Развитие и социализация личности ребенка в образовательном процессе через комплекс мероприятий, направленных на воспитание подрастающего поколения

Разделы: Классное руководство

Классы: 6, 7


Проблема социализации личности находится во главе всех образовательных инициатив, которые сейчас существуют.

Согласно положениям Национальной образовательной инициативы « Наша новая школа», утвержденной президентом Российской Федерации, главной задачей современной школы является «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

В своей работе я опираюсь на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (проект). В этом документе особое внимание уделяется личностным характеристикам выпускника как гражданина, который « любит свой край и свою Родину, уважает свой народ, его культуру и духовные традиции; осознает и принимает традиционные ценности российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества; креативного и критически мыслящего, активно и целенаправленно познающего мир, мотивированного на творчество и инновационную деятельность.

Современному классному руководителю необходимо использовать в своей работе программу «Толерантность», основными задачами которой являются:

  • формирование позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур народов и их традиций;
  • воспитание культуры толерантности и межнационального согласия;
  • формирование мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы, основанных на принципах уважения прав и свобод человека.

Я считаю главным в воспитании учащихся свободную реализацию своих возможностей, умственных и физических данных, способность сделать осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях, утверждение основ гражданской идентичности, социализацию личности, привитие навыков коммуникативной культуры, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Именно на реализацию этих задач и направлена моя работа классного руководителя.

Исходя из всего вышеперечисленного, я строю свою работу следующим образом. Начинаю учебный год с классного часа на котором провожу мониторинг познавательной активности ребёнка, его интересов. Затем данные мониторинга обрабатываю методом контент – анализа (методом количественной обработки малоформализации). После этого данные фиксируются в процентном соотношении. Составляю индивидуальный план по учебно – воспитательной работе с классом, определяю педагогические задачи.

Для достижения результата, а результат для меня – это успешный выпускник, я, опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, используя современные образовательные технологии, иду к намеченной цели. В конце учебного года после проведенных мною мероприятий проводится итоговый мониторинг. Его анализ показывает, что в процентном соотношении изменился не только познавательный интерес учеников, но и повысилась гражданственность учащихся, возросла культура толерантности и межнационального согласия.

На конкурс я представляю собственный сценарий мастер-класса «Путешествие в Тульскую область и в город Тулу», который проводился в рамках гражданско-патриотической акции «Хочу гордиться своей Родиной». Экспериментальной площадкой для проведения мастер-класса была выбрана гимназия №166, в которой я работаю учителем русского языка и литературы и являюсь классным руководителем.

Прежде всего, мною был проведен мониторинг познавательной активности учащихся, с целью выявления их знаний и информированности о городе Тула.

Пятиклассникам были предложены вопросы анкеты:

  • Где на карте находится Тула?
  • Чем славится этот город?
  • Какие знаменитые туляки вам известны?
  • Какие произведения, воспевающие мастерство жителей Тулы, вы знаете?

Результаты анкетирования представлены на диаграммах.

После проведенного мониторинга были определены цели и задачи мероприятия:

  • способствовать формированию у детей гражданской позиции, мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы;
  • воспитывать культуру толерантности и любовь к Родине, её народным и духовным традициям;
  • развивать познавательный интерес, прививать любовь к литературе и истории родного края;
  • формировать общечеловеческие ценности у детей на основе приобщения к культуре России.

Ход мероприятия

Вступление: пейзажи России. Песня « Россия» в исполнении Людмилы Зыкиной. 1 слайд – видео.

Стихи о Родине русских и советских поэтов.

Ведущий. Сегодня мы совершим путешествие в Центральную часть нашей Великой Родины – в Тульскую область и в город Тулу. Если вы не бывали в Туле, но, возможно, ехали поездом в Крым или на Кавказ, то обязательно проезжали город Тулу.(показывает на географической карте): 2слайд.

Из Петербурга мы едем в Москву, а потом ещё немного на юг – всего 132км – и мы в Туле.

О городе Тула и Тульской области расскажут учащиеся.

Ученик: Тула – один из старейших городов России, впервые упоминается в летописи в 1146 году. Город расположен на реке Упа при впадении в неё речки Тулицы (показывает на географической карте) – отсюда и название города – Тула.

Ученик: На протяжении веков Тула служила надёжным щитом Русского государства. В 1520 году был построен «град-камень» – Кремль, который стал ядром развивающегося города. 3 – 8 слайды показ автоматически.

Ученик: Постепенно укрепляемая граница русского государства отодвинулась на юг, Тула из города – крепости превращается в промышленный центр. 4слайд.

Ученик: Герб Тулы напоминает о мастерах, принесших городу всемирную славу: (показывает на рисунке герба) – на двух скрещённых клинках лежит серебряный ружейный ствол. А сверху и снизу – по золотому молоту. Цвет их говорит о том, что у туляков – золотые руки. 5слайд.

