Урок окружающего мира по теме "Для чего и как мы дышим?" 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • сформулировать у учащихся новые понятия о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях, гигиене органов дыхания;
  • развивать речь, познавательный интерес, умение работать с учебником и рабочей тетрадью, вести самоконтроль и анализировать свою работу;
  • формировать навыки здорового образа жизни;
  • использовать полученные знания для объяснения окружающего их мира.

Оборудование:  учебник, рабочая тетрадь, телевизор, компьютер, презентация: «Строение и функции дыхательной системы человека».

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности Мотивирование к учебной деятельности на уроке – Ребята, какой у нас сейчас урок?
– Проверьте готовность к уроку.
Понимание учебного задания (СЛАЙД 1)
Актуализация знаний Актуализация знаний и умений, необходимых для построения нового знания – Какой раздел мы изучаем? (Организм человека) – Как работает организм человека.
– Тело человека.
– Органы человека.
(СЛАЙД 2)
– Человек относится к живым организмам? Да
– Что отличает живой организм от неживого  тела? Питаются, дышат, выделяют ненужные вещества, растут, размножаются, реагируют на внешнюю среду.
Итог – (СЛАЙД 3)
Постановка учебной задачи Формирование умения принимать учебную задачу – Без чего человек не может прожить более 5 минут? (СЛАЙД 4 ) – Без воздуха.
– Почему? Гипотезы детей.
– Чем отличается состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха? – Вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ.
– Какое значение имеет кислород в жизни организма? ?
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. – Дыхание.
Органы дыхания. 
Почему мы дышим.
Как мы дышим. (СЛАЙД 5)
– Что мы должны узнать сегодня на уроке? – Какие есть органы дыхания.
– Для чего и как мы дышим.
– Какие есть органы для дыхания.
Решение учебной задачи
Совместное открытие нового знания
Открытие нового знания – дыхательная система или органы дыхания, их строение и функции, значение органов дыхания для жизни человеческого организма  Организация обсуждения

– Для чего мы дышим?

 

(СЛАЙД 6)

– Какие органы помогают нам дышать? Легкие, нос, трахеи, глотка,
– Почему мы должны непрерывно дышать? Выдвижение гипотез.
Предположения детей записываю на доске
Работа с учебником. Тема 6. «Для чего и как мы дышим»
– Почему мы дышим?
Дети знакомятся с материалом учебника.

(СЛАЙД 6)

– Какой вывод можно сделать? Выводы делают дети.
– Почему мы должны непрерывно дышать?  
Итак, человек дышит для того, чтобы насытить клетки организма кислородом и удалить из него углекислый газ.
Стр. 28
 
Как мы дышим?  
– Что нам помогает дышать? Дети называют знакомые органы дыхания.
– Какие из них вы знаете? Называют то, что известно.
Представьте, что моя стрелка на экране телевизора – это молекула кислорода. Давайте назовем путь движения этой молекулы. Ребята по рисунку предполагают путь движения молекулы кислорода.(СЛАЙД 7)
Носовая полость
Гортань
Трахея
Бронхи
Легкие
Вероятнее всего найдется тот орган, о котором дети ничего не знают. (Например, легкое, бронхи, гортань, диафрагма)
Знакомство с материалом учебника.
Стр. 29: раздел «Путешествие бутерброда»
Работа с текстом в парах
– Прочитаете данный раздел и выберите тот орган, о котором вам бы хотелось рассказать. Презентация работы пар
Задание: определить роль органа в процессе дыхания
– Что представляет собой носовая полость?
– Строение носовой полости
– Функции носовой полости 
Нос-обогреватель
Нос-пылесос
Нос-увлажнитель
Нос-охладитель
– Строение гортани
Пословица
Функции носоглотки и гортани
– Используя зеркало, проследите за образованием звуков.
Строение трахеи и бронхов
Функции трахей и бронхов
Строение легких
Функции легких



(СЛАЙД 8)
(СЛАЙДЫ 9-12)
(СЛАЙД 9)
(СЛАЙД 10)
(СЛАЙД 11)
(СЛАЙД 12)
(СЛАЙД 13)
(СЛАЙД 14)
(СЛАЙД 15)


(СЛАЙД 16)
(СЛАЙД 17)
(СЛАЙД 18)
(СЛАЙД 19)
Организация беседы на уроке по вопросу учебника на с. 30 (на рисунке изображен обмен газов между легочным пузырьком и кровеносным сосудом. (СЛАЙД 18)
(СЛАЙД 19)
– Подумай, молекулы каких газов обозначены на рисунке разными кружками. Зная, что кислород поступает из легких в кровь, а углекислый газ – из крови в легкие, ученики скажут, что кружок с белой точкой обозначает кислород,  а кружок с черной точкой – углекислый газ.
– Для чего мы дышим? – Для питания клеток организма кислородом.
– А как происходит сам процесс дыхания? Наблюдение за работой мышц грудной клетки. (СЛАЙД 20)
Самостоятельное применение знаний*   – Всегда ли вдыхаемый воздух чистый? Не всегда.
– Что может находиться во вдыхаемом воздухе? Мелкие частички. Микробы.
– Что может произойти? Человек чихает, кашляет, заболевают органы дыхания.
Работа в рабочих тетрадях
Тема 6. с. 11
 
Задание 1: Подпиши органы дыхания. Соедини названия болезней с теми органами, которые они поражают. Носовая полость – насморк
Гортань и глотка – ангина
Трахея – трахеит
Бронхи – бронхит
Легкие – воспаление легких
Проверка.   (СЛАЙД 21)
– Что нужно делать, чтобы не заболеть? Высказывания детей.
Гигиена органов дыхания (Слайды  22-30)
Рефлексия деятельности Подведение итогов. Самооценка Итог урока:
В чем важность дыхательной системы?
– Для чего мы дышим?
– Какие органы помогают нам дышать?
– В чем важность
(СЛАЙД 31)
Домашнее задание:
В тетради тема № 6, задание 1,2 (задания необходимого уровня + 1 задание на выбор)
(СЛАЙД 32)
Самооценка детей и отметка учителя. Молодцы!

* Задуманный, но не использованный материал урока.