Введение.
Проектная деятельность в ДОУ
При организации учебной деятельности со старшими дошкольниками одним из эффективных и перспективных является метод проектной деятельности. Ребенок на этом возрастном этапе характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Основанный на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний. Кроме того, открываются большие возможности для организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Проектная деятельность обеспечивает режим развития дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ. Темы проектов, используемые в нашем центре, различны: «Город, в котором я живу», «Осенние превращения», «Новогодний калейдоскоп», «Мамин день – 8 Марта», «Космические путешествия», «Этот день Победы». При составлении годового плана темы проектов могут быть связаны с календарными праздниками, знаменательными датами в жизни страны. Темы интересны, цели их приняты детьми и актуальны для них; конкретное практическое творческое дело служит организованному освоению ребенком окружающей среды.
Метод проектов мы рассматриваем и как механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители являются для нас не только как источники информации, но оказывают реальную помощь и поддержку ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Обогащают свой педагогический опыт, испытывая при этом чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Использование педагогического проектирования образовательного процесса в условиях развития ДОУ требует от педагогов индивидуальных оригинальных решений, продуктивной и творческой деятельности, что способствует саморазвитию педагогов, повышению их профессиональной компетенции и делает образовательный процесс нашего дошкольного учреждения инновационным, открытым для активного участия родителей воспитанников.
Интересным получился проект «Осенние превращения», в котором приняли участие педагоги нашего центра, старшие дошкольники и их родители.
Интегрированный тематический проект «Осенние превращения».
Информационная карта проекта.
Организация: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» – детский сад «Сказка».
Вид, тип проекта: интегрированный, совместный, творческий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, педагог доп. образования по изобразительной деятельности, педагог д/о по театрализованной деятельности, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.
Цель проекта: Развитие совместной творческой деятельности взрослого и ребенка через различные виды художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Задачи:
- Формирование представлений о состояниях природы.
- Воспитание эстетического отношения к окружающему миру.
- Развитие внимания, творческого воображения и фантазии дошкольников.
- Совместное коллективное творчество взрослого и ребенка.
Актуальность
Интеграция содержания дошкольного образования, в соответствии с ФГТ, – один из ведущих принципов построения образовательной программы. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому». В дошкольном детстве ребенок обладает огромным багажом возможностей, задача взрослых – помочь раскрыть ему эти возможности. Развивая творческие способности детей, мы даем им возможность танцевать, петь, рисовать, лепить, сочинять сказки и т.д. Создавая предметно-развивающую среду, накапливаем опыт художественно- творческой деятельности в различных ее видах.
Типичными моделями интеграции содержания в дошкольном образовании являются тематические проекты. Наш проект интегрирует следующие образовательные области программы: музыка, изобразительная деятельность, развитие речи, детская художественная литература. С детьми были проведены беседы, походы и экскурсии по сбору природного материала. Разучены стихи, песни, танцы на данную тему, изготовлены коллективные работы из природного материала.
В завершение работы по проекту была организована выставка детско-родительских творческих работ «Осенние превращения» и проведен праздник, построенный на совместном творчестве детей, педагогов и родителей. Обобщение знаний об осени обыгрывалось на музыкальном материале, в содержание которого включены стихи, песни, инсценировки на данную тему, выступления взрослых, игры, сюрпризы.
Совместная деятельность по изготовлению поделок, участие в творческих играх родителей и детей развивает не только творческие способности ребенка, но необходима и для достижения эмоционального контакта, взаимопонимания в семье.
Ожидаемые результаты:
- Развитие познавательного интереса, творческого потенциала дошкольников.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ. Оптимизация сотрудничества с родителями
- Увлеченность совместной творческой деятельностью взрослого и ребенка.
План реализации проекта
Первый этап – подготовительный.
- Разработка плана тематического проекта.
- Подготовка к работе педагогов ДОУ, сотрудничество с родителями.
- Разработка конспектов бесед, занятий.
- Составление сценария праздника.
Второй этап – основной, организационно-практический.
Деятельность педагогов | Деятельность родителей | Деятельность детей |
· Проведение бесед, занятий. · Активное участие в составлении сценарного плана праздника. · Организация походов, прогулок на природу. · Оформление коллективных поделок из природного материала. |
· Активное участие в проведение пеших экскурсий в Парковую зону и в лес. · Помощь в изготовлении поделок из природного материала. · Участие в подготовке и проведении праздника. |
· Изготовление коллективных работ, поделок в группах. · Разучивание стихов, песен, танцев на осеннюю тематику. |
Третий этап – презентация.
- Организация выставки детско-родительских творческих работ из природного материала. Приложение 1.
- Проведение праздника «Осенние превращения» при активном участии родителей. Приложение 2.
«Осенний праздник» Приложение 2
(сценарий развлечения для детей подготовительных групп)
Действующие лица:
- Ведущий, Осень, Пугало – взрослые.
- Хлебороб, Огородница, Садовник – дети.
(Зал украшен осенними листьями. Оформлена выставка детско-родительских работ из природного материала. На столах дары осени: свежие овощи и фрукты, заготовки грибов, варенье на зиму, перемолотая мука. В центре зала стоит украшенный трон. Под спокойную музыку дети входят в зал, рассматривают выставку, садятся на места).
ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята, сегодня мы собрались в нашем зале, чтобы попрощаться с нашей красавицей осенью. У каждого времени года есть свои прекрасные мгновения. И у осени их тоже много: в лесах созревают ягоды и грибы. В садах и огородах дачники собирают свой урожай. Хлеборобы убирают зерновые культуры, из них перемалывается мука и в каждом доме знаком аромат свежего душистого хлеба, вкусных пирогов. Что ни говори, а осень – прекрасная пора! Так пусть же она будет хозяйкой на нашем празднике!
(Звучат фанфары, в зал входят три осенних месяца: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь – дети).
СЕНТЯБРЬ: Внимание! Внимание! Сегодня Осень приглашает всех на праздник!
ОКТЯБРЬ: Внимание! Внимание! Строгий наказ: веселиться, петь и танцевать на празднике!
НОЯБРЬ: Внимание! Внимание! На праздник веселый прибудет сама красавица Осень!
ВЕДУЩИЙ: Уважаемые месяцы, а пока ее нет, давайте песню про Осень споем.
(Приглашает месяцы встать с детьми в круг)
«Осенняя песенка» (сл. В. Газизовой, муз. Л. Семеновой)
(После песни дети садятся на места, под музыку в зал входит Осень).
ВЕДУЩИЙ: Да вот и она! Хозяйка нашего праздника!
ОСЕНЬ:
Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья.
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Я пришла на праздник к вам петь и веселиться,
Я хочу со всеми здесь крепко подружиться!
(Под музыку Осень садится на трон, приглашает месяцы сесть рядом с ней).
ОСЕНЬ: Разрешаю начать праздник и повеселится сегодня вволю, а то придумал кто-то, что Осень – унылая пора.
Танец с листочками.
ОСЕНЬ: Наш осенний бал считаю открытым, слово тебе месяц Сентябрь.
СЕНТЯБРЬ:
Осень настала опять,
Пора нам дары принимать:
Овощи, фрукты, ягод корзины,
Лучше на свете нет и картины!
ОСЕНЬ Пусть торжество продолжит наше парад Осени даров! Под торжественную музыку входит Хлебороб. В руках у него каравай на расшитом полотенце.
ХЛЕБОРОБ:
Хлеб – душистый каравай,
Нынче славный урожай!
(Хлебороб передает каравай Осени, та благодарит и кладет хлеб на столик, стоящий рядом с троном. Выходит огородница с корзиной овощей).
ОГОРОДНИЦА:
Помидоры и капуста, лук, картофель и горох,
Загляните к нам в корзину – урожай у нас неплох!
(Огородница с гордостью демонстрирует содержимое своей корзины и передает ее Осени. Выходит садовод и ставит на столик корзинку с фруктами).
САДОВОД:
Ничего нет лучше, чем яблоки и груши.
Сочные и сладкие, наливные, гладкие.
ОСЕНЬ: Вот какой урожай мы собрали с вами в этом году.
(В дверях зала слышится шум).
ОСЕНЬ: Это кто торопится к нам на веселье с таким шумом?
(В зал вбегает Пугало огородное с метлой в руках, гремя пустыми консервными банками).
ПУГАЛО: (подбегает к трону, низко кланяется)
ОСЕНЬ: Кто ты? И откуда? Почему в таком виде на праздник явился?
ПУГАЛО:
Я живу на огороде,
Одеваюсь не по моде.
Все дни стою как на часах,
На стаи нагоняю страх!
ОСЕНЬ: Ребята, вы узнали, кто пришел к нам с таким шумом?
(Ответы детей).
ПУГАЛО: Уважаемая Осень, я все лето тружусь, охраняю сады и огороды от крылатых разбойников. Не сплю, не ем — урожай хозяйский стерегу. Если я буду стоять в красивом костюмчике, кто же меня испугается? Оставьте меня, пожалуйста, на вашем празднике. Я тоже хочу отдохнуть, повеселиться!
ОСЕНЬ: Не обижайся, Пугало! Теперь мы во всем разобрались. Проходи, присаживайся, будь гостем.
ПУГАЛО: (шагает по залу, громко напевает, обращаясь к детям).
Во саду ли, в огороде Пугало стояло.
Шустрых галок и ворон лихо разгоняло.
(Пугало кланяется на все стороны. Обращается к детям):
Ребята, а вы загадки про фрукты и овощи знаете? (ответы детей)
ПУГАЛО: А я вот хочу загадать вам загадки. (загадывает загадки про овощи)
ПУГАЛО: А мы сейчас с вами поиграем! (Выносит мешок перемешанныхмуляжей овощей и фруктов). Вот какой урожай вырос на моем участке. Помогите мне его разобрать. (Организует 2 команды, одна собирает овощи, другая — фрукты в корзины).
Игра «Собери овощи и фрукты»
(По окончании игры Пугало ставит корзины с урожаем к трону Осени, кланяется Осени и с важным видом проходит к стульям, где сидят участники праздника).
ОСЕНЬ: Что же, с Сентябрем мы разобрались, а вот что скажет нам Октябрь месяц.
ОКТЯБРЬ:
Солнышко скрылось за серые тучи.
Дождь бесконечный давно нам наскучил.
Грустной, унылой природа вдруг стала –
Сыро и холодно – осень настала!
ОСЕНЬ: Да, действительно, в октябре чаще бывают дожди, но в лесу созревают не только ягоды. (Достает корзинку с грибами)
ОСЕНЬ: Грибы в гости к нам пришли и загадки принесли.
Постарайтесь угадать, поскорей ответ нам дать.
-
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, зовусь я … (подосиновик) -
И под старою сосною, где ютится пень старик,
Окружен своей семьею, первый найден…(боровик) -
Мальчишки не знали грибов, вот умора
Домой принесли они три… (мухомора)
ВЕДУЩИЙ: Уважаемая Осень, наши ребята песню про грибы знают.
ОСЕНЬ: Я с удовольствием ее послушаю.
Песня «По грибы» (муз. В. Оловникова, сл. Н. Алтуховой)
ПУГАЛО: (подходит к Осени). Разреши, хозяйка, грибы твои посмотреть. (Забирает у Осени корзину с грибами, обращается к детям.) Давайте разберемся, все ли грибы здесь съедобные? (Показывает детям муляжи знакомых грибов, они отгадывают).
ВЕДУЩИЙ: Вот сколько грибов выросло после дождей! Осенью бывает и непогодица, правда ребята? Дождь целыми днями моросит, кругом лужи, сырость. Ребята даже песню знают про такую дождливую погоду, но она такая веселая, думаю, что не испортит нашего праздника. Становитесь все в круг.
«Песенка про непогодицу» (сл. и муз. Е. Болдыревой)
ОСЕНЬ: Да, действительно, в мое время года бывает разная погода.
ВЕДУЩИЙ: Наши ребята готовились к празднику, разучили стихи.
Стихи об осени.
ПУГАЛО: Стихи, стихи, я вот даже заскучал на вашем празднике, так хочется потанцевать!
ВЕДУЩИЙ: Ребята, давайте потанцуем и пригласим в круг нашего гостя.
Общий танец «Чимби-римби».
ОСЕНЬ: Спасибо, сынок Октябрь! А теперь слово моему самому серьезному сыну, Ноябрю морозному!
НОЯБРЬ:
Осень холодная в гости пришла,
Серым туманом на землю легла.
Ветер листочки с деревьев унес,
Лес обнажился, скоро – мороз!
Только сосна и в иголочках ель
Так же прекрасны и в дождь и в метель.
ПУГАЛО Ну что ты, царевич Ноябрь, тоску на нас нагоняешь? Давайте, гости дорогие, лучше поиграем! Играть все любят, согласны?
ДЕТИ: Согласны!
ПУГАЛО: Тогда делимся на 2 команды. Девочки будут изображать дождь, а мальчики ветер. Вы, ребята, не забыли, как дождь стучит по крышам? Кап-кап-кап….-девочки, у-у-у- мальчики
ПУГАЛО: Ну, а теперь все вместе! (Дети выполняют) Ну что, царевич Ноябрь, похоже?
НОЯБРЬ: Похоже, еще как похоже!
ПУГАЛО: Ребята, а если сильный дождь идет, куда мы будем прятаться? (ответы детей)
ПУГАЛО: Правильно, под зонт. Вот мы сейчас и посмотрим, быстро ли вы спрячетесь от дождя. Игра «Дождь и зонтик»
(Звучит музыка, дети свободно двигаются по залу легким бегом. В середине зала лежит раскрытый зонтик. Музыка стихает. Дети быстро разбиваются на пары, поднимая сцепленные руки вверх, чтобы получилась крыша. Оставшийся без пары ребенок берет зонтик и танцует с ним под веселую музыку, остальные игроки хлопают ему. Затем игра повторяется).
ПУГАЛО: Ну вот, и не так грустно стало.
ОСЕНЬ: Да, разная я бываю – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождем и мокрым снегом, с холодным ветром и первыми заморозками. Я очень рада, что не смотря ни на что, вы любите это время года. Спасибо, что пришли на праздник. На память примите от меня осеннее угощение.
(Выносит корзину с яблоками, угощает детей. Персонажи прощаются и уходят).
ВЕДУЩИЙ: Вот и подошел к концу наш осенний праздник. Давайте поблагодарим всех его участников.