Цель: Научить ученика учиться, познакомить с гласной буквой Я, обозначающей два звука.
Задачи:
- формировать у учащихся представление о функциях буквы Я.
- совершенствовать навыки чтения.
- развивать фонематический слух, речь, логическое мышление.
- воспитывать любовь к Родине, коллективизм.
УУД:
- умение выполнять слога – звуковой анализ слов,
- объяснять употребление заглавной буквы,
- уметь составлять рассказ по картинке, задавать вопросы по тексту,
- уметь работать в малой группе, самостоятельно.
Оборудование: проектор, компьютер.
Используемый материал: диск «Русская азбука», раздаточные карточки с буквами, ребус (на экране), букет из рябины.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Мы за парту дружно встали
Глазки на меня подняли
Тихо сели спинки прямо
Все тихонечко вздохнём
И урок мы наш начнём.
II. Включение в учебную деятельность.
– На какие 2 группы делятся все звуки букв? (гласные и согласные)
(давайте проверим ваш ответ) СЛАЙД 2 по щелчку
– Какие вы знаете буквы дающие гласные звуки? (а, о, у, ы, и, е)
(давайте проверим ваш ответ) СЛАЙД 3 по щелчку
– Какие буквы указывают на то, что впереди неё стоящий согласный произносится мягко? (и, е).
(давайте проверим ваш ответ) СЛАЙД 4 по щелчку)
III. Постановка цели
Для этого вы должны определить, чем мы на уроке будем заниматься. Какую букву изучать. А для этого вам надо отгадать загадки.
Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул наконец,
Так и выскочил жилец.
(Яйцо и цыпленок) Рисунок 1
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленье детки.
(Яблоко) Рисунок 2
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык) Рисунок 3
Так с какой же буквой мы познакомимся сегодня на уроке? С буквой Я.
IV. Работа по теме урока.
1. Знакомство со звуками [й,а].
Откройте Азбуку на стр. 111.
– Что изображено в красной рамочке справа? (Яблоки и яблоня)
– Что вы можете сказать о схемах к этим словам?
– Какие первые два звука в каждом из этих слов? (Й, а)
Когда рядом слышится два звука в следующей последовательности [й,а], в письменной речи употребляется буква Я. Рисунок 4
– Прочитайте в «Азбуке» на стр. 110-111 тему урока.
2. Знакомство с буквами Я,я.
Всем на свете буква я
Доложить готова:
– а вы знаете кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква
Я – буква, слог и слово!
СЛАЙД 5 по щелчку.
– Откройте пропись на стр. 29 и сравните печатную букву я и строчную письменную.
СЛАЙД 6 по щелчку (написание строчной буквы я)
– Пропишите букву я. Сначала каждый элемент до буквы, затем буквы по пунктиру, потом самостоятельно до конца строки.
– Откройте пропись на стр. 30 и сравните печатную букву Я и заглавную письменную.
СЛАЙД 7 по щелчку (написание заглавной буквы Я)
– Пропишите букву Я. Сначала каждый элемент до буквы, затем буквы по пунктиру.
– Проведите фонетический разбор (звуко-буквенный анализ) слов якорь, змея.
– Скажите в каких случаях буква Я даёт два звука? (В начале слова, после гласного звука). А ещё после Ъ или Ь знаков.
– На стр. 111 «Азбуки», внизу прочитайте правило о букве Я.
Физкультминутка СЛАЙД 8-14 автоматически.
3. Работа по учебнику
Азбука стр. 110
– Расскажи, где ты родился.
– Как называется город, где ты живёшь.
– На берегах, какой реки стоит твой город?
– Что вы видите на иллюстрации? (Карту нашей страны)
– Название какого города можно прочитать в середине левой части карты? (Москва)
– Почему именно этот город так важен для нашей страны?
– На каких видах транспорта можно добраться из одного места нашей страны в другое?
– Какие животные обитают на территории нашей страны?
– Какие деревья произрастают на территории нашей страны?
– Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
Основными символами нашего государства являются герб, флаг и гимн РФ.
СЛАЙД 15 по щелчку
– Прочитайте пословицы на стр. 110.
Дети читают пословицы по цепочке.
– Чему они нас учат?
– Чем славны русские люди?
– Прочитайте текст на стр. 111.
– Как называется наша страна?
– Что посадили у дома?
– Чему будут рады мама, папа и сестра?
– Скажите пожалуйста, что такое Родина?
Место, где ты родился и растёшь, – это Родина.
– В прописи на стр. 29 запишите предложение «Россия – Родина моя.»
СЛАЙД 16 по щелчку
Рассказ учителя о флаге России.
Государственный флаг Российской Федерации утверждён 11 декабря 1993года.
Цвета флага символизируют:
- Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
- Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
- Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.
Упражнения на развитие речевого аппарата.
- Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Рубим дрова».
И.П. стоя, пальцы рук скреплены в замок. На вдохе поднять руки вверх над головой, на выдохе наклониться вперёд и опустить руки, имитируя рубку дров.
- Артикуляционная разминка.
Упражнение «Щёчки».
Сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещать поток воздуха от одной щеки к другой. Упражнение повторить 5-7 раз.
Упражнение «Хомячок».
Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.
V. Продолжение работы по теме урока.
Стр. 112 «Азбуки»
- Работа по заданию в учебнике.
- Работа по заданию в учебнике.
Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова маяк в тетради по чтению.
– Почему в слове маяк звуков больше, чем букв?
– Рассмотрите рисунок на этой же странице.
– Что изображено на ней?
– Что плывёт по морю?
– Кто кружит над палубой корабля?
– Кто из вас знает, для чего на море нужен маяк?
– Прочитайте текст «Маяк». Дети читают по цепочке.
– Как называется описанная в тексте непогод на море? Шторм.
СЛАЙД 17 по щелчку
– Посмотрите как изобразил шторм в своей картине «Девятый вал» русский художник маринист Иван Константинович Айвазовский.
- Работа в парах. Задайте друг другу вопросы по содержанию текста.
Примерные вопросы.
– Что сверкало вокруг? Своими словами.
– Как взлетала морская волна? Предложение из текста.
– Куда надо идти судам? Предложение изтекста.
– Что им встретилось на пути? Своими словами.
– Как светит маяк? Своими словами.
VI. Рефлексия.
– Вам понравился сегодняшний урок?
– Что нового вы узнали на нем?
– Кто доволен своей работой на уроке?
– А кто не очень? Почему?