Цели и задачи:
Основная цель данного мероприятия – всестороннее развитие обучающихся путем вовлечения их в игровую деятельность, кроме того преследовались и такие цели как:
- привлечение внимания детей к математике, как чудесной, увлекательной науке;
- расширение знаний школьников, повышение их интеллектуального уровня;
- сплочение коллективов ребят 5а и 5б классов.
Указанные цели достигаются путем решения следующих задач:
- знакомство обучающихся с многообразием мира «матемы», как родоначальницы науки математики;
- организация и проведение в школе игр различного типа и содержания;
- организация работы школьной игротеки
Ожидаемый результат:
- Формирование у обучающихся умения организовать свое свободное время.
- Расширение кругозора обучающихся
- Развитие у обучающихся коммуникабельности, организаторских способностей
- Интеллектуальное и физическое развитие обучающихся
- Социализация обучающихся путем формирования у них навыков самоорганизации и эффективной деятельности в коллективе.
Данное мероприятие является первым из намеченных в этом учебном году, проводимом для учащихся 5-х классов с целью привлечения их к интеллектуальной деятельности, поэтому о результатах говорить рано, но то, что он не оставил равнодушных – это бесспорно.
Ход мероприятия
Эпиграф:
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным»
Б. Паскаль
Ребята, в нашей школе существует интеллектуальный клуб для обучающихся средней и старшей возрастной группы, чтобы стать членом клуба надо много знать по основным предметам и не только.
Сегодня мы попытаемся приобщить вас к миру «матемы». Как знать, может быть через год или два вас тоже примут в интеллектуальный клуб.
1 ведущий. «Матема» – греческое слово. Оно означает «учение», знания, полученные через размышления. В древности знали четыре матемы.
- учение о числах (арифметика)
- теорию музыки (гармония)
- учение о фигурах и измерениях (астрономия)
- астрология
2 ведущий.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход оправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко
3 ведущий. Обратимся к первой матеме «Учение о числах». О числах первым начал рассуждать Пифагор, который родился на острове Самос в VI веке до нашей эры. Он говорил «Все прекрасно благодаря числу».
Задания.
- Напишите число 1, используя только две единицы (1:1; 1*1)
- Изобразите число 22 четырьмя единицами (11+11)
- Напишите четырьмя цифрами 2 число 21 (22-2:2=21)
- Какое наименьшее возможное двухзначное число легко выразить с помощью трех цифр 3 (33:3)
- Выразите число 12 посредством четырех цифр 4 ( (4-4:4)*4=12)
1 ведущий. Вторая «матема» – гармония.
Представители многих искусств пытались установить законы гармонии. Благозвучные, гармоничные аккорды не случайны. Важнейшие гармонично звучащие музыкальные интервалы могут быть получены при помощи отношений чисел 1; 2; 3; 4. Если длину струны или длину флейты удлинить вдвое, то тон повысится на одну октаву. Числовая гармония мира проявляется и в том, как покрывается плоскость правильными многоугольниками.
Задание: покрыть плоскость правильными треугольниками, четырехугольниками, пятиугольниками.
2 ведущий. «Учение о фигурах» – третья матема.
Игра-головоломка «Танграм» – является одной из старейших и наиболее простых. Танграм использовался в китайских школах при изучении геометрии. Каждая из частей «Танграма» называется таном.
Задание: Сложить данную фигуру – кошку, кенгуру, и т. д.
3 ведущий. В один из весенних дней школьники многих стран Европы решают одни и те же задачи. В этот день проходит международный конкурс-игра «Кенгуру».
Вам предлагается решить несколько задач данного конкурса.
- Если буквы слова «Кенгуру» расположить в алфавитном порядке, какая буква окажется на четвертом месте?
- Сутки на планете Тамагочи на 40 минут длиннее, чем сутки на Земле. На сколько неделя на Тамагачи отличается от недели на Земле? (40*7=280минут = 4 часа 40 минут)
1 ведущий. Астрология – четвертая матема.
«Числа правят миром» искренне верил Пифагор. Число 1 означало огонь, 2 – землю, 3 – воду, 4 – воздух. Сумма этих чисел – число 10 – изображало весь мир. Пифагорейцы считали, что число 5 символизирует любовь, 6- холод, 7 – разум, свет.
Пифагор впервые разделил числа на четные, которые считались несчастливыми и нечетные – счастливые. Эта традиция сохранилась и поныне: дарить в праздник нечетное количество предметов (например: цветков).
Задание: Изготовление какого блюда никогда не удается с первой попытки? (блинов, «1-й блин комом»).
Сегодня мы поговорили об одной из составляющей математики «Теории чисел». Чтобы познать математику, вам, ребята, придется немало «набить шишек».
«Сегодня день заглавный
Для наших ребятишек
Позвольте в праздник славный
Поставить им по шишке.
(Члены интеллектуального клуба дарят каждому пятикласснику по шишке, на которой написано «Люби математику»)
Клятва (произносят все пятиклассники хором):
Клянусь любить задачи,
Чертеж и теоремы,
Клянусь, что не заплачу,
Великая матема!
И защищать клянусь
Я честь любимой школы
В бою я не согнусь,
Хоть будет он суров!
ИТОГ занятия. Учитель просит ребят выбрать смайлик, отражающий настроение каждого после проведенного занятия.