Цель: создать условия для ознакомления учащихся с произведением С.Маршака “Тихая сказка”, осознанного восприятия литературного произведения в стихотворной форме; формирование умений моделировать обложку, сравнивать модели рассказа и сказки, составлять схематический план и рассказывать сказку по плану.
Планируемые результаты (УУД):
- личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; имеют основы для развития творческого воображения;
- метапредметные: регулятивные – осуществляют действие по образцу и заданному правилу, понимают цель и смысл выполняемых заданий; познавательные – знакомятся со сказкой в стихотворной форме, называют произведение, сравнивают авторские и народные сказки; коммуникативные – используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;
- предметные: научатся формулировать ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, рассматривать книги со сказками (авторские и народные); получат возможность научиться находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема).
Ход урока
I. Организационный момент (слайд №2)
Речевая разминка.
Раз-два-три-четыре-пять!
Надо, надо, надо спать
И не надо куролесить.
Кто не спит, тот выйдет вон.
Кто уснул, увидит сон.
В. Берестов
- Обратите внимание на ритмичность стихотворения. Что это за стихотворение? (Считалка.) Зачем нужны считалки, зачем их придумали? (Для расчёта играющих.)
Работа с книгами сказок.
- Рассмотрите книги, представленные на выставке.
Сказки, сказки – ярмарка чудес,
Мир волшебный, разноцветный лес.
Крылья сказок тихо шелестят,
Значит, в гости к нам они летят!
- Отгадайте загадки, это герои представленных на выставке книг (слайд №3)
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался... (Колобок.)
- Найдите на выставке сказку “Колобок” и прочитайте, какую песенку пел Колобок. Слушаем следующую загадку (слайд №4)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки:
Кто герои этой сказки?
(Три медведя из одноименной сказки.)
- А это из какой сказки? (слайд №5)
Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота –
Выглянул в окошко.
(“Кот, петух и лиса”.)
- Как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, Кумушка, Лисонька.) (слайд №6)
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику, что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей,
Отнести корзиночку, посланную ей.
(“Красная Шапочка”.)
- Сказки появились давным-давно. В сказках происходят чудеса: звери и птицы разговаривают; добры молодцы и волшебницы защищают слабых и награждают трудолюбивых.
II. Объявление темы урока.
Учитель читает стихотворение:
– Доброй ночи! – молвит тишина;
Каждому сейчас она слышна;
Говорит бесшумными словами:
– Спите, я всю ночь останусь с вами.
А. Кондратьев
- Красиво? Таинственно? Есть впечатление, что пора читать сказку? Слушайте...
III. Работа по теме урока. Слушание сказки (слайды №7-17)
- Давайте послушаем произведение в исполнении артиста Всеволода Абдулова.
- На экране будут слайды - рисунки В.Лебедева к этому произведению.
(Прослушивание аудиокниги, просмотр иллюстраций к сказке)
- Почему автор назвал это произведение сказкой? Что необычного в этой сказке? (Она написана в стихотворной форме.) Как вы понимаете название? Что в этой сказке вымысел, а что, - правда? Кто герои этой сказки? Как ежи себя защитили?
Тише! Тише! Еле слышно,
Очень тихо сон идёт.
Тише! Тише! С неба-крыши
В лодке-облаке плывёт.
И, задев за ветку клёна,
Соскользнёт неслышно вниз,
По стволу, листве зелёной
Заберётся на карниз.
Нежной песней, тихой сказкой
Убаюкает ребят.
И, закрыв тихонько глазки,
Дети очень сладко спят.
Т. Шмарина
IV. Физкультминутка.
Ёж спешил к себе домой, (дети встали возле парт)
Нёс запасы он с собой. (показывают имитацию, что несут в руках)
Через кочки ёж скакал, (прыжки на месте)
Быстро по лесу бежал. (бег на месте)
Вдруг он сел и изменился - (приселили)
В шарик круглы превратился. (опустили головку)
А потом опять вскочил (встали)
И к детишкам поспешил. (ходьба на месте.)
