Цели: Формирование у детей коммуникативных умений посредством игровых технологий.
Задачи:
1) образовательные:
- актуализировать словарь по теме «Одежда. Ткани», развивать смысловую сторону слова;
- упражнять в составлении предложений с предлогами, в умении подбирать слова, обозначающие признак предмета по цвету, величине, материалу;
- совершенствовать коммуникативные навыки – развивать диалогическую речь.
2) коррекционно-развивающие:
- развивать мышление;
- формировать правильное речевое дыхание;
- совершенствовать слоговую структуру слова – умение произносить трёхсложные слова;
- формировать фонематические процессы – деление предложения на слова, слов на слоги.
3) воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к занятиям: дружелюбное отношение к взрослым и сверстникам.
Оборудование: зеркала – 5 шт.; бумажные куклы – 5 шт.; д/и «Оденем Таню с Ваней»; сюжетные картинки «Как мы одеваемся», «Катание на лыжах», «Снежная баба»; д/и «Предложение, слова, слоги»; д/и «Собери шубу».
Ход занятия
Направление коррекционной работы | Название и содержание этапов занятия |
Вызвать интерес к занятию | I. Организационный момент. Настрой на занятие. 1. – Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! – Сегодня на улице так холодно, что у меня в варежках замерзли руки. Давайте, все вместе погреем руки – потрем, подышим на них. – А теперь друг другу погреем – прикасаемся ладошками друг к другу по кругу. – Теперь садитесь, нам нужно приготовить языки, губы, уши, глаза для занятия. |
Развитие артикуляционного аппарата. | 2. Самомассаж языка с движениями рук – Чтобы хорошо разговаривать, сделаем зарядку для язычка. – Язычок погладим ласково губами; – А теперь постукаем бережно губами; – Язычок погладим ласково зубами; – Язычок похлопаем ласково зубами; – И опять погладим ласково зубами; – А потом похлопаем мы его губами; – И в конце погладим ласково губами. |
3. Массаж Утром детки все проснулись, Друг другу улыбнулись. Согреем ручки и потрем: Лоб – просыпайся умок – разумок, Губы – просыпайся роток – говорок, Ушки – просыпайтесь слушки в ушках, Нос, щеки и бока. Вот какая красота! А потом ладошкой пошлепали немножко. Стали гладить ручками. – Молодцы! |
|
Развитие речевого дыхания | 4. Дыхательное упражнение «Таню с Ванечкой согреем» – Подышим теплым воздухом на своих кукол – 2-3 раза. – Таню с Ванечкой согрели, а потом мы их оденем. – Наши уши слушают и все слышат. Наши глаза смотрят и все видят. Руки нам не мешают, а только помогают. |
Развитие мышления | II. 1. Сообщение темы занятия – Послушайте загадку: Надеваем платья, юбки, Шорты и рубашки. И найдем на них застежки, Рукавчики, кармашки. – Как называются эти вещи, одним словом? (Одежда) |
Словарь | 2. Д/И «Оденем Таню с Ваней» – Скажите, дети, что носят только мальчики? (Шорты, трусы, брюки, рубашки) – Что носят только девочки? (Платья, юбки, сарафаны) – Молодцы! Оденьте своих кукол. – Таня, что ты надела на куклу? Каким цветом? (Сарафан синего цвета, розовая кофта, желтые колготки) – Назови Витя одежду. Какие рукава? (Рукава у кофты длинные) – Что надела на куклу Кристина? Что есть у платья? (У куклы желтое платье. У платья есть красный бант) – Что надел Антон? Какой воротник, есть ли карманы? (Вороник – уголочками, есть один карман) – Ваня назови одежду. (Кофта, колготки, шорты) – Молодцы! |
Грамматический строй, составление предложений с предлогами Связная речь |
