Сценарий развлечения по элементарному музицированию "Загадки таинственного острова"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать” (Песталоцци)

Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (“Учимся, делая и творя”)

Основная идея Карла Орфа – создание условий для возможности детям творить свою музыку. Обучение посредством творчества способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребёнке.

Цели урока:

  • Развитие творческого воображения и мышления.
  • Формирование навыков общения и совместной деятельности.
  • Развитие навыков самостоятельности и активности детей.
  • Активизация творческих и артистических способностей.
  • Формирование эмоционально-волевой сферы и чувства радости.

Орфовская система музыкального воспитания включает в себя следующие элементы:

  • Речевые упражнения.
  • Поэтическое музицирование.
  • Музыкально-двигательные упражнения.
  • Игры с инструментами К. Орфа.
  • Элементарный музыкальный театр

Музыкальный инструмент для маленького ребёнка – это символ музыки..Орфовские и шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании .

Самыми первыми и незаменимыми инструментами, которые позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов являются звучащие жесты – звуки человеческого тела (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.).

Детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками, которые помогают понять, откуда и как рождаются звуки.

Стремясь найти начала всех начал, Курт Закс сказал “В начале был барабан”.

Но барабан – это метафора. В начале был ритм. Ритму нельзя научить. Его можно освободить, “развязать” в человеке. Это не умственная абстракция, это живая сила организма и всей биологической жизни. Музыка помогает ребенку услышать, почувствовать многообразие окружающего мира, благодаря мелодии ребенок учится познавать себя и близкое окружение

Таким образом, элементарное музицирование может стать первой очень важной ступенькой, которая поможет ребенку открыть для себя мир музыки, овладеть игрой на простых музыкальных инструментах, активизировать потребность в освоении игры на том музыкальном инструменте, который выберет ребенок.

Организация и методика проведения:

Появляется под звучание музыки Его Высочество Ритм.

Е.В. Ритм. Здравствуйте, здравствуйте. За мною повторяйте, вопросов не задавайте.

1. Пальчиковая игра “Желтая песенка”:

Как на небе появилось поднимают ручки вверх,
Желтенькое солнышко.
В желтом танце закружилось “фонарики”,
С желтеньким подсолнушком.
А под солнышком проснулись машут руками, как
Бабочки и пчелки. Крылышками,
Лапками поправили дети гладят себя по голове,
Желтенькие челки.
Солнечные зайчики стучат по коленкам
Ярче заблестели, кончиками пальчиков,
Желтенькую песенку хлопают
Весело запели. (автор?)

Е.В. Ритм. Я - Его Высочество Ритм. И правлю я миром музыки. Сегодня у вас есть замечательная возможность – отправиться в увлекательное путешествие на остров чудес. А что там? Я и сам не знаю. Кто со мной? Повторяйте за мной.

2. Речевая игра с движениями.

К путешествию готовы? кулаки на коленях
Да! руки вверх, ладони раскрыть
В путь отправимся мы снова: вращательные движения кистями
Да! руки вверх, ладони раскрыть
Поплывем на корабле, Ладони лодочкой.
Нас качает на волне, ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз.

Подходит к бутафорскому острову.

Е.В. Ритм. Какой чудесный остров. Как много он таит загадок.

Только б карту отыскать,
Чтобы здесь не заплутать…
Вот какой-то сундучок.
Он бы очень нам помог.

Звучит голос из сундучка.

Голос. Дорогие гости. Вы попали на остров чудес, обойти его непросто, в этом вам поможет карта, чтобы найти её, вам необходимо нарисовать на чистом листе бумаги следующее. В самом центре – слово “музыка” под ним - символ, или какой-то знак, с чем у вас ассоциируется музыка. А от этого знака линии, на которых написать, из чего, по – вашему мнению, складывается музыка.

Е.В. Ритм, пока дети выполняют задание, делает вид, что ищет что-то, затем в конце задания поворачивает стенд, на нем в центре написано слово “музыка”, от этого слова расходятся лучи.

Е.В.Ритм. Для меня музыкакак большой солнечный цветок, лепестки, которого?

3. Ритмическая импровизация

Е.В. Ритм. Задание вы выполнили, а вот и карта. Что я вижу?

Мост какой-то впереди.
Мост на остров не простой,
Музыкальный, расписной.
Чтобы по нему пройти,
Ритм сначала сотвори.
Камушки волшебные разложите и ритм повторите.

Даются карточки с ритмом. Капитаны команд должны разложить ритм, так как указано в карточке, кто быстрее справится с заданием, выигрывает.

4. Игра со звучащими жестами.

Е.В. Ритм. А теперь задание усложним. Эти слова мы украсим музыкой наших жестов. На меня посмотрите, запомните и заучите.

