Задачи, заложенные в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», определили новые условия обучения и преподавания в современной школе.
В современных условиях школа, как базовое звено образования, должна обеспечить обучающегося не только определенной суммой знаний, но и способствовать развитию его личности, его познавательной и созидательной способностей.
Анализ условий и традиций, сложившихся в школе и на кафедре английского языка в 2003 году, способствовал внедрению в учебный процесс авторской комплексной образовательно-воспитательной программы «ГЛОБУС». Данная программа является документом, утвержденным на заседании кафедры английского языка, который взят за основу внеурочной деятельности учителей кафедры английского языка. Мероприятия, предусмотренные программой, органично вписываются в общешкольный план внеклассной воспитательной работы и способствуют выполнению задач, намеченных в воспитательном плане гимназии. Данная программа активно используется учителями кафедры английского языка в учебно-воспитательном процессе и в качестве классных руководителей.
Механизм работы программы заключается в:
- Во взаимодействии учебной и воспитательной деятельности
- Формировании социокультурной компетенции учащихся
- Использовании национально-регионального компонента
Цель программы - формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков учащихся.
Образовательные задачи:
- повышение качества образовательного процесса
- повышение уровня обученности учащихся
Воспитательные задачи:
- формирование гражданской ответственности и правового самосознания
- формирование способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда
Развивающие задачи:
- развитие креативной способности учащихся
- совершенствование интеллектуальных умений школьников
Воспитательная работа направлена на формирование иноязычной компетенции учащихся, предпрофильную подготовку и интеграцию предметов. Программа предусматривает вовлечение учащихся в следующие направления:
- гид-экскурсовод
- репортер-переводчик
- юный лингвист
- историк-исследователь
- литературный критик
- юный актер
Работа по данным направлениям осуществляется в форме кружков, факультативов, консультаций и индивидуальных занятий по установленному графику. Внеурочная воспитательная деятельность органически входит в учебно-образовательный процесс. В практике широко используются различные формы внеклассной работы:
- индивидуальная
- групповая
- массовая
К массовым формам относятся конкурсы, олимпиады, тематические вечера и конференции: День Благодарения, день св. Валентина; предметные олимпиады; фонетические конкурсы и конкурсы английской песни; научно-практические конференции «Знатоки родного края» и т.д.
Групповые формы работы включают в себя проведение брейн-рингов, викторин, выпуск тематических стенных газет и постановку спектаклей и сценок: брейн-ринг «Знаменитые личности Татарстана»; викторина «Язык и культура», спектакли «Робин Гуд», «Укрощение строптивой» и т.д.
Индивидуальная форма работы заключается в подготовке учащихся к конкурсам и фестивалям и олимпиадам по английскому языку: фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио учащихся», конкурс «Проба пера», конференция им. Лобачевского и конференция им. Толстого и т.д.
Использование разнообразных форм и методов во внеурочной работе, задачи, поставленные модернизацией образования и анализ результатов воспитательной деятельности, способствовали систематизации накопленного материала и разработке авторской программы «ГЛОБУС».
Программа «ГЛОБУС» способствует формированию нравственных жизненных установок личности, сохранению и развитию татарского и русского языков, адаптации ученика в едином социокультурном пространстве.
2010-2011гг. является завершающим этапом апробации программы, где можно отследить положительные результаты внеурочной деятельности по предмету учителей кафедры английского языка.
Содержание программы «ГЛОБУС»
Содержание программы | |||
года | тематика | ||
2004-2006 | Четверть | Формирование лингво-культурологической компетенции учащихся на основе использования страноведческого компонента. | |
I | 1. изучение традиций англоязычных стран 2. фестиваль иностранной песни |
||
II | 1. знаменательные исторические даты Англии и Америки 2. День Благодарения |
||
III | 1. англоязычные страны: история и современностьдень св. Валентина 2. фестиваль «Лонгман» |
||
IV | 1. литература Англии и Америки 2. день рождения Шекспира |
||
2007-2009 | Четверть | Формирование общепланетарного мышления учащихся на основе знакомства с вариативностью культур мирового сообщества. | |
I | 1. информационные технологии 2. 24 октября - Всемирный день информации о развитии, День Организации Объединенных наций |
||
II | 1. молодежь и молодежные проблемы в мире 2. 10 декабря - Международный день прав человека |
||
III | 1. экология планеты и проблемы окружающей среды 2. 21 марта – Международный День Земли |
||
IV | 1. знаменательные личности мирового значения 2. 23 апреля – всемирный день книги |
||
2009-2011 | Формирование социокультуроной компетенции учащихся условиях национальной школы | ||
I | 1. география и биология Татарстана 2. проектные работы «Презентация натюрмортов» |
||
II | 1. история Татарстана, краеведение 2. конкурсы и брейн-ринги «Знатоки родного края» |
||
III | 1. научное направление в Татарстане (математика, химия, физика) 2. научно-практические конференции |
||
IV | 1. культурное наследие Татарстана (литература и музыка) 2. фестиваль творчества учащихся гимназии |