Урок чтения "И.А. Бунин "Матери"". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (484 кБ)


Цель: обучение учащихся выразительному чтению, как  способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей.
  • Развивающая: способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей.
  • Воспитательная: способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.

Оборудование:презентация к уроку, мультимедийный проектор,  мультфильм «Мама для мамонтенка», учебник «Родная речь» УМК «Школа России», карточки с пословицами, бумажные цветы.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Самоопределение к деятельности Организационный момент  
2 Актуализация знаний – Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти картины. Подумайте, что их объединяет? (Слайды 2, 3, 4)
– Да, мы видим образ женщины-матери.
На картинах мама с ребенком.
3 Постановка учебной задачи – Посмотрите мультфильм «Мама для мамонтенка».
– Мамонтенок из мультфильма ищет свою маму. А нам мама нужна?
– Давайте ответим на  вопрос: Для чего человеку мама? (Слайд 5)
 
4 Построение проекта выхода из проблемной ситуации. – Ребята, как вы думаете, почему для каждого человека мама самый близкий человек?

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать...
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – МАТЬ!
Древнее, как музыка морей,
И живое, словно свет весенний,
Слово «МАМА» – нет его добрей,
Ласковей и сокровенней.

– Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!

– Сегодня мы прочитаем стихотворение Ивана Алексеевича Бунина  «Матери» и постараемся ответить на вопрос – кем была мама для поэта?

– Чтобы у меня была красивая одежда, игрушки, телефон,  вкусная еда, чистота, не проспать в школу, водила к врачу.
– Чтобы меня выслушала, понимала, приласкала.
– Мама все поймет и простит.
– Она принимает тебя таким, какой ты есть.
– Она любит тебя за то, что это ты.
– Потому, что она дала мне жизнь.
– Это самый родной человек.
5 Первичное закрепление учебного материала А) Знакомство с автором стихотворения И. Буниным. (Слайд 6)

– Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него.
Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”, с которым мы сегодня познакомимся.

Б) Подготовка к чтению. (Слайд 7)

  • Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.
  • Кроткий голос – покорный, смирный.
  • Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку.
  • Полушепот – тихая речь.
  • Глаза туманя – засыпая
  • Очаруешь – произвести неотразимое впечатление.
  • Сумрак – полумрак, неполная темнота.

В) Чтение стихотворения учителем.

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
“Ангел-хранитель над тобой!”
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
И сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

 
6 Самостоятельная работа – Понравилось вам это стихотворение? Чем?  
– От имени кого написано стихотворение? От имени автора.
– Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением? Чувство любви к своей матери.
– Да, автор любил свою мать всю свою жизнь. Это она привила поэту любовь к поэзии, она ему много читала, рассказывала, пела. Так кем же была мама для поэта? Ангелом-хранителем.
– Мама, как ангел, оберегает нас, даёт советы, заботится о нас, поддерживает всегда – и в горе,  и в радости.
– Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение?
Спокойно, тихо, таинственно.
Анализ произведения.
1. – Автор вспоминает о былом или рассказывает о том, что сейчас с ним происходит?
– Найдите и зачитайте слова, которые вызывают воспоминание о детстве.
2. Составление картинного плана.
– Нарисуйте картины, которые вам представились отчетливо.
 
– Какие картины вы себе представили? Спальня, няня, голос, ангел.
3. Составление партитуры чувств.
– Какие чувства они у вас вызывают?
Нежность, радость; спокойствие покой; любовь, забота; благодарность, любовь.
  Физминутка (Слайд 8)

Дружно помогаем маме
Мы бельё стираем сами, (Наклоны вперёд)
Раз, два, три, четыре, (наклоны в стороны)
Потянулись,
Остановились.
Хорошо мы потрудились!  (Погладили себя по голове)

 
7 Включение новых знаний в систему Работа с пословицами в группах.
– На партах лежат карточки с частями  пословиц о матери. Составьте.
–  Какая на ваш взгляд пословица  больше соответствует стихотворению И.Бунина? (Слайд 9)
  1. Нет друга нежнее матери.
  2. При солнце тепло, а при матери добро.
  3. Птица рада весне, а дитя матери.
  4. Материнская молитва со дна моря вынимает.
 
7 Рефлексия деятельности Подарок маме. (Слайд 10)  
– Мама для вас самый дорогой человек. Она очень много делает для вас. А что вы можете сделать для неё? – Помыть посуду, заправить свою постель, помочь убраться в доме.
– А что еще? – Обнять её, сказать ласковые слова.
– У вас на парте лежат цветы. На лепестках напишите слова нежности и подарите их мамам.
Звучит музыка.
– Мама – это  тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры –кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.
Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама,  начало жизни.

Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года, 
Чтоб от раскаянья не плакать,
Вовек: нигде и никогда
Не заставляйте маму плакать.

 
     Домашнее задание. (Слайд 11) 

1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Рассказать, как любовь мамы помогает в разных ситуациях.

 

Использованная литература. (Слайд 12)

  1. Л.Ф. Климанова, учебник «Родная речь» Москва «Просвещение» 2006
  2. С.В. Кутявина, Е.С. Гостимская, поурочные разработки по литературному чтению, МОСКВА «ВАКО» 2006
  3. Т.В. Игнатьева, Л.Е. Тарасова, «Литературное чтение. Справочник» Издательство «ЭКЗАМЕН» МОСКВА 2010
  4. Журнал «Начальная школа» №1, 2012 г.
  5. Журнал «Учитель Приморья» №3, 2011г.
  6. «Деятельностный подход в обучении», И.Н.Корбакова, Л.В.Терешина
  7. http://www.zooeco.com/0-jeti/0-jeti304-3.html
  8. http://dino.disneyjazz.net/dr0.html
  9. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/
  10. http://www.mystic-chel.ru/primeval/provenance/