Цель занятия: приобщение детей младшего и среднего школьного возраста к декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
- ознакомить и расширить представление детей о декоративно- прикладном творчестве;
- научить детей последовательному изготовлению подушечки для игл – бискорню;
- закрепить навык вышивания бисером и блестками;
- способствовать формированию эстетического вкуса, развитию точности и аккуратности.
Оборудование и материалы:
- выставка сувенирных и подарочных игольниц бискорню;
- схема последовательности выполнения элементов;
- инструменты и приспособления, необходимые для работы;
- магнитофон и носители с аудиозаписями мелодий.
Форма проведения занятия:
- Первая часть занятия – теоретическая – объяснение темы, с использованием наглядных пособий, образцов.
- Вторая часть занятия – практическая работа детей, а также индивидуальная работа; обобщение отдельных моментов изучаемой темы, ее закрепление.
Ход занятия
Организационный момент.
Сообщение темы детям.
Бискорню — слово, пришедшее к нашим рукодельницам из французского языка. Дословный перевод: двурогий; неровный, с выступами; нескладный, несуразный, смешной.
Бискорню это вышитое крестиком или расшитое бисером объёмное изделие из двух квадратов ткани или канвы, повёрнутых относительно друг друга на 90 градусов, сшитых по периметру и в центре.
Бискорню используют в качестве игольницы, маячка на ножницы, подвески, кулончика или ёлочной игрушки. Бискорню – это очень милая и стильная вещица, которая может стать прекрасным подарком к любому празднику.
Бискорню, несмотря на свою причудливо-изогнутую форму, очень проста в выполнении и сборке. Немного внимания и терпения – и французский изыск покорится вашим рукам.
Игольница – бискорню представляет собой подушечку с несколькими неравными углами, однако довольно симметричную. Вышита игольница с одной или обеих сторон. Размер: 8 на 8 см.
Описание работы.
Вышиваем подходящим цветом рамочку швом «назад иголка» (тогда рамочка вышивается за один раз) или «вперед иголка» (тогда периметр придется «обойти» дважды – вперед и назад). Строчку лучше выполнять в 2 нитки. Количество стежков в рамочке по каждой стороне каждого мотива должно строго совпадать. Также должны совпадать центр рамочки и центр вышитого мотива внутри рамочки.
Определяем место расположения вышивки на ткани, внутри рамочки. Выполняем разметку орнамента на ткани. Орнамент лучше выбирать симметричный.
Ткань запяливаем, следя за тем, чтоб не было перекоса ткани. По той же причине необходимо туго натянуть ткань, подтягивая ее только по долевой и поперечной нити. Вышиваем бисером и блестками один или два мотива одинакового размера.
Обрезаем лишнюю канву, оставляя припуски на швы не более 1 см с каждой стороны.
Подворачиваем припуски, сгибая ткань ровно по строчке шва. На одной из сторон «лицевого» мотива отмечаем центр.
В один из углов «изнаночного» мотива вводим нитку с узелком с изнанки, выводя ее на лицо точно в углу. Сшивать половинки бискорню также лучше в 2 нитки, а нитку брать такого же цвета, каким выполнялся контурный шов-рамочка. Сшиваем центр одной из сторон «лицевой» половины с углом «изнаночной» половины. Для сшивания захватываем иголкой не ткань, а нити контурного шва. Складываем «лицевую» и «изнаночную» стороны швом к шву и сшиваем – по «лицу» до угла, по «изнанке» до середины. Сшиваем по-прежнему не за ткань, а за нити контурного шва, соединяя стороны строго стежок к стежку.
По линии сшивания получается толстенькое переплетение нитей, являющееся одновременно декоративным элементом. Если вы хотите украсить бискорню бисером по шву – пришивайте его одновременно со сшиванием. Оптимальнее всего пришивать бисерины через один или два стежка.
Дойдя до угла «лицевой» стороны, аккуратно загибаем «изнаночную» сторону (которая сшита до середины) вокруг этого угла и продолжаем сшивать дальше, по-прежнему стежок к стежку. Следите за этим очень внимательно, чтобы все углы одной из половинок бискорню строго соответствовали серединам сторон другой половинки, иначе форма перекривится совсем не так, как задумано.Таким образом сшиваем почти всю бискорню, оставив незашитой одну сторону.
Так, чтобы незашитая часть напоминала открытый конверт. Набиваем бискорню наполнителем. Набивать ее следует довольно плотно – так будет лучше видна ее оригинальная форма. Зашиваем последнюю сторону. Берем по две блестки и бисеринки, размещаем их в центре мотивов на каждой из сторон.
И пришиваем, одновременно крепко стягивая бискорню по центру.
Бискорню готова.
Прежде чем приступить к работе спрашиваю – есть ли вопросы по теме, все ли понятно? Напоминаю о соблюдении правил техники безопасности.
Предлагаю приступить к работе – запялить и натянуть ткань в пяльцах, подготовить иглу и нить к вышивке, начать выполнение вышивки. В процессе практической работы, можно включить негромкую музыку. Индивидуально провожу повторное объяснение и показ детям, испытывающим затруднения при выполнении работы.
Перед окончанием первого часа занятия делаю обход детей, подвожу итог занятия, справились ли с заданием, вслух отмечаю положительные и отрицательные моменты, заостряя внимание на ошибках.
Предлагаю сделать перемену, отдохнуть, посмотреть сувенирные изделия, рисунки и литературу по теме.