"Правописание -чк-, -чн-, -чт-, -нщ-, -щн-". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (421 кБ)


Цель: урок направлен на формирование правильно писать сочетания -чк-, -чн-, -чт-, -нщ-, -щн-; развитие орфографической зоркости, добиться четкого практического употребления изученных орфограмм в письме и чтении.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего  задания

– Прочитайте первое предложение.
– Прочитайте второе предложение.
– Каким правилом руководствовались при выполнении домашнего задания? (Проверка с таблицей.)
– Продолжите меня:

жи-ши – пиши с буквой и.
ча-ща –  пиши с буквой а.
чу-щу – пиши с буквой у.

Сообщение темы урока: правописание -чк-, -чн-, -чт-, -нщ-, -щн-. Сегодня познакомимся еще с одним важным правилом, которое постараемся запомнить.

II. Минутка чистописания

Четыре Анюточки
Ни устав, ни чуточки
Пляшут третьи суточки
Всё под прибауточки
Чок-чок, каблучок,
Чуки-чуки-чуки! Чок!

– Какой звук чаще слышится?
– Какой это звук? Гласный или согласный? Почему?
– Что вы можете сказать об этом звуке?
– Какая буква обозначает это звук на письме? Запишем:

а) Чч (буквосочетание) ча чу оч  учени?к учи?тель

– Что можно сказать об этих словах?
– Почему  мы их так называем?

б) Давайте поработаем с досками со словарными словами. Покажите безударную гласную букву в словах: коньки, машина, молоко, Москва, ребята, сорока, ворона, работа.

в) А теперь догадайтесь о ком речь и запишите слова-отгадки.

 Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …  (воробей!)

Заворчал живой замок
Лёг у двери поперёк
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи!  (Собака.)

Кто альбом раскрасит ваш?
Ну, конечно, … (карандаш.)

Портфель у меня не велик и не мал:
Лежат в нём задачник,
Букварь и … (пенал.)

Хвост пушистый
Мех золотистый
В лесу живет
В деревне кур крадёт.
Кто это? (Лисица.)

Проверка: у кого так?

III. Сообщение нового материала

Лиси'ца – как можно назвать ещё? Как назвать её, если она маленькая или  ласково?
Лиси'чка

– Какое еще значение есть у этого слова, кроме животного? (Гриб.)
– А что так его назвали? Рыженький, по внешнему признаку.
– Запишите слово с маленькой буквы на новой строке. Сравните разницу между произношением и написанием!

лисичка

– Произнесите звук!
– Какой он? Мягкий, но мягкость его ничем не обозначена!
– Поэтому есть разница между произношением и написанием, и такие случае выведены в правило.
– Найдите правило в слове лисичка и подчеркните его. А какое еще сочетание кроме -чк- есть еще? (-чн-).
– Найдите в стихотворении слова, в  которых встречается это правило.

-чк-  -чн-  -чт-

Прилетела к нам синичка. Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку с нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало, ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала, мы повесим на сучки.

– Подчеркните правило в словах.

IV. Работа с учебником

– Прочитаем правило в учебнике. Как написано в учебнике, А почему же не пишется?

-чк-  -чн-

Работа над упражнением 83.

– Прочитаем задание. Будем выписывать не все слова и словосочетания, а только те, в которых встречается данное правило. Проверяем!

Физкультминутка

V. Вывод. Обобщение

– С каким правилом познакомились на  уроке?