Конспект комплексного занятия с детьми старшей логопедической группы компенсирующей направленности по мотивам стихотворения Даниила Хармса “Иван Иваныч Самовар” (с элементами инсценировки). Лексическая тема “Посуда”.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- обобщить знания детей по лексической теме;
- учить воспринимать текст образно, оперировать фразами из текста.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять знания детей о предназначении различной посуды;
- развивать направленное восприятие речи педагога и внимание к речи других детей;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей самостоятельность, трудолюбие, уважительное отношение друг к другу.
Оборудование:
- самовар;
- посуда для чаепития;
- сценические стилизованные костюмы;
- шумовые музыкальные инструменты;
- иллюстрации по лексической теме;
- фланелеграф.
Предварительная работа:
- Чтение стихотворения Д.Хармс “Иван Иваныч Самовар”;
- Чтение К.Чуковский “Федорино горе”.
Ход занятия
1. Организационный момент
Игра с мячом “Большой-маленький” (чашка-чашечка, стакан-стаканчик, чайник-чайничек, ложка-ложечка).
2. Логопед загадывает детям загадки:
Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо. (Самовар)
Руки в боки, как начальник
Раньше все на стол встает,
Сам себе плита и чайник, -
Сам заварит, сам нальет. (Самовар)
Логопед с детьми обсуждает ответы на загадки.
Педагог обращает внимание на то, что на столе уже стоит самовар и ждет гостей, да вот только стол не сервирован к чаю.
Логопед предлагает детям вместе накрыть стол к чаепитию.
В процессе работы закрепляются названия предметов чайной посуды, ее предназначение.
Логопед:
– Вот теперь наш самовар доволен! А вы знаете, что у него есть родной старший брат – Иван Иваныч Самовар? Хотите послушать историю про него?
Логопед показывает на фланелеграфе и рассказывает стихотворение Д.Хармса “Иван Иваныч Самовар”.
Параллельно ведется работа по звуковой культуре речи по тексту стихотворения:
“…Пыхал паром кипяток, разъяренный кипяток…”:
– Как сердито пыхтел самовар, покажите.
Дети произносят:
– Пых, пых, пых, – с силой выдыхая воздух.
– “…Лился в чашку через кран….”
Логопед просит детей изобразить звуковую окраску:
– Как льется водичка?
– С-с-с-с-с-с-с-с-с, – произносят дети.
При этом выполняются упражнение артикуляционной гимнастики “Улыбка”, “Заборчик”.
Логопед продолжает рассказывать и показывать стихотворение, при этом предлагает детям выполнять имитационные и звуковые упражнения:
– Давайте представим, что мы тоже пьем вкусный и горячий чай из самовара, как мы это будем делать?
Дети выполняют упражнение “Трубочка”, “Слоник”.
Физминутка. Двигательное упражнение “Шуршанчики” по тексту:
“….Вот и дедушка пришел, очень старенький пришел…..”
Шур-шур-шур-шур – движения ладонями друг о друга;
Шлеп-шлеп-шлеп-шлеп – легкие постукивания ладонями о колени;
Топ-топ-топ-топ – “топоточки” ногами.
(Повторяется 2-3 раза, темп и скорость движений увеличиваются).
“…Тут и Жучка прибежала, с кошкой Муркой прибежала…”
Дети выполняют упражнение “Щенок улыбается”, “Киска сердится”.
“…наклоняли, наклоняли, наклоняли самовар, но оттуда выбивался только пар, пар, пар….”
Логопед предлагает детям выполнить упражнение на развитие речевого дыхания:
“Загони мяч в ворота”.
“… наклоняли самовар, будто шкап, шкап, шкап, но оттуда выходило только кап, кап, кап…”
Упражнение “Лошадка”.
– Вот такая история произошла с братом нашего самовара. В какое время суток это случилось?
– Почему же Сереже не досталось чаю?
– Какой же он – Иван Иваныч Самовар?
Ответы детей.
3. Итог занятия
Обобщение логопеда.
– Нашему самовару понравилось, как вы помогали мне рассказывать интересное стихотворение, и он предлагает нам всем вместе попить чайку.
– Вот девчушки – веселушки пропоют для вас частушки. А мы чайку попьем да им дружно подпоем.
Исполняются смешные частушки. Дети играют на шумовых музыкальных инструментах:
1. Попыталась Полина
Кашку съесть до половины.
Каша ж вредная попалась,
Над Полинкою смеялась2. Утром маме наша Мила
Две конфетки подарила.
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела3. Пошла курица в аптеку
И сказала "Кукареку!
Дайте мыло и духи,
Чтоб любили петухи!"
Занятие заканчивается чаепитием.