Оборудование: Опорная таблица «Разряды местоимений».
Эпиграф на доске:
По совокупности признаков своего грамматического и обшеязыкового поведения местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или дублеры в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово.
А. Реформатский
Образовательные цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о местоимении, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ.
а) совершенствовать умение находить местоимения в речи; производить их морфологический разбор; классифицировать, анализировать местоимения; отличать их от других частей речи.
б) повторить и закрепить правила написания местоимений, вызывающие затруднение у учащихся (не и ни в отрицательных и неопределенных местоимениях, дефисное и слитное написание неопределенных местоимений и др.). - Развивать умение оценивать морфологические формы с точки зрения нормативности.
Воспитательные цели урока:
- Воспитывать интерес к слову, желание пополнять свой лексикон, развивать и обогащать свою речь.
- Показать учащимся красоту, богатство, выразительность русского языка, разнообразие его ресурсов.
Развивающие цели урока:
- Развивать творческие способности учащихся: ассоциативность мышления, быстроту реакции, зрительную, слуховую, моторную память, внимание, наблюдательность, орфографическую зоркость.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Сегодня в курсе уроков, посвященных морфологии, мы обобщим и систематизируем знания о местоимении, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ. К этому уроку в качестве домашнего задания вы повторили тему «Местоимение» и, разделившись на группы, подготовили небольшое сообщение о разрядах местоимений по следующему плану:
- Значение местоимений данного разряда.
- Грамматические признаки.
- Особенности правописания.
Вопросы классу:
– Что называется местоимением?
– Как соотносятся местоимения с другими частями речи?
– Назовите разряды местоимений; дайте их краткую характеристику.
Представители каждой из групп выступают с краткими сообщениями о разрядах местоимений.
Учитель: Используйте теоретический материал при выполнении практической части урока.
ЗАДАНИЕ 1. Впишите следующие местоимения в соответствующую графу таблицы «Разряды местоимений».
Мой, другой, вы, кто, что-то, каждый, который, я, они, столько, ничей, некто, себя, кое-какой, весь, нечего, свой, несколько, всякий, что, сам, этот, ваш, что-либо, какой, какой-нибудь, таков, никто, всякий, нисколько, то, собой, несколько, любой, сколько.
Название разрядов местоимений | Примеры местоимений |
Личные | |
Возвратное | |
Вопросительные/Относительные | |
Указательные | |
Неопределенные | |
Отрицательные | |
Притяжательные | |
Определительные |
ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте пословицы. Найдите и подчеркните в данных пословицах местоимения, определите их разряд и синтаксическую роль в предложении.
1. Запишите номера пословиц, ориентируясь на количество местоимений в каждой из них. Принцип записи: от большего количества местоимений в предложении к меньшему.
2. Местоимения каких разрядов в этих пословицах отсутствуют?
- Чем богаты, тем и рады.
- Сам не научишься, никто не научит.
- Тот не ошибается, кто ничего не делает.
- Сын у меня мой, а ум у него свой.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Храни себя от бед, пока их нет.
- На каждый роток не накинешь платок.
- Скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты.
- От иной похвалы хоть в землю уйти.
- Моя хата с краю, ничего не знаю.
- Все хорошо, что хорошо кончается.
- Всякому овощу свое время.
- Не тот живет больше, чей век дольше.
- Правда прямо идет, с нею не разминешься.
- За чем пойдешь, то и найдешь.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
КЛЮЧ:
1. В 8-ом предложении шесть местоимений; в 4-ом – четыре; в 3-ем и в 5-ом по три; в 1-ом, 2-ом, 6-ом, 10-ом, 11-ом, 12-ом, 13-ом, 15-ом – по два местоимения; в 7-ом, 9-ом, 14-ом, 16-ом - по одному. Ответ должен выглядеть следующим образом: 8, 4, 3, 5, 1, 2, 6, 10, 11, 12, 13, 15, 7, 9, 14, 16.
2. В этих пословицах не встретилось ни одного неопределенного местоимения.
ЗАДАНИЕ 3. Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями – фразеологизмами, в состав которых входят местоимения.
Потерять самообладание; нечто неопределенное; смотреть внимательно; искусный мастер; очень сильно спешить; скучать от безделья; чувствовать себя неловко; беспрестанно оглядываться.