Ученик: В войну 1812 года Тула внесла значительный вклад в разгром наполеоновских войск. На пути врага Тула встала и в годы Великой отечественной войны. В 1976 году городу присвоено почётное звание города – героя.

Ученик: Город Тула – центр Тульской области, которая расположена на средне – русской возвышенности (показывает на географической карте). В Тульской области живут русские, татары, белорусы и другие народности. Выгодное географическое положение, близость к Москве благоприятно влияют на развитие хозяйства области. 6слайд (народности).

Ведущий: О том, чем знаменита Тульская область, расскажет:

Ученик: 7- а слайд портреты Л.Н.Толстого.

В Тульской области есть место, где родился самый мудрый русский писатель Лев Николаевич Толстой. Это место называется Ясная Поляна. Красиво, правда? Детство, проведённое в Ясной Поляне, – самое счастливое, незабываемое время в жизни писателя. Тогда Толстому казалось, что все люди вокруг него очень добрые. И Лев Николаевич, его звали просто Лёвушка, мечтал о зелёной палочке. Эта палочка волшебная, она сделала бы всех людей счастливыми. Необычная мечта, правда?

Жизнь этого человека была необычной. Был графом. Но он был необычным графом и не хотел, чтобы люди на него работали. Сам шил себе сапоги, рубашки, учил крестьянских детей в школе. О школе, созданной в Ясной Поляне, он написал рассказ « Филиппок». 7-б слайд – портрет Толстого в зрелом возрасте.

Дети показывают спектакль «Филиппок».

Ведущий: В спектакле принимали участие: …

Ученица: В своих произведениях Лев Николаевич рассказывает о силе, храбрости, красоте, справедливости. Он прожил долгую жизнь, и похоронен там же, где родился – в Ясной Поляне. 7-в слайд – могила Толстого.

Ведущий: 7-г слайд фото Ясной Поляны.

Лев Николаевич так писал о Ясной Поляне: «Без Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и моё отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего Отечества, но я не буду до пристрастия любить его».

Из Ясной Поляны снова перенесёмся в Тулу.

Ученик: Город интенсивно развивался. К середине18 века половину населения составляли оружейники. Они производили на продажу ружья, замки, инструменты. Среди них были шедевры изумительного мастерства, память о которых сохранил нам известный «Сказ о тульском Левше и стальной блохе», написанным Н.С. Лесковым. Посмотрим фрагмент фильма «Левша»…

Ведущий: Левша вернётся на родину – в Тулу. И мы также перенесёмся в Тулу – город, знаменитый своими самоварами. Об этом вам поведают девочки. 8 слайд – Тула и самовары.

Ученица: Самовар и Тула – не разделимы. Тульские мастера веками ковали оружие и делали самовары. В любом уголке России можно встретить тульский самовар. Самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа, отражённая в его пословицах и поговорках, в произведениях Пушкина, Гоголя, Блока.

Мини-спектакль «Тульский самовар».

1 ученица:

Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину,
За то, чтобы жить, не спеша.
Авось и распарит кручину,
Хлебнувшая чаю душа…

2 ученица: «Выпей чайку – забудешь тоску».

1 ученица: «Чай пить – не дрова рубить».

3 ученица:

Смеркалось. На столе блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился лёгкий пар.

Ведущая (с подносом пряников): Не меньшей популярностью пользовались тульские пряники: печатные с надписями и рельефными изображениями Левши, Ясной Поляны, герба Тулы. Они и сейчас пользуются большим спросом и являются любимым тульским сувениром. 10 слайд – пряники.

Ведущий: Историю о тульской гармонике расскажет… 11 видео «Ярмарка из мультфильма».

В июне 1830 года тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов поехал в Нижний Новгород на ярмарку. Там он услышал игру незнакомого ему инструмента, рождавшего удивительно певучие звуки. Узнав, что дивный инструмент называется гармоника, и привезён он из-за моря, Иван решил его купить, и купил за большие деньги. Привезя гармонику домой, Сизов научился на ней играть, затем разобрал её на части, изучил как следует и открыл свою гармонную мастерскую. С этого времени в Туле началось производство гармоней разного вида, и этот город всегда оставался лидером по их производству в России.

Послушаем звучание гармони…

Ведущий: Наше путешествие по Тульской области на этом не закончилось. Мы не пробовали тульский пряник, не пили чаёк из тульского самовара, не увидели чудо-чудное, диво-дивное – тульский народный костюм. Всё это ждёт вас на следующей встрече «За тульским самоваром».

До новой встречи!

После изучения Тулы и Тульской области и проведенного мастер-класса был проведён итоговый мониторинг. Его анализ показал, что все 25 учеников, принимающих участие в мониторинге, дали правильные ответы.

Таким образом, педагогическая цель мною была достигнута.

Я хочу закончить свою работу словами Льва Николаевича Толстого: «И воспитание, и образование, не раздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».