Цели: сформировать у учащихся представление об электроэнергетике России как об авангардной отрасли народного хозяйства страны.
Задачи:
- Обучающая: углубить знания учащихся по топливно-энергетическому комплексу России; разъяснить понятия «электроэнергетика» и «энергосистема»; дать представление о роли и значении электроэнергетики для промышленности и населения страны;
- Развивающая: развивать у учащихся умения и навыки работы с картой и текстом; способствовать развитию аналитического и логического мышления;
- Воспитательная: воспитывать интерес к географии родной страны, её экономике и экологии.
Тип урока: комбинированный.
Технические средства обучения и материальное обеспечение: Компьютер в комплекте – 1 компл., Видеопроектор – 1 шт., Интерактивная доска – 1 шт., Компьютерные программы и носители – 1 компл, карта «электроэнергетика России», атласы учащихся, презентация (Приложение 1) фотографии различных электростанций, схемы, видеофрагмент.
Терминологический аппарат: электростанция, ТЭС, ГЭС, АЭС, альтернативные источники энергии, энергосистема.
Время: 45 минут.
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин.)
II. Опрос домашнего задания (8 мин.)
Тест. Работа с текстом презентации.
-
Самые крупные запасы угля (общегеологические) сосредоточены в: (слайд 3)
А) Кузнецком бассейне
Б) Печорском бассейне
В) Тунгусском бассейне
Г) Донецком бассейне -
Первое место в России по запасам угля занимает бассейн (слайд 4)
А) Кузнецкий
Б) Печорский
В) Южно-Якутский -
Самый дешёвый уголь (в 2-3 раза дешевле кузнецкого) в бассейне (слайд 5)
А) Печорском
Б) Донецком
В) Канско-Ачинском -
Крупнейшая нефтегазовая база России – это (слайд 6)
А) Западная Сибирь
Б) Поволжье
В) Баренцево море -
На территории России насчитывается (слайд 7)
А) 26 НПЗ
Б) 22 НПЗ
В) 30 НПЗ
Г) 40 НПЗ -
Общая протяжённость газопроводов России составляет (слайд 8)
А) 140 тыс. км
Б) 150 тыс. км
В) 170 тыс. км
Г) 120 тыс. км -
По запасам газа Россия занимает в мире (слайд 9)
А) 1-е место
Б) 2-е место
В) 3-е место
Нарисовать схему «Состав топливно-энергетического комплекса»
Работа с текстом (учащиеся получают карточки с текстом, выявляют ошибки в нём и исправляют их). Ответы: 1) В; 2) А; 3) В; 4) А; 5) А; 6) Б; 7) А.( слайд 10). Взаимопроверка работ в парах. Приложение 2
III. Изучение новой темы (слайд 12) (30 мин.)
План.
- Значение электроэнергетики для страны.
- ТЭС.
- ГЭС.
- АЭС.
- Альтернативные источники энергии.
1. Значение электроэнергетики для страны.
Записать определение в тетрадь (слайд 13)
Электроэнергетика – отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передаёт её на расстояние по линиям электропередач.
Работа со статистическим материалом таблицы учебника (стр. 125) «Динамика производства электроэнергии в России за последние 20 лет». Наблюдается спад в производстве в конце 1990-х годов, рост производства в настоящее время.
Потребители энергии (слайд 14)
Главное требование – надежность энергоснабжения. Для этого все электростанции стараются соединить линиями электропередач (ЛЭП), чтобы внезапный выход из строя одной из них мог быть компенсирован другими. Так образуется Единая энергетическая система (ЕЭС) страны (слайд 15).
ЕЭС страны в электроэнергетике объединяет производство, передачу и распределение электроэнергии между потребителями. В энергосистеме каждая электростанция имеет возможность выбрать наиболее экономичный режим работы. ЕЭС России объединяет более 700 крупных электростанций, в которых сосредоточено более 84% мощности всех электростанций страны (слайд 16). Карта слайд (слайд 17).
