Цель: обучение учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.
Задачи:
- Образовательная: познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей.
- Развивающая: способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей.
- Воспитательная: способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.
Оборудование:презентация к уроку, мультимедийный проектор, мультфильм «Мама для мамонтенка», учебник «Родная речь» УМК «Школа России», карточки с пословицами, бумажные цветы.
№ |
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 | Самоопределение к деятельности | Организационный момент | |
2 | Актуализация знаний | – Чтобы узнать тему нашего урока,
внимательно вглядитесь в эти картины. Подумайте,
что их объединяет? (Слайды 2, 3, 4) – Да, мы видим образ женщины-матери. |
На картинах мама с ребенком. |
3 | Постановка учебной задачи | – Посмотрите мультфильм «Мама для
мамонтенка». – Мамонтенок из мультфильма ищет свою маму. А нам мама нужна? – Давайте ответим на вопрос: Для чего человеку мама? (Слайд 5) |
|
4 | Построение проекта выхода из проблемной ситуации. | – Ребята, как вы думаете, почему для
каждого человека мама самый близкий человек?
– Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека! – Сегодня мы прочитаем стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Матери» и постараемся ответить на вопрос – кем была мама для поэта? |
– Чтобы у меня была красивая одежда,
игрушки, телефон, вкусная еда, чистота, не
проспать в школу, водила к врачу. – Чтобы меня выслушала, понимала, приласкала. – Мама все поймет и простит. – Она принимает тебя таким, какой ты есть. – Она любит тебя за то, что это ты. – Потому, что она дала мне жизнь. – Это самый родной человек. |
5 | Первичное закрепление учебного материала | А) Знакомство с автором стихотворения И.
Буниным. (Слайд 6) – Иван Алексеевич Бунин
родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым
и веселым человеком. Мать Людмила Александровна
всегда говорила, что Ваня с самого рождения
отличался от остальных детей. Она знала, что он
будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой
души, как у него. Б) Подготовка к чтению. (Слайд 7)
В) Чтение стихотворения учителем.
|
|
6 | Самостоятельная работа | – Понравилось вам это стихотворение? Чем? | |
– От имени кого написано стихотворение? | От имени автора. | ||
– Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением? | Чувство любви к своей матери. | ||
– Да, автор любил свою мать всю свою жизнь. Это она привила поэту любовь к поэзии, она ему много читала, рассказывала, пела. Так кем же была мама для поэта? | Ангелом-хранителем. | ||
– Мама, как ангел, оберегает нас, даёт
советы, заботится о нас, поддерживает всегда – и
в горе, и в радости. – Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение? |
Спокойно, тихо, таинственно. | ||
Анализ произведения. 1. – Автор вспоминает о былом или рассказывает о том, что сейчас с ним происходит? – Найдите и зачитайте слова, которые вызывают воспоминание о детстве. 2. Составление картинного плана. – Нарисуйте картины, которые вам представились отчетливо. |
|||
– Какие картины вы себе представили? | Спальня, няня, голос, ангел. | ||
3. Составление партитуры чувств. – Какие чувства они у вас вызывают? |
Нежность, радость; спокойствие покой; любовь, забота; благодарность, любовь. | ||
Физминутка (Слайд 8)
|
|||
7 | Включение новых знаний в систему | Работа с пословицами в группах.
– На партах лежат карточки с частями пословиц о матери. Составьте. – Какая на ваш взгляд пословица больше соответствует стихотворению И.Бунина? (Слайд 9)
|
|
7 | Рефлексия деятельности | Подарок маме. (Слайд 10) | |
– Мама для вас самый дорогой человек. Она очень много делает для вас. А что вы можете сделать для неё? | – Помыть посуду, заправить свою постель, помочь убраться в доме. | ||
– А что еще? | – Обнять её, сказать ласковые слова. | ||
– У вас на парте лежат цветы.
На лепестках напишите слова нежности и подарите
их мамам. Звучит музыка. – Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры –кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни. Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама, начало жизни.
|
|||
Домашнее задание. (Слайд
11) 1. Выразительное чтение стихотворения. |
Использованная литература. (Слайд 12)
- Л.Ф. Климанова, учебник «Родная речь» Москва «Просвещение» 2006
- С.В. Кутявина, Е.С. Гостимская, поурочные разработки по литературному чтению, МОСКВА «ВАКО» 2006
- Т.В. Игнатьева, Л.Е. Тарасова, «Литературное чтение. Справочник» Издательство «ЭКЗАМЕН» МОСКВА 2010
- Журнал «Начальная школа» №1, 2012 г.
- Журнал «Учитель Приморья» №3, 2011г.
- «Деятельностный подход в обучении», И.Н.Корбакова, Л.В.Терешина
- http://www.zooeco.com/0-jeti/0-jeti304-3.html
- http://dino.disneyjazz.net/dr0.html
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/
- http://www.mystic-chel.ru/primeval/provenance/