Ранняя профилактика и способы коррекции оптической дисграфии в дошкольном возрасте

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


(2 СЛАЙД)

План

I. Актуальность

1. Оптическая дисграфия

а) Выявление предпосылок оптической дисграфии
б) Устранение предпосылок оптической дисграфии

2. Игры на предупреждение оптической дисграфии в дошкольном возрасте

II. Заключение

III. Литература

(3 СЛАЙД)

I. Актуальность

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия профилактических мер.

Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.

Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Однако у многих детей к началу школьного обучения эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии.

(4 СЛАЙД)

1. Оптическая дисграфия

Обследования детей подготовительных групп показало, что предпосылки оптической дисграфии имеют примерно 44,5% детей (из них 26,7% связано трудностями латерализации).
Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем её развития. В основе этого вида дисграфии лежит совершенно иное «слабое звено»: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению к друг другу) и зрительного анализа и синтеза. Именно эту несформированность и следует рассматривать как явную предпосылку оптической дисграфии.

(5 CЛАЙД)

В школе оптическая дисграфия проявляется, как трудность усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему похожими

– замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Щ, П и Т, А и М), или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т);
– не дописывание элементов буквы;
– «зеркальное» изображение букв.

(6 СЛАЙД)

а) Выявление предпосылок оптической дисграфии

Одним из наиболее простых способов выявления сформированности у ребёнка зрительно – пространственных представлений является проверка понимания им значения предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Сделать это можно следующим образом:

Задание 1. Попросить показать ребёнка, где карандаш лежит на книгах, где под книгами, а где в книге. Или предложить ему самому положить под книгу, на книгу и в книгу.

Задание 2. Теперь можно поменять характер вопросов. Попросить ребёнка взять карандаш с книги, из-под книги, из книги.
Затруднения в выполнении этих двух заданий будут свидетельствовать о недостаточной сформированности у ребёнка зрительно-пространственных представлений, выражающейся в непонимании расположения предметов в пространстве по отношению к друг другу.

Задание 3. Это задание позволяет выявить правильность ориентировки ребёнка в правой и левой сторонах пространства.
а) Положить карандаш справа от книги и попросить ребёнка сделать то же самое с его карандашом. Вполне возможно, что он положит свой карандаш слева, то есть воспроизведёт расположение в пространстве этих двух предметов «зеркально».

(7 СЛАЙД)

б) Сложите два карандаша в виде печатной буквы «Г» и попросить ребёнка сделать то же самое с его карандашами, а затем так же букву «И» сложить. Зеркальность выполнения этих заданий будет свидетельствовать о затруднении в дифференциации левой и правой сторон пространства.

(8 СЛАЙД)

Задание 4.

а) Попросить ребёнка сказать, чем (какими деталями) отличаются друг от друга две похожие вазы. Для нахождения всех этих довольно мелких различий ребёнок должен обладать достаточно развитым зрительным анализом.

б) Предложить ребёнку сложить из детских кубиков по образцу какой-либо предмет. Для выполнения этого задания ребёнок должен уметь синтезировать отдельные части в целый предмет.


Трудности выполнения ребёнком старшего дошкольного возраста хотя бы нескольких из приведённых выше заданий будет свидетельствовать о несформированности у него зрительно- пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, а значит и о наличии явных предпосылок оптической дисграфии. Эти предпосылки обязательно должны быть устранены до начала школьного обучения.

(9 СЛАЙД)

Практика убеждает нас в том, что если в дошкольном возрасте проводить профилактическую работу по оптической дисграфии и дислексии, то в школьном возрасте детям не нужна логопедическая помощь. Значит, нужно сделать всё возможное для того, чтобы «убрать» предпосылки оптической дисграфии и дислексии до начала обучения в школе.

(10 СЛАЙД)

б) Устранение предпосылок оптической дисграфии

Профилактика оптической дисграфии, заключается в устранении выявленных её предпосылок, и должна быть направлена на преодоление отставания в развитии у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Развитие представлений о форме и величине предметов

1. Упражнение. Указав на квадрат (или треугольник, овал и пр.) расположенных в верхнем ряду, попросить найти такую же фигуру в нижнем ряду. Продолжать выполнять эту работу до тех пор, пока ребёнок не усвоит все геометрические формы и их названия.

