Цели: экологическое воспитание учащихся, расширение кругозора, проверка знаний, эрудиции.
l. Историческая справка.(Слайд 1.)
Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1920 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы традиция прервана, а в 1996 году возобновлена.
С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию “Птица года”, цель которой заключается в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц.
Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира.
Ведущий 1: Миллионы лет назад от древних рептилий произошли птицы и мрачный мир, населенный лишь динозаврами, огласило птичье пение. А ещё через миллионы лет зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! (Слайд 2.) Поёт, заливается, трепещет крыльями. Посмотрел человек в сторону, а там орёл парит, свободно, легко! (Слайд 3.)
Ведущий: Кто же такие птицы? (Слайд 4.)
1 ученик: - Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь.
2 ученик: - Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми цветами.
3 ученик: - Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят к нам на крыльях весну.
4 ученик: - Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых и грызунов.
5 ученик: - Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
Все: - Вот кто такие птицы!
Ведущий: А сейчас прозвучит песня “Ласточка”. (Слайд 5.)
Ведущий: - В мире существует около 9000 видов птиц. Они живут в самых разных местах обитания, от пустыни до льдов. Все птицы теплокровные, они поддерживают температуру своего тела на высоком уровне, около 40 градусов. У всех птиц беззубый клюв и тело покрыто перьями.
Они откладывают яйца, покрытые твёрдой оболочкой. И всё же, у каждой птицы свои особенности. Отличаются они друг от друга и размером, и окраской, и питанием. Каждая птица по-своему приспособилась к изменениям в природе. Некоторые птицы для людей стали символами определенных качеств.
Презентация (Слайды 6-17)
Ведущий: - С приходом весны птицы возвращаются в наши края. Природа оживает. Птичьи петушки начинают петь, танцевать и драться. А птичьи курочки любят слушать их песни, смотреть на их танцы. Давайте и мы с вами станцуем.
Игра “Танец на пяточках”.(Слайд 18.)
Все хотя бы раз в жизни видели “Танец маленьких лебедей” из балета П.И.Чайковского “Лебединое озеро”. Как и положено, в балете, этот танец исполняется балеринами на носочках.
Попробуйте исполнить этот танец, только
- на носочках;
- на пяточках;
- на внутренней стороне стопы;
- на внешней стороне стопы.
Ведущий: - Послушайте разговор птиц.
“Мухоловка и Кукушка.”(Слайд 19.)
- Что же ты плачешь, Мухоловочка, бедненькая!
- Как же мне, Кукушечка не плакать! Было у меня в гнезде 5 яичек, осталось 4. Сойка одно яичко утащила!
- Ах, душегубка! Ах, негодница! Ах, мерзавка! Не плачь, Мухоловочка, я помогу твоему горю. Я тебе своё яичко положу.
- Нет, нет, нет! Прошлое лето одна кукушка помогла вот так мне, так я всех своих деток лишилась. Вылупился кукушонок-злодей и всех моих деток из гнезда выкинул! Знаю я тебя, помощницу! Пролетай, пролетай!
- Почему Мухоловка отказалась от помощи?
- А вот некоторым птицам требуется ваша помощь.
Сценка “Спор на скворешне”. (Слайд 20.)
Костюмированная сценка “Спор на скворешне” (автор Г.Ладонщиков) в исполнении учащихся.
Этот случай был в апреле:
С юга птицы прилетели,
Таял снег, а воробья
Выгоняли из жилья.- Улетай-ка прочь, задира!” –
Просвистел ему скворец.- Ни за что! Моя квартира!
Я не временный жилец!Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенес,
А, сейчас, под этой кровлей
Для семьи жилье готовлю.
И не тронусь, хоть убей!” -
Прочирикал воробей.- Не упрямься!
Мне в наследство
Этот дом остался с детства...
Улетай – мой клюв остер!
Вылетай!..Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Ниже старой привязал
И приветливо сказал:- Я друзьям сердечно рад!
Охраняйте вместе сад!
- А теперь мы проверим, как вы ориентируетесь в информации о птицах.
"Найдите ошибки"
Для перины и подушки
Мягкий пух дают лягушки.(Не лягушки, а утки, гуси)Под клювом огромный для рыбы карман
Имеет умелый рыбак - пеликан.(Все верно)Слышишь крики пастуха?
Гонит в стадо петуха.(Не петуха, а корову)Спят ночами утки
В конуре иль будке. (Не утки, а собаки)Глаза у сов, как бусинки,
Яркие, малюсенькие.(Не у сов, а у синиц)В строй цыплятки все встают
И идут скорей на пруд.(Не цыплята, а утята)
Ведущий 2: Сценку под названием “Птичье счастье” покажут ребята из 3-б класса.Слайд 22.)
Ведущий 1:- А чем питаются птицы?
- А вот и насекомые прилетели. Ученики 3-г класса исполнят танец насекомых. (Слайд 23.)
Ведущий 2: - А теперь давайте отдохнём и проведём конкурс “Актёрского мастерства”
Изобразить:
- пение кукушки (Слайд 24.)
- крик петуха
ll. Конкурс “Разминка” (загадки о птицах).
1)
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его... (скворец) (Слайд 25.)
2)
Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А лечит...(дятел) (Слайд 26.)
3)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(цапля) (Слайд 27.)
4)
Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока) (Слайд 28.)
5)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(гусь) (Слайд 29.)
6)
Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица... (грач) (Слайд 30.)
7)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый ...(воробей) (Слайд 31.)
Ведущий 1: - Все вместе исполним песню “Чик-чирик”
Ведущий 2: - К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью о том, что не надо ждать милостей от природы, надо брать их самому. Поэтому на протяжении долгих лет он брал от природы всё, что хотел, ничего не давая взамен. И вот теперь в результате бездумной и бесхозяйственной деятельности человека гибнет наша планета, а с ней и её обитатели.
Ведущий 1: С каждым годом всё больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших. Берегите птиц, и мир станет прекрасней! Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые словно и существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом нашего восторга и симпатий. Послушайте стихотворение “Птицы”, которое написала 11 летняя девочка Лена Васильева. (Слайд 32.)
Кому в этой жизни птицы мешают?
Ведь их браконьеры подчас истребляют.
Давая голодным кусочек печенья,
Они забирают их в плен,
В заточенье.
Сажают их в клетки, На ключ запирают,
Их дома, и воли,
И счастья лишают!
Сидят одиноко на жёрдочке тонкой,
Весну не встречают песенкой звонкой,
И есть не хотят,
И спать не хотят,
А только уныло о воле грустят...
Они вспоминают просторы степные,
Леса, и луга, и поля золотые...
Люди, в защиту природы вставайте!
Лес берегите, птиц охраняйте!
- Наш праздник хотелось бы закончить стихотворением Н.А.Заболоцкого “Просьба” (Слайд 33.)
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится!
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят
Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
Люди – человечки, страны и народы,
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица.