Цель: уточнить и расширить представления детей о зиме и зимних забавах.
Задачи:
- учить детей моделировать фразы;
- осуществлять коррекцию мышления на основе упражнений в анализе – синтезе;
- воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование:
- презентации к песням Э. Ханка и С. Островой «Зима» и Л. Олифировой «Русская зима»;
- названия зимних месяцев;
- плакаты «Составь словосочетания», «Скажи правильно», «Назови ласково» и «Что ты наденешь на зимнюю прогулку?»;
- напечатанная поговорка «Зима не лето, в шубу одета»;
- игра «Собери слова» (зима, шуба);
- сигнальные карточки;
- иллюстрации «Коньки», «Хоккей», «Лыжи», «Санки», «Снеговик»;
- снежинки;
- снежки;
- коробка;
- образец «Снеговик»;
- конверты со снеговиками;
- задание «Раскрась рисунок».
Ход урока
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Влево – вправо повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Пора урок нам начинать.
– Сейчас у нас с вами урок развития речи. Скажите: что мы делаем на уроках развития речи?
– Начнём мы наш урок с загадки.
Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня…(зима).
– Скажите: какое сейчас время года?
– Правильно, сейчас зима. И тема нашего урока «Зима. Зимние забавы детей». Давайте послушаем песню «Зима» Э.Ханка и С.Островой и посмотрим презентацию.
– Давайте вспомним, ребята, названия зимних месяцев.
(Стихи читают дети).
Декабрь.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из леса принёс.
С.Я. Маршак
Январь.
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег – на крыше,
На крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идёт столбом.
С.Я. Маршак
Февраль.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
С.Я. Маршак
(На доске вывешиваю названия зимних месяцев, повторяем хором и по одному)
– Названия зимних месяцев мы вспомнили, а сейчас давайте вспомним признаки зимы. Скажите, ребята, по каким приметам мы узнаём, что наступила зима? А для этого мы выполним следующее задание. Нужно составить словосочетания:
снег | замерзает | |
ветер | дует | |
река | падает | |
снежинки | кружатся |
– Итак, выполняя это задание, мы с вами составили словосочетание – снег падает. Ребята, скажите: куда падает снег, где он лежит зимой?
– Следующее задание называется «Скажи правильно».
земля | ||
скамейки | ||
Снег лежит на… | крыши домов | |
машины | ||
ветки деревьев |
– Ребята, мы с вами вспомнили многие признаки зимы. А теперь давайте прочитаем поговорку о зиме и объясним её смысл.
Зима не лето, в шубу одета.
(Слабые учащиеся собирают слова из разрезной азбуки – ЗИМА, ШУБА).
– Итак, ребята, вы сказали, что зимой на улице холодно и люди надевают теплую одежду. Нужно выбрать одежду для зимней прогулки.
(Работа с плакатом «Что ты оденешь на зимнюю прогулку?»).
– Одежду для прогулки зимой мы выбрали, а теперь задание «Назвать предметы одежды ласково»
шуба - | шубка | |
шапка - | ||
шарф - | ||
кофта - | ||
сапоги - |
– Ну, а сейчас, ребята, я проверю какие вы внимательные. Я буду задавать вам вопросы о зиме, а вы должны ответить с помощью сигнальной карточки со словами «да» или «нет».
- Зимой на улице жарко.
- Зимой часто идёт снег.
- Речка покрыта льдом.
- На деревьях распускаются листочки.
- Люди надели тёплые шапки, куртки, сапоги, варежки.
- В лесу много грибов и ягод.
- Зимой на улице холодно.
Физминутка.
А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины? Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины? Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные,
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ!
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп!
– Ребята, скажите: а вы любите зиму?
– А чем она вам нравиться?
– Правильно, ребята, зима весёлое время для детворы. Много забав и развлечений есть в запасе у зимы. Давайте отгадаем загадки о зимних развлечениях.
Льётся речка – мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим.
(Коньки)
– Ребята, скажите: в какую игру играют мальчики, когда надевают коньки и берут в руки клюшки?
(Хоккей)
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки,
Обе по снегу бегут,
Обе песенку поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют по следу.
(Лыжи)
Мы с бараньими рогами
Вниз под горку мчимся сами.
А как на гору взбираться -
Начинаем упираться.
(Санки)
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки,
Руки – сучки.
Холодный, большой.
Угадай, кто такой?
(Снеговик)
– А ещё из снега можно лепить крепости, играть в снежки. Давайте поиграем. Посмотрите: к вам на парту упала снежинка. Возьмите её аккуратно за один лучик. Поднесите к лицу и подуйте на неё. Постарайтесь поднять снежинку и удержать. (Упражнение на развитие дыхания).
– Как хорошо летают ваши снежинки. Молодцы. А теперь покажите: как вы лепите снежки. (Дети демонстрируют: как они лепят снежки). Посмотрите: снежок тоже лежит на вашей парте. Возьмите его в руки и давайте закинем его в эту красивую коробку.
– Молодцы, ребята! Метко кидаете! А теперь давайте скатаем из снега большие комья и сделаем снеговиков. Покажите: как мы катаем большие комья. (Дети показывают: как они катают комья).
– Теперь давайте лепить снеговика. Вот такого симпатичного. Посмотрите: самый маленький кружок – голова. Затем кружок среднего размера. А внизу самый большой. Открывайте конверты, собирайте своих снеговиков и не забудьте одеть на голову ведёрко. (Дополнительное задание или домашнее задание «Раскрась рисунок»)
– Назовите предметы, изображенные на рисунке. Скажите, что подходит для развлечений зимой?
Презентация на песню «Русская зима», музыка и слова Л.Олифировой.
– Скажите, ребята, о чём мы сегодня говорили?
– Вам понравилось заниматься?
– В какие игры мы с вами играли?
– Что ещё мы делали на уроке?
Оценки за урок.