Цель: расширение кругозора о внутреннем мире собственного «Я».
Задачи:
- образовательная - учить детей работать с информацией;
- воспитательная - воспитывать добрые отношения к окружающим, близким людям; желание делать им приятное;
- развивающая - способствовать развитию коммуникативных качеств, толерантности.
Оборудование: рабочие листы, цветные карандаши, раздаточный материал, реквизит для инсценировки, мультимедиапроектор, ноутбук, презентация, музыкальные заставки, толковый словарь.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Мотивация.
- Доброе утро! Давайте поприветствуем друг друга. Подарим искренние улыбки.
ПРИВЕТСТВИЕ
- Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему … (привет)
- С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой … (привет)
- При встрече через много лет вы крикнете друзьям … (привет)
- Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы … (привет)
- Я предлагаю начать наше занятие с игры. Давайте условно разделимся на две группы. Задание простое: необходимо передать ручку в своих командах, кто быстрее. Начинаем по хлопку. Готовы?
- Раз, два, три – начали!
- Ой, стоп! Забыла условие! Давайте начнем снова. Нужно передать правой рукой через левое плечо. Все нашли правую руку? Где у вас левое плечо? Готовы?
- Раз, два, три – начали!
- Ой, стоп! Снова забыла! А теперь левой рукой через правое плечо в полоборота.
- Ой, стоп, стоп! Я ведь опять забыла.
Взяла ручки у учащихся.
- Дорогие мои, вам легко было сейчас выполнять моё задание?
- А почему вы не выполнили задание до конца?
- В чем вы испытывали трудность? (все время путались, не дали конкретное задание)
- Да дети, вам было трудно, потому что не были знакомы с правилами. Вся жизнь состоит из правил. Наш час общения тоже состоит из правил. Как вы думаете, какие правила необходимы нам сегодня? (Правила предлагают дети, вывешиваются аншлаги).
Правила:
- Умей слушать.
- Высказывай свое мнение.
- Уважай друга.
С такими правилами нас ждёт успех.
II. Целеполагание.
- Известно латинское выражение alter ego (альтер эго). На русский язык оно переводится так: «Второе «Я»». Что это значит – «второе «Я»»? А где первое? Может быть, попробуем понять, что такое «Я»?
… Перед вами человек. Он среднего роста или высокий. Старый или молодой. Белокурый или черноволосый. Полный или худой. Хорошо или «так себе» одет. Всё это вы сразу замечаете. Потому что это внешние признаки человека.
- А как увидеть его внутренний мир? Каковы его качества?
- Вот об этом мы с вами и поговорим на нашем часе общения. Мир, в котором мы живем, он безграничен, так и безграничен внутренний мир каждого из вас.
III. Реализация поставленной цели и задач.
- Свой внутренний мир каждый из вас воссоздаст на рабочем листе. В течение одной минуты попробуйте написать качества своего внутреннего мира. Выполняя это задание, запишите качества карандашом красного цвета.
(Муз. заставка «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки…»)
- Вы хорошо постарались, мы на верном пути!
- Посмотрите, у вас на партах кроме рабочих листов лежат улыбающиеся солнышки.
- Внимание, задание! Замените предложенные мной слова на слова, противоположные им по смыслу. В русском языке такие слова называются … (антонимы). (Проговаривание + запись).
Грубость - … (вежливость).
- Как вы думаете, что такое вежливость? (Говорят дети).
СЛАЙД Вежливость – соблюдающий правила приличия, воспитанный.
Запишите это доброе слово на своё солнышко.
Унижение (какое противоположное слово?) - … (уважение).
- Как вы думаете, что такое уважение? (Говорят дети).
СЛАЙД Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.
Запишите это доброе слово на своё солнышко.
Ненависть - … (любовь).
- Как вы думаете, что такое любовь? (Говорят дети).
СЛАЙД Любовь – глубокое эмоциональное, сильное, сердечное чувство.
Запишите это доброе слово на своё солнышко.
- Молодцы! Вот какими добрыми качествами должен быть наделен каждый человек. Значит вы, мои умнички, обладаете такими же качествами. Я восхищена вами!
- Как вы считаете, какое из этих качеств ближе вашему внутреннему миру? Запишите это слово на рабочих листах зелёным цветом.
- Много хороших дел ждёт вас впереди, но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, честными, отзывчивыми, вежливыми. Этому надо учиться с детства. В каждом из вас есть маленькое солнце. Оно согревает окружающих людей и помогает им в трудную минуту.
Подарите эти солнышки своим родным.
- Сейчас я предлагаю послушать строки замечательной песни Алексея Гомана. (Звучит песня «Дом родной»).
- Дети, о чём эта песня?
- Давайте представим, что мы дома. Я предлагаю вам интересное задание. Мы с вами разыграем ситуации.
Инсценировка ситуаций.
Ситуация 1.
Песня «Пока все дома».
Ученик делает уроки. Папа читает газету и смотрит телевизор. Старший брат разговаривает по телефону. Младший играет машинками. Мама моет посуду.
- Папа, помоги!
- Иди к маме! Мне некогда!
- Мам, помоги!
- Подожди!
До старшего брата не докричаться, а младший так занят игрой.
- Какими качествами обладают члены этой семьи? (Лень, непонимание, разобщенность = каждый сам по себе, равнодушие, неуважение друг к другу, эгоизм = каждый сам за себя).
Ситуация 2.
Вечер. На кухне струится теплый свет. Вся семья в сборе. Все заняты общим делом. Папа заводит тесто. Ребенок раскатывает тесто. Второй сын кладет начинку. Третий ребенок сворачивает. Мама защипывает пирожки. В дружной семье всегда получаются вкусные пироги.
- Какими качествами обладают члены этой семьи? (Дружба, сплоченность, делают все сообща, уважение друг к другу, поддержка).
- В такой семье всегда лад и согласие.
- Став взрослыми, я верю, вы обязательно создадите хорошие семьи. Семья – это дом, это пап и мамам, это дедушка и бабушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки и традиции. Не секрет, что семейные узы самые крепкие, самые постоянные, самые надежные. Тепло близких вам людей, поддержка, совет, помощь будет сопровождать каждого из вас всю вашу жизнь. Умение дружить, помогать друг другу, выручать в трудной ситуации, работать сообща и отдыхать вместе – заповеди хорошей семьи.
- Давайте вернемся к нашим человечкам (рабочим листам). Напишите, какие качества проявляет каждый из вас в своей семье, выбрав карандаш синего цвета.
- Я попрошу выйти вас к учебной доске и прикрепить на магниты своих веселых человечков.
- Дети, посмотрите! Расцвели человеческие качества. Кто из вас сегодня сделал открытие? Кто желает рассказать о своих качествах?
- Это ваш внутренний мир. А в целом мы отразили внутренний мир … (кого?) класса. Заботьтесь о своем классе, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Ведь в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и тело, и мысли, и душа. (А.П.Чехов)
IV. Рефлексия.
1. Пирамида успеха.
Подходит к концу наше занятие. Сегодня вы хорошо работали! Я восхищена вами! Огромное спасибо за волшебный праздник, который вы мне создали! Я вас благодарю!
(Каждый ребенок кладет ладошку на мою и товарищей и высказывает свои мысли о часе общения).
- Посмотрите, какую чудесную пирамиду успеха мы создали. А теперь возьмемся за руки, друзья.
- Я вам желаю идти по жизни дорогою добра.
2. Песня «Дорогою добра»