Производство электроэнергии на станциях разного типа показано на диаграмме(слайд 18).
Факторы размещения электростанций разных типов: (слайд 19).
Каждая из электростанций имеет свои особенности. Рассмотрим их.
Виды электростанций:
2. ТЭС – тепловые. Работают на традиционном топливе: уголь, мазут, газ, торф, горючие сланцы.
КПД -30-70% (слайд 20, 21).
Факторы размещения ТЭС (слайд 22).
ТЭЦ – разновидность тепловых электростанций (слайд 23).
Достоинства и недостатки ТЭС (слайд 24).
Крупнейшей ТЭС в нашей стране является Сургутская ТЭС (небольшое сообщение ученика – опережающее задание) (слайд 25).
Следующий тип - это
Гидроэлекторостанции
3. ГЭС – гидравлические. Используют энергию падающей или передвигающейся воды КПД – 80% (слайд 26).
Размещение ГЭС определяем по карте «Гидроэнергетические ресурсы России» (слайд 27).
На крупнейших реках построены каскады ГЭС (слайд 28).
Достоинства и недостатки ГЭС (слайд 29).
Крупнейшая ГЭС в России - Саяно-Шушенская (6,4 МВт), где в 2009 году произошла техногенная катастрофа (слайд 30).
Чебоксарская ГЭС является ближайшей к Республике Марий Эл (слайд 31).
Атомные электростанции.
4. АЭС – атомные электростанции. Используют энергию ядерного распада.
- КПД -30-35% (слайд 32).
Принцип действия АЭС можно посмотреть в видеофрагменте (слайд 33) (Приложение 3, Приложение 4). Размещение АЭС мы видим на карте (слайд 34).
Достоинства и недостатки АЭС (слайд 35).
Рассмотренные типы электростанций работают на сжигании минерального топлива, которое через определенный промежуток времени неизбежно закончится. Для обеспечения потребностей в электроэнергии в будущем потребуются альтернативные источники энергии.
5. Альтернативные источники энергии
Альтернативные электростанции (слайд 36). Рассмотрим типы альтернативных видов энергии.
- Солнечная энергия. Строится завод солнечных батарей в Чувашии (слайд 37). (38) Панели солнечных батарей уже находят практическое применение в столице республике. В Ботаническом саду Йошкар-Олы теплица освещается и обогревается с помощью энергии Солнца (слайд 39).
- Энергия ветра. На слайде (40) изображены ветровые двигатели и ветряная мельница музея под открытым небом г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл. Такие мельницы использовались во многих населенных пунктах страны.
- Внутренняя энергия Земли. (слайд 41). В каком регионе страны распологаются ГТЭС? (слайд 42).
- Энергия приливов и отливов используется на Кислогубской ПЭС (слайд 43)
IV. Рефлексия (4 мин.)
Что нового вы для себя узнали?
- Какой тип электростанций в России преобладает?
- Чем отличается электроцентрали от станций?
- Где лучше строить ГЭС?
- Где их строят АЭС?
- Что такое энергосистема?
V. Домашнее задание (2 мин).
(слайд 44, 45) Учебник параграф 23 прочитать. На контурную карту нанести: Балаковская, Белоярская, Билибинская, Браткая, Волжская, Зейская, Кольская, Конаковская, Курская, Ленинградская, Обнинская, Рефтинская, Смоленская, Сургутская, Чебоксарская . Написать проблемы электроэнергетики и попытаться найти решение проблемы.
Для желающих:
- посмотреть цикл передач «Энергетика: как это работает»
- myenergy.ru
Оценки учащимся.
Спасибо за урок!
Литература.
- География России. Население и хозяйство 9 класс. Учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром.
- Поурочные разработки по географии “Население и хозяйство России” 9 класс. Е.А. Жижина.
- Атлас и контурные карты по географии для 9 класса.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 9 класс.
- Карта Электроэнергетика России Мультимедийный диск.
- Презентация к уроку “Электроэнергетика. Типы электростанций”.