Не в своей тарелке; во все глаза; выйти из себя; нестись на всех парусах; от нечего делать; ни то ни се; на каждом шагу; на все руки мастер.
Учитель: А теперь посмотрите на карточки с заданием для групп.
ЗАДАНИЕ 4. Каждой из трех групп предлагается, исследовав отрывок из поэтических текстов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, выписать оттуда все личные местоимения и определить грамматические признаки каждого из них.
1 группа.
Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
А. Фет
2 группа.
Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Шел теплый дождь – его струи
По листьям весело стучали.
Ф. Тютчев
3 группа.
Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать…
Ф. Тютчев
Личные местоимения, которые нужно было выписать: я, тебе, я, тебя, я, она, ее, в ней, ей.
Вопрос 1 группе: Почему в строфе из стихотворения А. Фета, состоящей всего из четырех строк, три раза встречается личное местоимение «я»?
– Личное местоимение «я» очень часто употребляется в поэтической речи. В лирических произведениях поэт обычно рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своем восприятии жизни, событий.
Вопрос 2 группе:
– Почему, выполняя задание, вы не выписали местоимение «его»? (его струи).
– Это не личное, а притяжательное местоимение. Струи (чьи?) его.
Комментарий учителя: Личные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ могут употребляться для обозначения принадлежности. Сравните два предложения:
Кто в нужде не бывал, тот ее не знает. Не змея страшна, а ее жало.
Личные местоимения связаны с глаголом, от него зависят. В предложении являются дополнением.
Притяжательные местоимения связаны с именем существительным, в предложении являются определением. Запомните: притяжательные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ не изменяются и образуют словосочетания типа «примыкание».
Вопросы 3 группе:
– Вы правильно выписали два личных местоимения «в ней» и «ей». Скажите, в какой форме они употреблены в данном поэтическом тексте?
– Начальная форма этих личных местоимений «она»; оба - личные местоимение 3-его лица единственного числа женского рода; в тексте местоимение «в ней» употреблено в форме предложного падежа, а местоимение «ей» в форме дательного.
– А что вы можете сказать о начальной н в местоимениях 3 лица? Когда она появляется? Знаете ли вы это правило?
Ответы учеников. 1. Начальное н в местоимениях 3-его лица в современном русском языке добавляется к личным местоимениям, употребленным после всех простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через): без него, через нее, а также ряда наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади): после него, около них. Не добавляется начальное н при сочетании этих местоимений с наречными предлогами, требующими дательного падежа (благодаря, согласно, наперекор, вслед, навстречу, соответственно, подобно): вслед ему неслась телеграмма; благодаря ей, ему.
Не требуют после себя вставки н и отыменные предлоги: наподобие его, со стороны его. После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-его лица употребляются без начального н: моложе ее, лучше его, выше их.
Учитель. Продолжим разговор о правильном употреблении местоимений в письменной и устной речи и выполним упражнение, которое позволит проверить ваше умение оценивать морфологические формы с точки зрения нормативности русского языка.
ЗАДАНИЕ 5. Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или неправильно употреблены местоимения. Запишите предложения в исправленном виде.
- У их отличная квартира в новом доме. (Нужно: у них).
- Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы. (Нужно: его дипломной работы).
- Я скучаю по Вам. ( Нужно: по Вас).
- Мы ничего не знали о этой истории. (Нужно: об этой истории).
- Ихний ребенок плохо воспитан. (Нужно: Их ребенок).
- Во сколько метров от школы находится стадион? (Нужно: В скольких метрах от школы).
- Мы решили зайти к ему в гости. (Нужно: к нему).
- Своя будущая профессия мне очень нравится. (Нужно: Моя будущая профессия).
- Вокруг них разгорелся спор. (Здесь форма местоимения «них» употреблена правильно).
Запомните:
- После некоторых глаголов, обозначающих чувства и переживания (тосковать, горевать, скучать, плакать, тужить и др.), личные местоимения 1-ого и 2-ого лица с предлогом «по» употребляются в предложном падеже: тоскуют по Вас; скучают по нас.
- Притяжательного местоимения ихний в литературном языке нет!
ЗАДАНИЕ 6. Вспомните о правописании отрицательных и неопределенных местоимений. Прочитайте предложения. Запишите их в правильном порядке, ориентируясь на данные таблицы. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Ученые многих стран возвращались из Арктики, н…чем не об…гатив науку.