2. Упражнение. Попросить показать большое, маленькое и среднее яблоко, а так же два одинаковых по величине яблока. Затем показывая поочерёдно на каждое из яблок, попросить назвать их величину (большое, среднее, маленькое, среднее). Показав в заключении на два одинаковых по размеру яблока, постараться получить от ребёнка соответствующее словесное обозначение («одинаковые»).



3. Упражнение. Аналогично сравниваем предметы по высоте, толщине, длине, ширине и закрепляем соответствующее словесные обозначения «толстый – тонкий», «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкая – узкая».

(11-27 СЛАЙДЫ)

2. Игры на развитие у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза

(28 СЛАЙД)

Работа над пространственными предлогами

Особый раздел составляет работа над пространственными предлогами. При помощи которых выражается расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Прежде всего нужно в доступной форме (на реальных предметах и на картинках) объяснить смысловое значение основных предлогов.

(29-32 СЛАЙДЫ)

Игры на закрепление умений правильно употреблять предлоги

(33 СЛАЙД)

Ориентировка в правой и левой сторонах пространства

Очень важным показателем сформированности или несформированности у ребёнка пространственных представлений является его умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства. В этом плане необходимо добиваться того, чтобы до начала школьного обучения ребёнок мог без затруднений выполнять следующие упражнения.

1. Упражнение

Попросить ребёнка поднять вверх правую руку. При правильном выполнении им этого задания попросить его показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо, левой рукой левую ногу. В случае затруднений при выполнении этих заданий необходимо добиться чёткой ориентировки ребёнка в правой и левой сторонах своего тела.

2. Упражнение

Поработайте над тем, чтобы ребёнок научился ориентироваться в правой и левой сторонах окружающего пространства по отношению к нему самому (умение, определять справа или слева от него находятся расположенные в комнате различные предметы.

(34 СЛАЙД)

3. Упражнение

Встать напротив ребёнка и попросить его показать сначала его правую руку, а затем вашу, его левый глаз, а затем ваш и т.д.. После этого дать ребёнку игрушку и попросить показать правую илевую руку у петрушки. Это задание являетвя самым сложным, и нередкооно становится доступным лишь детям младшего школьного. И тем не менее нужно постепенно добиваться правильного его выполнения.

Успешное выполнение упражнений №1 – 3 даст ребёнку возможность избежать «зеркальности» в изображении букв и цифр. Однако для окончательного достижения этой цели необходимо ещё и чисто практически приучать его правильно ориентироваться на листе бумаги – начинать писать буквы или цифры с левого верхнего угла и заполнять строчку в направлении слева направо. Кроме того, элементы знакомых ребёнку печатных букв обязательно должны писаться сверху вниз, а не наоборот, и каждый элемент к любой конкретной букве должен приписываться только справа (например, букву Ю нельзя начинать писать с овала).

(35-37 СЛАЙДЫ)

Игры на ориентирование правой и левой сторон пространства

(38-40 СЛАЙДЫ)

Узнавание букв в усложнённых условиях

Если ребёнок дошкольного возраста уже знаком с печатными буквами, то очень полезно поупражнять его в выполнении следующих заданий: Назвать буквы сходные по начертанию, заштрихованные, недописанные, наложенные друг на друга, необычно расположенные и т.д.

Все эти задания проводятся в виде игры, они помогут ребёнку создать в своём воображении устойчивые образы букв, не смотря ни на какие «помехи». Это и будет наилучший способ профилактики оптической дисграфии.

(41-54 СЛАЙДЫ)

Игры на предупреждение оптической дисграфии

(55 СЛАЙД)

II. Заключение

Предложенные упражнения и игры способствуют развитию зрительного гнозиса , формированию пространственных представлений. Одной из приоритетных задач логопедов и педагогов является своевременное выявление, профилактики и коррекции оптической дисграфии, что не позволит допустить перехода ошибок в начальное звено школы.

(56 СЛАЙД)

III. Литература

1. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – С.Петербург, «Союз» 2001. 2. Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998.
3. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей (Из опыта работы)
4. Ярёменко Б.Р., Ярёменко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункцииголовного мозга у детей. – СПб.: Салит-Деан, 1999. 4. urok.1sept.ru, 2013.