Проект «Старинный замок» был проведён в рамках инновационной образовательной программы ГБОУ школы №544 с углублённым изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга «Создание разновозрастных групп учащихся в урочной и внеурочной деятельности как один из эффективных способов повышения качества образования» среди учащихся 2 «Б» и 4»В» классов.
Данный проект рассчитан на 4 недели.
Были выделены следующие этапы проекта:
Название этапа | Содержание | Тип урока |
1. «Остров планирования» | · Определение темы проекта; · Определение названия проекта; · Формулировка дидактических целей и задач проекта; · Обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков; · Обсуждение возможных источников информации; |
Вводный урок |
2. «Остров информации» | · Самостоятельный поиск информации; · Подготовка докладов; · Подготовка к выступлению на уроке-конференции. |
- |
3. «Остров открытий» | · Выступление на уроке-конференции «Крепости и замки» · Анализ и синтез полученной информации |
Урок-конференция |
4. «Остров творчества» | · Чтение и подготовка чертежей (4 класс) · Изготовление рельефной бумаги (2 класс) |
Комбинированный |
5. «Остров творчества» | · Разметка и вырезание деталей. · Складывание заготовок по линиям сгиба. · Декорирование заготовок. · Соединение и склеивание элементов замка. · Сборка макета замка. · Подведение итогов. · Рефлексия. · Оценка работы группы. |
Урок-практикум |
Технологическая карта урока технологии 2 и 4 классы
Тема: «Старинный замок»
Цель урока: изготовить макет старинного замка в условиях работы в разновозрастных группах
Проектная задача: создать макет старинного замка.
Основное содержание : работа с бумагой, чертежами; отличительные и сходные черты замка и крепости; правила работы в разновозрастной группе.
Термины, понятия: чертёж, оформление, детали, сборка, макет, разновозрастная группа, крепость, замок, рельефная бумага, схема, алгоритм.
Место урока в системе обучения: 4 урок учебного проекта (заключительный 5 этап проекта).
Планируемый результат | |
Предметные умения | УУД |
Формировать представление о приемах создания изделия в техниках: «объёмное моделирование», «рельефная бумага», материалах и инструментах, которые используются в деятельности. Формировать позитивное отношение к труду. |
Личностные УУД: · Широкая мотивационная основа УД, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы (наглядность, ТСО) · Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. · Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств. · Понимание собственных действий и других «я». · Способность к самооценке на основе выработанных критериев. Регулятивные УУД: · Принимать и сохранять учебную задачу. · Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. · Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. · Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. · Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; · Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; · Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Познавательные УУД: · Строить речевое высказывание в устной и форме. · Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. · Устанавливать причинно-следственные связи. · Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Работать с информацией, представленной в виде чертежа. · Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. · Осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД: · Учиться допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. · Учиться формулировать собственное мнение и позицию. · Учиться договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. · Учиться задавать вопросы. · Учиться контролировать действия партнёра. · Учиться использовать речь для регуляции своего действия. · Учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; · Контролировать свои действия и действия партнера и оказывать необходимую взаимопомощь. Самостоятельно анализировать собственную практическую деятельность. · Задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества. |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Окружающий мир/Введение в историю (сходства и различия замка и крепости). ОБЖ (знание и применение правил техники безопасности) ИЗО (применение техники «рельефная бумага», оформление готового макета) |
Фронтальная, работа в разновозрастных группах | Чертежи элементов замка, заготовки в технике «рельефная бумага», презентация, двусторонний скотч, ножницы, «ладошки», «смайлики» для этапа рефлексии) |
Ход урока
Этап урока | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность детей, планируемые результаты |
Орг. момент |
Проверка готовности обучающихся, настрой на работу. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
I этап Постановка учебной задачи |
Какую учебную задачу мы ставили перед собой на уроке «Остров планирования»? | Формулируют учебную задачу | |
II этап Актуализация знаний |
Путешествие по таинственным островам <Приложение>
Что нового узнали? |
Какие этапы проекта мы уже провели? 1. «Остров планирования» 2. «Остров информации» 3. «Остров открытий» |
Восстанавливают последовательность выполненных этапов. Формулируют выводы, полученные на предыдущих уроках. |
III этап Подготовительная работа |
Алгоритм выполнения работы Техника безопасности Правила работы в разновозрастной группе |
Что нам нужно знать (вспомнить) для того, чтобы выполнить следующий этап проекта? | Вспоминают правила, перечисляют их. |
IV этап Основной |
Разметка и вырезание деталей. Складывание заготовок по линиям сгиба. Декорирование заготовок. Соединение и склеивание элементов замка. Сборка макета замка. |
Помощь, консультирование учащихся и групп, испытывающих затруднения в работе | Самостоятельно выполняют действия по алгоритму |
V этап Подведение итогов проекта |
Оценка полученного результата (готового изделия) | Удалось ли выполнить учебную задачу, поставленную перед началом выполнения проекта? | Отвечают на вопросы учителя. |
VI этап Рефлексия |
Рефлексия настроения и эмоционального состояния; Рефлексия деятельности; |
Каждая группа получила «Ладошку». Каждый участник группы – 2 смайлика (грустный и радостный). Оцените свою работу в группах. Для этого выберите соответствующий смайлик и наклейте его на пальчик «ладошки». |
Оценивают свою работу и наклеивают соответственный смайлик на «ладошку», вывешивают «ладошки» на доску. Оценивают работу всех групп в целом. Высказывают свои мнения, делятся впечатлениями. Предлагают варианты усовершенствования данного вида работы. |
Орг. конец урока |
Выражение благодарности участникам и гостям урока. Уборка рабочих мест. |
Поблагодарите друг друга и гостей нашего урока. Большое спасибо за Вашу работу! |
Благодарят друг друга и гостей урока |