Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида на тему "Зима. Зимние забавы детей". 2-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 2


Цель: уточнить и расширить представления детей о зиме и зимних забавах.

Задачи:

  • учить детей моделировать фразы;
  • осуществлять коррекцию мышления на основе упражнений в анализе – синтезе;
  • воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование:

  • презентации к песням Э. Ханка и С. Островой «Зима» и Л. Олифировой «Русская зима»;
  • названия зимних месяцев;
  • плакаты «Составь словосочетания», «Скажи правильно», «Назови ласково» и «Что ты наденешь на зимнюю прогулку?»;
  • напечатанная поговорка «Зима не лето, в шубу одета»;
  • игра «Собери слова» (зима, шуба);
  • сигнальные карточки;
  • иллюстрации «Коньки», «Хоккей», «Лыжи», «Санки», «Снеговик»;
  • снежинки;
  • снежки;
  • коробка;
  • образец «Снеговик»;
  • конверты со снеговиками;
  • задание «Раскрась рисунок».

Ход урока

Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Влево – вправо повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Пора урок нам начинать.

– Сейчас у нас с вами урок развития речи. Скажите: что мы делаем на уроках развития речи?

– Начнём мы наш урок с загадки.

Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня…(зима).

– Скажите: какое сейчас время года?

– Правильно, сейчас зима. И тема нашего урока «Зима. Зимние забавы детей». Давайте послушаем песню «Зима» Э.Ханка и С.Островой и посмотрим презентацию.

– Давайте вспомним, ребята, названия зимних месяцев.

(Стихи читают дети).

Декабрь.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из леса принёс.
С.Я. Маршак

Январь.

Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег – на крыше,
На крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идёт столбом.
С.Я. Маршак

Февраль.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
С.Я. Маршак

(На доске вывешиваю названия зимних месяцев, повторяем хором и по одному)

– Названия зимних месяцев мы вспомнили, а сейчас давайте вспомним признаки зимы. Скажите, ребята, по каким приметам мы узнаём, что наступила зима? А для этого мы выполним следующее задание. Нужно составить словосочетания:

снег   замерзает
ветер   дует
река   падает
снежинки   кружатся

 – Итак, выполняя это задание, мы с вами составили словосочетание – снег падает. Ребята, скажите: куда падает снег, где он лежит зимой?

– Следующее задание называется «Скажи правильно».

  земля
  скамейки
Снег лежит на…   крыши домов
  машины
  ветки деревьев

– Ребята, мы с вами вспомнили многие признаки зимы. А теперь давайте прочитаем поговорку о зиме и объясним её смысл.

Зима не лето, в шубу одета.

(Слабые учащиеся собирают слова из разрезной азбуки – ЗИМА, ШУБА).

– Итак, ребята, вы сказали, что зимой на улице холодно и люди надевают теплую одежду. Нужно выбрать одежду для зимней прогулки.

(Работа с плакатом «Что ты оденешь на зимнюю прогулку?»).

– Одежду для прогулки зимой мы выбрали, а теперь задание «Назвать предметы одежды ласково»

шуба - шубка
шапка -
шарф -
кофта -
сапоги -

– Ну, а сейчас, ребята, я проверю какие вы внимательные. Я буду задавать вам вопросы о зиме, а вы должны ответить с помощью сигнальной карточки со словами «да» или «нет».

  1. Зимой на улице жарко.
  2. Зимой часто идёт снег.
  3. Речка покрыта льдом.
  4. На деревьях распускаются листочки.
  5. Люди надели тёплые шапки, куртки, сапоги, варежки.
  6. В лесу много грибов и ягод.
  7. Зимой на улице холодно.

Физминутка.
А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины? Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины? Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные,
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ!
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп!

– Ребята, скажите: а вы любите зиму?

– А чем она вам нравиться?

– Правильно, ребята, зима весёлое время для детворы. Много забав и развлечений есть в запасе у зимы. Давайте отгадаем загадки о зимних развлечениях.

Льётся речка – мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим.
(Коньки)

– Ребята, скажите: в какую игру играют мальчики, когда надевают коньки и берут в руки клюшки?
(Хоккей)

Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки,
Обе по снегу бегут,
Обе песенку поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют по следу.
(Лыжи)

Мы с бараньими рогами
Вниз под горку мчимся сами.
А как на гору взбираться -
Начинаем упираться.
(Санки)

Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки,
Руки – сучки.
Холодный, большой.
Угадай, кто такой?
(Снеговик)

– А ещё из снега можно лепить крепости, играть в снежки. Давайте поиграем. Посмотрите: к вам на парту упала снежинка. Возьмите её аккуратно за один лучик. Поднесите к лицу и подуйте на неё. Постарайтесь поднять снежинку и удержать. (Упражнение на развитие дыхания).

– Как хорошо летают ваши снежинки. Молодцы. А теперь покажите: как вы лепите снежки. (Дети демонстрируют: как они лепят снежки). Посмотрите: снежок тоже лежит на вашей парте. Возьмите его в руки и давайте закинем его в эту красивую коробку.

– Молодцы, ребята! Метко кидаете! А теперь давайте скатаем из снега большие комья и сделаем снеговиков. Покажите: как мы катаем большие комья. (Дети показывают: как они катают комья).

– Теперь давайте лепить снеговика. Вот такого симпатичного. Посмотрите: самый маленький кружок – голова. Затем кружок среднего размера. А внизу самый большой. Открывайте конверты, собирайте своих снеговиков и не забудьте одеть на голову ведёрко. (Дополнительное задание или домашнее задание «Раскрась рисунок»)

– Назовите предметы, изображенные на рисунке. Скажите, что подходит для развлечений зимой?

Презентация на песню «Русская зима», музыка и слова Л.Олифировой.

– Скажите, ребята, о чём мы сегодня говорили?

– Вам понравилось заниматься?

– В какие игры мы с вами играли?

– Что ещё мы делали на уроке?

Оценки за урок.