа, как базовое звено образования, должна обеспечить обучающегося не только определенной суммой знаний, но и способствовать развитию его личности, его познавательной и созидательной способностей.

Анализ условий и традиций, сложившихся в школе и на кафедре английского языка в 2003 году, способствовал внедрению в учебный процесс авторской комплексной образовательно-воспитательной программы «ГЛОБУС». Данная программа является документом, утвержденным на заседании кафедры английского языка, который взят за основу внеурочной деятельности учителей кафедры английского языка. Мероприятия, предусмотренные программой, органично вписываются в общешкольный план внеклассной воспитательной работы и способствуют выполнению задач, намеченных в воспитательном плане гимназии. Данная программа активно используется учителями кафедры английского языка в учебно-воспитательном процессе и в качестве классных руководителей.

Механизм работы программы заключается в:

  • Во взаимодействии учебной и воспитательной деятельности
  • Формировании социокультурной компетенции учащихся
  • Использовании национально-регионального компонента

Цель программы - формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков учащихся.

Образовательные задачи:

  • повышение качества образовательного процесса
  • повышение уровня обученности учащихся

Воспитательные задачи:

  • формирование гражданской ответственности и правового самосознания
  • формирование способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда

Развивающие задачи:

  • развитие креативной способности учащихся
  • совершенствование интеллектуальных умений школьников

Воспитательная работа направлена на формирование иноязычной компетенции учащихся, предпрофильную подготовку и интеграцию предметов. Программа предусматривает вовлечение учащихся в следующие направления:

  • гид-экскурсовод
  • репортер-переводчик
  • юный лингвист
  • историк-исследователь
  • литературный критик
  • юный актер

Работа по данным направлениям осуществляется в форме кружков, факультативов, консультаций и индивидуальных занятий по установленному графику. Внеурочная воспитательная деятельность органически входит в учебно-образовательный процесс. В практике широко используются различные формы внеклассной работы:

  • индивидуальная
  • групповая
  • массовая

К массовым формам относятся конкурсы, олимпиады, тематические вечера и конференции: День Благодарения, день св. Валентина; предметные олимпиады; фонетические конкурсы и конкурсы английской песни; научно-практические конференции «Знатоки родного края» и т.д.

Групповые формы работы включают в себя проведение брейн-рингов, викторин, выпуск тематических стенных газет и постановку спектаклей и сценок: брейн-ринг «Знаменитые личности Татарстана»; викторина «Язык и культура», спектакли «Робин Гуд», «Укрощение строптивой» и т.д.

Индивидуальная форма работы заключается в подготовке учащихся к конкурсам и фестивалям и олимпиадам по английскому языку: фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио учащихся», конкурс «Проба пера», конференция им. Лобачевского и конференция им. Толстого и т.д.

Использование разнообразных форм и методов во внеурочной работе, задачи, поставленные модернизацией образования и анализ результатов воспитательной деятельности, способствовали систематизации накопленного материала и разработке авторской программы «ГЛОБУС».

Программа «ГЛОБУС» способствует формированию нравственных жизненных установок личности, сохранению и развитию татарского и русского языков, адаптации ученика в едином социокультурном пространстве.

2010-2011гг. является завершающим этапом апробации программы, где можно отследить положительные результаты внеурочной деятельности по предмету учителей кафедры английского языка.

Содержание программы «ГЛОБУС»

Содержание программы
года тематика
2004-2006 Четверть Формирование лингво-культурологической компетенции учащихся на основе использования страноведческого компонента.
I 1. изучение традиций англоязычных стран
2. фестиваль иностранной песни
II 1. знаменательные исторические даты Англии и Америки
2. День Благодарения
III 1. англоязычные страны: история и современностьдень св. Валентина
2. фестиваль «Лонгман»
IV 1. литература Англии и Америки
2. день рождения Шекспира
2007-2009 Четверть Формирование общепланетарного мышления учащихся на основе знакомства с вариативностью культур мирового сообщества.
I 1. информационные технологии
2. 24 октября - Всемирный день информации о развитии, День Организации Объединенных наций
II 1. молодежь и молодежные проблемы в мире
2. 10 декабря - Международный день прав человека
III 1. экология планеты и проблемы окружающей среды
2. 21 марта – Международный День Земли
IV 1. знаменательные личности мирового значения
2. 23 апреля – всемирный день книги
2009-2011   Формирование социокультуроной компетенции учащихся условиях национальной школы
I 1. география и биология Татарстана
2. проектные работы «Презентация натюрмортов»
II 1. история Татарстана, краеведение
2. конкурсы и брейн-ринги «Знатоки родного края»
III 1. научное направление в Татарстане (математика, химия, физика)
2. научно-практические конференции
IV 1. культурное наследие Татарстана (литература и музыка)
2. фестиваль творчества учащихся гимназии