Название модуля комплексного курса: Основы светской этики
Номер урока – Урок первый
Тема урока: “Россия – Родина моя”
Количество часов – 1 час
- Класс: 4 класс
- Методы, технологии, используемые на уроке: Объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, проблемное изложение, частично-поисковый метод.
- Формы организации познавательной деятельности учащихся: работа с понятием “Родина”, выработка понятия “малая Родина”, выразительное чтение стихотворений, подготовка и представление сообщений о символах России; умение работать в группе, представить свою точку зрения.
- Техническое оснащение: Компьютер, Мультимедийная установка, колонки.
- Наглядность: презентация, Конституция России, запись mp3: Гимн России Музыка А.В. Александрова, новый текст С.В. Михалкова, песен “Моя Россия” музыка Г.Струве, слова Н.Соловьёвой, “Хакасия” музыка Г. Танбаева, слова В. Майнашева
- Ожидаемые результаты: Воспитание гражданина, воспитание у учащихся чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение к друг другу, воспитание ответственности и причастности к своей стране.
Предварительная подготовка: Поскольку учащиеся уже имеют представление о символах России, им дается задание подготовить сообщения по теме: “Символы РФ”, стихи о Родине.
Цели: Формирование чувства патриотизма, гражданского самопознания и любви к своей Родине.
Задачи:
- познакомить учащихся с главными символами государства;
- формировать у учащихся высокое чувство патриотизма, гражданственности, национально-нравственных устоев;
- развивать воображение и творческие способности, умение обосновывать свою точку зрения и делать вывод с изученного материала.
ХОД УРОКА
Оргмомент.
У: Здравствуйте, ребята!
Д: Здрав-ствуй-те! (работа над исполнением – ответ весёлый, жизнерадостный, бодрый)
Сегодня мы с вами приступим к изучению нового предмета “Основы религиозных культур и светской этики”.
Слайд 1, 2
Слайд 3
У:
Родина моя, моя Россия!
Как сказать тебе, что я люблю тебя.
Это море, это небо синее,
Это жизнь в моём краю,
Это дождь и это вьюги злые,
Это клёны, это тополя.
Родина моя, моя Россия!
Как сказать, что я люблю тебя!
У: Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?
Д: О Родине
У: Верно. Отчизной наделен каждый человек. И если он любит свою Родину, то участвует в ее судьбе, печалится из-за её горестей, веселится на ее праздниках, заботится о ее делах. Для каждого из нас Родина имеет свое значение. А что для вас Родина?
Д: Родиной россияне называют Россию – страну, в которой мы все вместе живем.
Место, где родился и вырос.
- Родные люди.
- Это место, где всегда поймут и примут в свой круг.
- Это место, куда всегда хочется возвращаться.
- Это люди, живущее рядом, которыми ты гордишься.
У: Верно, вы все правы.
Сейчас каждый из вас может объясниться в любви к Родине.
Слайд 4
Исполнение песни “Моя Россия” Г.Струве
У: Молодцы, замечательное исполнение.
Какие чувства пробудила в ваших сердцах эта песня?
Д: Любовь, нежность, радость, доброту, гордость...
У: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну. Свою землю и ее историю.
Как вы думаете, откуда же берет начало слово “Родина”?
Слайд 5
Задание: Подберите к слову “Родина” однокоренные слова Родина – произошло от древнего слова “род”, которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.
Род – обозначает древнейшего языческого бога славян “Рода” - создателя всего живого.
Родень – поселение людей – славян; названо в честь бога Рода.
Родить – значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.
Родич – родственник, член рода, одной крови.
Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.
У: Молодцы!
Слайд 6
Задание: Прочитайте определения из
словарей и объясните, как произошли названия Русь,
русские?
У: Народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. Я предлагаю вам, объединившись в группы по два человека, выполнить задание, которое называется “Собери пословицу”. (Собрать по одной пословице)
Слайд 7
Где родился, там и сгодился.
Дети собирают пословицы, а затем зачитывают их.
У: Прочтите свою пословицу и объясните ее смысл.
О чем говорится в пословицах, которые прозвучали сегодня на уроке?
Д: - О Родине, о любви к Родине. Если мы будем любить свою Родину, то будем лучше понимать, почему граждане других государств также любят свою страну.
У: А как называется наша Родина?
Д: Россия, Российская Федерация.
У: “Много есть на свете кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него родина...” (К.Д. Ушинский)
У: О какой Родине мы с вами будем вести речь?
Слушание песни “Хакасия” муз. Г. Танбаева, сл. В. Майнашева
У: Как звучит песня?
Д: Нежно, с любовью, спокойно, как рассказ, широко, раздольно...
У: О чем рассказывает нам музыка? Что можно представить
Д: Красивые картины природы – степи, леса, поля, реки, горы...
У: Скажите, а где все эти красоты мы можем увидеть?
Д: У нас, в Хакасии.
У: Верно.
Слайд 8
У: Здесь неповторимая природа, удивительный народ, таинственные памятники прошлого, удивительная культура...
Д: Авторы очень любят свой край, гордятся им, песня прозвучала как Гимн Хакасии.
У: Хакасия – это наша малая Родина, наша судьба, наша гордость, наше будущее. Недаром о судьбе и богатстве нашей республики писали и пишут многие писатели и поэты. Художники, побывавшие или живущие в Хакасии, создают чудесные картины. Нет предела красоте хакасской земли, которая имеет богатую историю и культуру.
Слайд 9
У: Скажите, что воспевают композиторы Г.Струве в песне “Моя Россия” и Г. Танбаев в песне “Хакасия”?
Д: Свою Родину, любовь к родному краю.
У: Что общего в русской и хакасской музыке?
Д: Нежность, любовь, доброта, широта, раздолье, мягкость и нежность исполнения, гордость за свой родной край, за Родину...
У: Как вы думаете, почему?
Д: Потому что в этих песнях поётся о красоте природы, а поля, степи, реки, горы есть и у русского народа и у хакасского.
Слайд 10 Чтение стихов о Родине:
И.С. Никитин “Русь”
Уж и есть за что
Русь могуча
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложишь голову!
М. Кильчичаков
Хакасия – край мой,
Родные просторы.
Вы мне улыбаетесь морем огней.
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей.
Пан Анастасия (г. Черногорск)
В краю родном нет горя, бед!
Счастливой хочется мне быть!
И дам священный я обет –
Всем сердцем Родину любить.
В краю родном трава сочнее,
Желтее светит нам луна...
Нет, Родина, тебя милее
Отчизна! Ты всегда одна.
На Родине цветы красивей,
И птицы звонче здесь поют.
Я слышу песни заливные –
Ведь люди здесь добрей живут!
В краю родном нет горя, бед!
Счастливой хочется мне быть!
И дам священный я обет –
Всем сердцем Родину любить!
Слайд 11 Физминутка
У: А сейчас давайте поиграем в хакасскую национальную игру, которая называется “Метпечек”. Посмотрите внимательно на слайд, какую русскую игру она напоминает?
Д: Жмурки!
У: Молодцы! В эту игру играют по-разному.
Вариант 1. Место игры - Открытая площадка.
Описание. Одному из игроков – метпечеку – завязывают глаза, остальные бегают вокруг него. Метпечек старается их поймать. Пойманный игрок не должен вырываться. Он становится метпечеком. Метпечек должен узнать пойманного игрока.
Спортивный вариант. Дается время, за которое метпечек должен поймать как можно больше игроков. По истечении времени метпечеком становится следующий. Победителем объявляется тот, который поймал больше всех игроков. Площадка при этом имеет ограниченные размеры, и вышедший за ее пределы, убегая от метпечека, считается пойманным.
Вариант 2. Место игры – небольшое пространство. Метпечека заставляют 3-4 раза крутнуться вокруг оси, и он отправляется ловить других. Остальные игроки стоят неподвижно и молча. Метпечек должен узнать пойманного.
У: Ребята, для наших условий в классе нам подходит 2 вариант игры.
Дети играют под музыку в исполнении фольклорного ансамбля “Айланыс”
У: Вам понравилась игра?
У: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну. Свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы. Какие символы России вы можете назвать? (Ответы детей)
У: Действительно символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы, самовар, балалайки, матрешки, медведь. Каждый из вас по-своему прав, так как символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны Конституции.
У вас на столах Конституция РФ давайте откроем статью 70.
(Один из учащихся по желанию зачитывает)
Слайд 12
Д:
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.
У: На самом деле, как история нашего государства увлекательна и сложна, так и история появления государственных символов представляет для нас особый интерес. Ведь почему-то наши герб, флаг и гимн выглядят так, а не иначе?!
Изучение герба РФ
Слайд 13
Д: Понятие “герб” происходит от немецкого слова “наследство” или “наследие” и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов, семей. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, чтобы показать принадлежность тому или иному государству.
У: Каждый герб состоит из элементов, раскрывающих его значение. Я предлагаю вам познакомиться со значением некоторых элементов гербов и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны:
- Лев – “властная сила”
- Корона – власть, благородство.
- Конный всадник – победа.
- Орел – сила, власть, величие.
- Меч – военная слава, могущество.
- Скипетр и держава (символы царской власти) – твердая центральная власть.
У: А теперь внимательно посмотрите и ответьте на вопрос:
Какого элемента (из перечисленных) нет на нашем гербе? (Ответы детей)
- А какой элемент присутствует на гербе РФ, но его нет в перечне (Ответы детей)
Д: 30 ноября 1993 года Президентом России был подписан Указ “О государственном гербе РФ”. Однако официальное закрепление герба произошло 25 декабря 2000 года после принятия Федерального Конституционного закона РФ Государственной Думой, Советом Федерации и подписание его Президентом России. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.
Д: Двуглавый орел – символ вечности России, символ глубокого уважения нашими народами своих исторических корней и национальной истории. Три короны над головами, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю всех народов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь орла, защищенная щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как на собирательницу и защитницу земель русских.
У: Зачем нужен герб? (Oтветы детей)
Д: Использование герба не может быть произвольным. Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости-туристы, предприниматели – приезжают из других государств, видят герб – двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе РФ.
Слайд 14
У: С 1991 г. Над Большим Кремлевским дворцом, в котором находится государственная резиденция Президента всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье гордо развивается один из важнейших символов России – трехцветный флаг.. А после принятия Закона о Государственном флаге в декабре 2000 г. У него появился “День рождения” - 22 августа, День Государственного флага Российской Федерации.
Д: Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязывая его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села, городка. Потом стяги стали делать из ткани. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество воинам. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых – “знамения” (священные знаки.). Так появилось слово “знамя”.
У: Истоки создания государственного флага России следует искать в истории русских морских флагов, в истории появления цветов российского флага.
Слайд 15
Составляя поясной бело-сине-красный флаг, Петр I “построил” его так, что расположение полос совпадало с древним пониманием строения мира: внизу – мир физический (кровь), выше – небесный (синий), еще выше – мир божественный (белый). Во второй половине ХIХ века полосам придали значение содружества трех восточно-славянских народов, где красная соотносилась с великороссами. Вместе с тем следует сказать, что цвета русского флага совпадали с традиционными цветами, которые предпочитал русский народ. Красный цвет означал отвагу, мужество, героизм, красоту (красный – красивый). Синий цвет – небо, целомудрие, верность, духовность. А белый цвет – мир, чистоту, правду, благородство.
У: Часто на праздниках военных парадах мы слышим торжественную величественную песню. Все люди встают, военные отдают честь, салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.
Как называется эта песня?(Ответы детей)
Д: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн это песня, посвященная своей Родине, это символ государства такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.
У: Как вы думаете, почему к словам и музыке гимна предъявляются особые требования? (Ответы детей)
У: Ребята, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна? (Ответы детей)
Д: В соответствии с Федеральным конституционным законом “О Государственном гимне Российской Федерации” от 22 марта 2001года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова.
У: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Его музыку знают и уважают во всем мире, она рождает гордость за нашу страну.
Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны, всех тех, кто любит свою Родину и гордится ею.
Слайд 16
(Звучит Гимн Российской Федерации – все встают)
У: Как вы знаете, герб, флаг есть не только у государства в целом, но и у каждого его субъекта. Каждый район, область край имеют свою символику.
Слайд 17, Слайд 18
Мы с вами живем в Республике Хакасия. Наша Республика тоже имеет свою символику.
У: Ваше Д/З:
1) Подготовить сообщение о символах Хакасии
2) Нарисовать рисунок “Моя малая Родина”
У: А сейчас я предлагаю подвести итог нашего урока и ответить вам на следующие вопросы: Слайд 19, 20
У: Мы с вами – люди, относящиеся к разным национальностям (русские, хакасы, украинцы, мордва, татары...), мы все разные, но нас объединяет одно, мы все горячо любим свою Родину, свой народ, край, в котором мы живём, своё село, свою семью, почитаем и уважаем великое культурное наследие наших предков.
Слайд 21
У: Спасибо всем за активную работу на уроке. Молодцы!