Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Одежда. Ткани"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели: Формирование у детей коммуникативных умений посредством игровых технологий.

Задачи:

1) образовательные:

  • актуализировать словарь по теме «Одежда. Ткани», развивать смысловую сторону слова;
  • упражнять в составлении предложений с предлогами, в умении подбирать слова, обозначающие признак предмета по цвету, величине, материалу;
  • совершенствовать коммуникативные навыки – развивать диалогическую речь.

2) коррекционно-развивающие:

  • развивать мышление;
  • формировать правильное речевое дыхание;
  • совершенствовать слоговую структуру слова – умение произносить трёхсложные слова;
  • формировать фонематические процессы – деление предложения на слова, слов на слоги.

3) воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к занятиям: дружелюбное отношение к взрослым и сверстникам.

Оборудование: зеркала – 5 шт.; бумажные куклы – 5 шт.; д/и «Оденем Таню с Ваней»; сюжетные картинки «Как мы одеваемся», «Катание на лыжах», «Снежная баба»; д/и «Предложение, слова, слоги»; д/и «Собери шубу».

Ход занятия

Направление коррекционной работы Название и содержание этапов занятия
Вызвать интерес к занятию I. Организационный момент. Настрой на занятие.
1. – Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!
– Сегодня на улице так холодно, что у меня в варежках замерзли руки. Давайте, все вместе погреем руки – потрем, подышим на них.
– А теперь друг другу погреем – прикасаемся ладошками друг к другу по кругу.
– Теперь садитесь, нам нужно приготовить языки, губы, уши, глаза для занятия.
Развитие артикуляционного аппарата. 2. Самомассаж языка с движениями рук
– Чтобы хорошо разговаривать, сделаем зарядку для язычка.
– Язычок погладим ласково губами;
– А теперь постукаем бережно губами;
– Язычок погладим ласково зубами;
– Язычок похлопаем ласково зубами;
– И опять погладим ласково зубами;
– А потом похлопаем мы его губами;
– И в конце погладим ласково губами.
  3. Массаж
Утром детки все проснулись,
Друг другу улыбнулись.
Согреем ручки и потрем:
Лоб – просыпайся умок – разумок,
Губы – просыпайся роток – говорок,
Ушки – просыпайтесь слушки в ушках,
Нос, щеки и бока. Вот какая красота!
А потом ладошкой пошлепали немножко.
Стали гладить ручками.
– Молодцы!
Развитие речевого дыхания 4. Дыхательное упражнение «Таню с Ванечкой согреем»
– Подышим теплым воздухом на своих кукол – 2-3 раза.
– Таню с Ванечкой согрели, а потом мы их оденем.
– Наши уши слушают и все слышат. Наши глаза смотрят и все видят. Руки нам не мешают, а только помогают.
Развитие мышления II. 1. Сообщение темы занятия
– Послушайте загадку:
Надеваем платья, юбки,
Шорты и рубашки.
И найдем на них застежки,
Рукавчики, кармашки.
– Как называются эти вещи, одним словом? (Одежда)
Словарь 2. Д/И «Оденем Таню с Ваней»
Скажите, дети, что носят только мальчики? (Шорты, трусы, брюки, рубашки)
– Что носят только девочки? (Платья, юбки, сарафаны)
– Молодцы! Оденьте своих кукол.
– Таня, что ты надела на куклу? Каким цветом? (Сарафан синего цвета, розовая кофта, желтые колготки)
– Назови Витя одежду. Какие рукава? (Рукава у кофты длинные)
– Что надела на куклу Кристина? Что есть у платья? (У куклы желтое платье. У платья есть красный бант)
– Что надел Антон? Какой воротник, есть ли карманы? (Вороник – уголочками, есть один карман)
– Ваня назови одежду. (Кофта, колготки, шорты)
– Молодцы!
Грамматический строй, составление предложений с предлогами