V. Моделирование обложки (слайды №19-21)
Каждую операцию учащиеся выполняют самостоятельно, затем проверяют по образцу. Последовательность операций:
VI. Работа по учебнику.
- Вам нравится, как художник В. Лебедев проиллюстрировал сказку Маршака?
Повторное слушание сказки. Работа с текстом сказки (составление схематического плана) (слайд №22)
- Какой эпизод проиллюстрировали бы вы?
Дифференцированная работа
- 1 группа: чтение слов и предложений стр.76
- 2 группа: чтение отрывка из сказки по карточкам.
- 3 группа: чтение по ролям разговора волчицы с волком.
VII. Словарная работа (слайд №23)
Тьма – ночь; много.
Грабёж – воровство.
Завертелся волчком – очень быстро.
Пустые толки – бесполезные разговоры.
Двустволка – охотничье ружьё, у которого два дула.
Чтение за учителем предложений, в которых есть эти слова и выражения.
Чтение зачина и концовки сказки.
- Как надо читать начало сказки? (Спокойно, размеренно.)
- Придумайте продолжение этой сказки. Расскажите.
VIII. Физкультминутка для глаз: (слайд № 24)
IX. Выполнение заданий в тетради стр.34
- Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я от вас друзья не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду ровно не согнусь, за работу я примусь.
Дифференцированная работа
1 группа: №1
2 группа: №2
3 группа:№3.
Проверка, самооценка
X. Обобщение знаний.
- Что вы сегодня слушали? Кто написал стихотворение “Тихая сказка”?
- Посмотрите на портрет писателя.
Слово об авторе (слайд №25)
Самуил Яковлевич Маршак (1887?1964). В кругу писателей ходит шутка, что в нашей литературе живет не один Маршак, а целых пять: Маршак ? детский поэт, Маршак ? переводчик, Маршак ? драматург, пьесы которого идут во многих театрах, Маршак ? сказочник и, наконец, Маршак ? вдумчивый и внимательный критик, автор глубоких статей о литературе.
С.Я. Маршак создал много стихотворений специально для детей. Одна из его книжек так и называется ? “Стихи для детей”. Маршак открыл для российских детей стихи итальянца Джанни Родари, перевел английские истории о Робине Гуде и Шалтае-Болтае.
Самуил Яковлевич Маршак прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил литературе.
Выставка книг (слайд №26)
Учитель делает краткий обзор книг. “Путешествие” по произведениям С. Маршака.
“Усатый-полосатый”.
- Как ухаживала девочка за котёнком? (Гуляла, спать укладывала, учила говорить, купала, кормила.)
“Сказка о глупом мышонке”.
- О чём попросил мышонок свою маму? Назовите животных, которые приходили “детку покачать”. (Утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, кошка.)
“Сказка об умном мышонке”.
- Как мышонок перехитрил кошку?
“Вот какой рассеянный”.
XI. Итог урока
Игра “Подбери слово”.
- Усатый-... (полосатый).
- Сказка о глупом ... (мышонке).
- Вот какой ... (рассеянный).
- Тихая ... (сказка).
- Кто написал эти и многие другие произведения? С.Я. Маршак так написал о своих стихах:
О чём твои стихи? – Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придёт охота.
Стихи живые сами говорят.
И не о чём-то говорят, а что-то.
- Кому захотелось ещё раз встретиться с книгами С. Маршака?
- Оцените свою работу на уроке по шкале достижений (слайд №27)
- Если работали хорошо, то прикрепите солнышко в самом верху шкалы.
- Если вы были не очень активны – посередине.
- А если вы считаете, что работали плохо – в самом низу шкалы.
- У меня тоже есть такая шкала, и я прикреплю солнышко на самую вершину, так как я очень довольна вашей работой.
Для самостоятельной работы: прочитать книги-сказки С.Маршака.