В течени… столетий н…кто (не) бывал на Северном полюсе и н…кем он (не) был изучен.
Основательное изучение Северного полюса было начато русскими людьми в 30-ые годы прошлого века.
В начале двадцатого века кое(кто) из полярных путешественников сумел добрат…ся до полюса, но н…кому (не)удалось продержаться там более н…скольких суток.
№ | Разряды местоимений | ||
личные | неопределенные | отрицательные | |
1 | 1 | 2 | |
2 | 2 | 1 | |
3 | 1 | ||
4 |
Запомните: в отрицательных и неопределенных местоимениях приставка –не– является ударной, а –ни – безударной. –Не и -ни с местоимениями пишутся слитно. Условием для раздельного написания является наличие предлога. Например: никто, никакой, ничей, нечего и с предлогом: ни у кого, ни у какого, ни с чьим, не с кем и т.д.
Неопределенные местоимения с –то, -либо, –нибудь, кое- пишутся через дефис: кое-что, кое-кому, что-то, чем-то, сколько-то, кого-нибудь, с кем-либо, чему-либо и т.д. Если после приставки кое- следует предлог, то она переходит в разряд частиц и пишется с неопределенными местоимениями раздельно: кое у кого; кое с кем.
Запомните: В сочетаниях не кто иной, как; не что иное, как местоимения с частицей не пишутся раздельно. Это был не кто иной, как мой друг. Если нет «как», то пишем никто иной, ничто иное. Ничто иное не могло ее огорчить.
Учитель: Используя эти теоретические сведения, выполните следующее упражнение.
ЗАДАНИЕ 7. Откройте скобки. Напишите местоимения в правильной форме.
1. Я (не –ни,с)___________ кем не встречался.
Мне (не-ни,с)____________кем встречаться.
Ей (не-ни,с)_____________каким человеком не надо встречаться.
Ему (не-ни,у)____________кого спрашивать разрешение.
Мы должны (с, кое-кто)___________договориться о деловой встрече.
Сегодня они(от, кое-кто)__________получат необходимые сведения.
2. Это был (не-ни)_ кто иной, как директор школы.
Это было (не-ни) что иное, как важное сообщение.
(Не-ни) кто иной не смог бы так поступить.
(Не-ни) что иное ее не интересовало.
Учитель. Выполняя следующее задание, вы столкнетесь со случаями возникновения функциональных омонимов. Следует помнить, что функциональные омонимы – этимологически родственные слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи. Они различаются грамматическим значением, морфологическими и синтаксическими признаками.
ЗАДАНИЕ 8. Определите, какой частью речи являются выделенные слова (все и то).
- Он все еще сидит дома.
- Все очарование человека заключается в его улыбке.
- Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц. (П. Герман).
- Ты все пела, это дело. (И. Крылов).
- То змейкой, свернувшись клубком, у самого сердца колдует, то целые дни голубком на белом окошке воркует. (А. Ахматова).
- Покажи мне то место в парке, где ты отдыхал в прошлое воскресенье.
- – Послушайте, барышня-графинюшка, - приговаривала она, подавая Наташе то то, то другое. (Л. Толстой).
КЛЮЧ: (1. Все – усилительная частица. 2. Все – определительное местоимение. 3. Все – усилительная частица. 4. Все – наречие времени. 5. То – то – разделительный союз. 6. То - указательное местоимение. 7. Первое и третье то – разделительный союз, второе то – указательное местоимение).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
- Вспомните цели нашего сегодняшнего урока. Выполнили ли мы их?
- Как вы понимаете эпиграф к уроку, записанный на доске?
- Действительно ли местоимения играют важную роль в языке? Докажите это.
- Назовите разряды местоимений.
- Какие местоимения не имеют формы именительного падежа? (себя, некого, нечего).
- Какие из известных вам местоимений не изменяются по падежам? (некто и нечто).
- Его, ее, их – это личные или притяжательные местоимения?
- Как вы отличаете в тексте местоимения от их функциональных омонимов?
- Что нового на сегодняшнем уроке вы узнали об употреблении местоимений с точки зрения литературной нормы?
В заключение учитель оценивает работу учеников на уроке, объясняет домашнее задание.