Связная речь
3. Рассматривание сюжетной картинки «Как мы одеваемся». (Рисунок 1 Приложение)
Кто нарисован на картинке? (Мама папа, сын, дочь)
– Что завязывает дочка на шею? (Дочка завязывает на шею шарф)
– Что застегивает сын? (Сын застегивает замок на куртке)
– Что делает папа? (Папа помогает маме надеть пальто)
– Как мама попросила папу ей помочь? (– Папа, помоги, пожалуйста, мне надеть пальто. Спасибо!)
– А может папа, сам предложил свою помощь маме? Как он предложил маме свою помощь? (– Мама, давай я тебе помогу надеть пальто)
Диалогическая речь 4. Физминутка «Попроси – предложи»
Один, два, три, четыре, пять,
Пойдем на улицу гулять.
Когда станем одеваться,
Друг, другу будем помогать.
– Покажите, как вы надеваете на себя одежду, когда собираетесь на прогулку. Нужно просить о помощи или предложить свою помощь. Не забывайте говорить волшебные слова – пожалуйста, спасибо.
– Таня, ты не можешь достать шапку, попроси кого-нибудь тебе помочь. (Кристина, достань мне, пожалуйста, шапку.)
– Витя не может завязать сам шарф. Ваня, скажи Вите – «Я тебе помогу, Витя».
Словообразование 5. Д/И «Что из чего – какое?»
– Пиджак сшили из шерсти. Какой он? Шерстяной.
– Платье сшили из шелка. Оно…(Шелковое)
– Куртку сшили из кожи. Она…(Кожаная)
– Шубу сшили из меха. Она…(Меховая)
– Пальто для зимы – зимнее.
– Куртка для осени – …(Осенняя)
– Халат для дома – …(Домашний)
– Сарафан для лета – …(Летний)
– Плащ для весны – …(Весенний)
– Одежда для детей – …(Детская)
– Молодцы!
Мелкая моторика 6. Пальчиковая гимнастика
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
(сжимание и разжимание кистей)
Вот так, вот так,
Так головки убирали.
(сгибание и разгибание фалангов пальцев)
Фонематические процессы 7. Д/и «Предложение, слова, слоги» (Сюжетные картинки «Катание на лыжах», «Снежная баба» Рисунки 2, 3)
Поиграем в игру «Предложение, слова, слоги».
– Какое время года изображено на картинке? (Зима)
– Что делают дети? (Катаются на санках, лыжах, лепят снеговика)
– Во что одеты дети зимой? (В теплую одежду)
– Давайте составим об это предложение.
– Дети надели теплую одежду.
– Положите полоску предложение.
– Сколько слов в нашем предложении? (Четыре)
– Какое первое слово? Дети. Кто? Дети – одна ровная полоска.
– Дети что сделали? Надели – второе слово, две полоски.
– Дети надели, какую одежду? Теплую – третье слово, волнистая полоска.
– Что дети надели? Одежду – четвертое слово, одна ровная полоска.
– Давайте «прочитаем» предложение по полоскам.
– Теперь прохлопаем каждое слово в предложении.
– Молодцы!
Диалогическая речь, мелкая моторика 8. Д/И «Собери шубу»
На столах у каждого ребенка специально смешанные части «одежды – шубы».
– Соберите шубки.
– Не получается? Почему?
– Нет нужных частей. Это я все перепутала. Попросите, друг у друга нужные вам части. Не забывайте говорить волшебные слова.
– Ваня, тебе нужен воротник? Попроси: «Ребята, дайте мне, пожалуйста, воротник. Спасибо!
– Дай мне, пожалуйста, Антон карман.
– Можно я вам помогу части передавать друг другу?
Рефлексия, развитие коммуникативной функции речи III. Итог занятия.
Мы сегодня много говорили об одежде. Когда человек красиво и опрятно одет, на него приятно смотреть. Когда нам очень нравится на ком – то одежда мы говорим комплименты или хвалим его. Мне нравится, как сегодня одет Антон. Я ему делаю комплимент. Антон, какая у тебя красивая рубашка! Посмотрите друг на друга, на гостей. Сделайте комплимент кому вы хотите.
– Молодцы, спасибо! До свидания!