3. Рассматривание сюжетной картинки «Как мы одеваемся». (Рисунок 1 Приложение) – Кто нарисован на картинке? (Мама папа, сын, дочь) – Что завязывает дочка на шею? (Дочка завязывает на шею шарф) – Что застегивает сын? (Сын застегивает замок на куртке) – Что делает папа? (Папа помогает маме надеть пальто) – Как мама попросила папу ей помочь? (– Папа, помоги, пожалуйста, мне надеть пальто. Спасибо!) – А может папа, сам предложил свою помощь маме? Как он предложил маме свою помощь? (– Мама, давай я тебе помогу надеть пальто) |
Диалогическая речь | 4. Физминутка «Попроси – предложи» – Один, два, три, четыре, пять, Пойдем на улицу гулять. Когда станем одеваться, Друг, другу будем помогать. – Покажите, как вы надеваете на себя одежду, когда собираетесь на прогулку. Нужно просить о помощи или предложить свою помощь. Не забывайте говорить волшебные слова – пожалуйста, спасибо. – Таня, ты не можешь достать шапку, попроси кого-нибудь тебе помочь. (Кристина, достань мне, пожалуйста, шапку.) – Витя не может завязать сам шарф. Ваня, скажи Вите – «Я тебе помогу, Витя». |
Словообразование | 5. Д/И «Что из чего – какое?» – Пиджак сшили из шерсти. Какой он? Шерстяной. – Платье сшили из шелка. Оно…(Шелковое) – Куртку сшили из кожи. Она…(Кожаная) – Шубу сшили из меха. Она…(Меховая) – Пальто для зимы – зимнее. – Куртка для осени – …(Осенняя) – Халат для дома – …(Домашний) – Сарафан для лета – …(Летний) – Плащ для весны – …(Весенний) – Одежда для детей – …(Детская) – Молодцы! |
Мелкая моторика | 6. Пальчиковая гимнастика В прятки пальчики играли И головки убирали. (сжимание и разжимание кистей) Вот так, вот так, Так головки убирали. (сгибание и разгибание фалангов пальцев) |
Фонематические процессы | 7. Д/и «Предложение, слова, слоги» (Сюжетные картинки «Катание на лыжах», «Снежная баба» Рисунки 2, 3) – Поиграем в игру «Предложение, слова, слоги». – Какое время года изображено на картинке? (Зима) – Что делают дети? (Катаются на санках, лыжах, лепят снеговика) – Во что одеты дети зимой? (В теплую одежду) – Давайте составим об это предложение. – Дети надели теплую одежду. – Положите полоску предложение. – Сколько слов в нашем предложении? (Четыре) – Какое первое слово? Дети. Кто? Дети – одна ровная полоска. – Дети что сделали? Надели – второе слово, две полоски. – Дети надели, какую одежду? Теплую – третье слово, волнистая полоска. – Что дети надели? Одежду – четвертое слово, одна ровная полоска. – Давайте «прочитаем» предложение по полоскам. – Теперь прохлопаем каждое слово в предложении. – Молодцы! |
Диалогическая речь, мелкая моторика | 8. Д/И «Собери шубу» На столах у каждого ребенка специально смешанные части «одежды – шубы». – Соберите шубки. – Не получается? Почему? – Нет нужных частей. Это я все перепутала. Попросите, друг у друга нужные вам части. Не забывайте говорить волшебные слова. – Ваня, тебе нужен воротник? Попроси: «Ребята, дайте мне, пожалуйста, воротник. Спасибо! – Дай мне, пожалуйста, Антон карман. – Можно я вам помогу части передавать друг другу? |
Рефлексия, развитие коммуникативной функции речи | III. Итог занятия. – Мы сегодня много говорили об одежде. Когда человек красиво и опрятно одет, на него приятно смотреть. Когда нам очень нравится на ком – то одежда мы говорим комплименты или хвалим его. Мне нравится, как сегодня одет Антон. Я ему делаю комплимент. Антон, какая у тебя красивая рубашка! Посмотрите друг на друга, на гостей. Сделайте комплимент кому вы хотите. – Молодцы, спасибо! До свидания! |