Показывает, какими бывают звучащие жесты.

Е.В. Ритм. А теперь вы создаете свои музыкальные пьесы.

Команды выполняют задание. Пока они готовятся, Е.В. Ритм рассуждает.

Е.В. Ритм. Ритм – это сердце музыки. Все в мире подчинено строгому порядку. День сменяет ночь, времена года следуют друг за другом, наше сердце тоже бьется ровно (добавляет на стенд “слово” – ритм).

Дальше нам пора идти, чтобы остров обойти.
Снова вижу сундучок, где-то здесь висит крючок.
Крышку быстро открываю и …загадку загадаю.
На полянку, тили – дили, музыканты приходили,
Пели песни и играли, нам сюрпризы оставляли.

Звучат голоса палочек, колокольчика, погремушек, дети отгадывают и называют названия инструментов. Предлагается исследовать палочки, каким образом можно ими издавать звук.

img1.jpg (18999 bytes)

5. Ритмический канон.

Колокольчик серебристый
Ты звени, звени, звени.
Звук прозрачный и искристый
В сердце радость посели. (Играют четвертями на колокольчиках.)
Ты, шуршунчик постарайся,
Но смотри, не отвлекайся.
Раз, два, три, четыре, пять.
С тобой весело играть. (Играют восьмыми на погремушках)
В руки палочки возьмем
И стучать сейчас начнем
Туки, туки, туки, туки.
Мы не знаем больше скуки. (Играют половинками).

На первом этапе, каждая партия проигрывается отдельно, потом начинается канон, можно предложить проговаривать текст про себя, чтобы услышать звучание шумового оркестра.

Е.В. Ритм. Вот сколько звуков мы услышали, и какие инструменты соединили в оркестр. Значит, музыка рождается из звуков, соединяется в мелодии, которые можно исполнять на музыкальных инструментах. И, о чудо! Нас всех объединил оркестр (все слова “звук, мелодия, инструменты, оркестр, исполнитель, слушатель” записывает на стенде)

6. Двигательная импровизация под музыку

“Танец маленьких привидений” по методике Т. Тютюнниковой.

Е.В. Ритм

Дальше вижу поворот, тропинка к морю нас зовет.
Там медузы-балерины, нас зовут на именины.
Будем с ними танцевать, с днем рожденья поздравлять.

Е.В. Ритм. А как мы двигались? С разной скоростью, как это называется в музыке? (темп). Да, темп очень важен, он придает правдивость звучанию.

7. Импровизированный оркестр под звучание песни.

Е.В. Ритм. Какой чудный остров. Сколько интересного мы узнали. Я вижу ещё один сундучок. Что же в нем спрятано? Сундучок открываю и загадки выпускаю.

Звучат 2 фрагмента песен “Две лягушки” и “Дождик в галошках”

Е.В. Ритм. Как называется такая музыка? (песни). А я предлагаю озвучить эти песни музыкальными инструментами так, как подсказывает ваша фантазия. А всегда ли по громкости эти песни были одинаковы? Как называется разное звучание музыки по громкости? (динамика, записывает “динамика, голос, тембр”).

Е.В. Ритм.

Зашагали снова ноги по извилистой дороге.
Что такое, не пойму? Я тропинки не найду.
Кто-то вздумал пошутить, дальше нас не пропустить

8. Коммуникативный танец “Бабка Ёжка”.

Звучит музыка, Появляется Б. Яга.

Б.Яга.

Жить одной мне надоело, грусть бабулю одолела.
Жила в тиши я много лет. Вам открою свой секрет.
Я бабуля озорная, но душою молодая.
Вы б меня развеселили и на танец пригласили.

Е.В. Ритм.

Ой, какое платье у бабуси, а на шее, поглядите бусы!
Веселись, же Бабка Ёжка. Да и мы поможем немножко.
Притомились мы в пути
На разминку, дружно выходи.

Б.Яга.

Жизнь веселая настала
Ну и я другая стала.
Вижу, музыка, друзья.
Вещь чудесная, она.
Вот вам подарок от меня.
Вам очень рада, нынче я.

Достает из сундука зеркало. Показывает детям,

Б.Яга. Кого мы видим в отраженьи? Себя! Конечно, ведь это мы вместе сотворили сегодня музыку. Спасибо, вам, друзья!

Е.В. Ритм.

Вот мы и разгадали все загадки острова чудес.
Есть на свете одна страна
Зовется музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки,
Но чьи их оживляют руки?
Кто заставляет мир звучать
Когда он устает молчать?
Конечно, это музыкант
Его порыв, его талант.
Его желание творить
И людям красоту дарить.
А сейчас на прощанье,
Музыка зазвучит,
Возьмемся за руки, она сердца объединит.