Цели:
- Содействовать активизации познавательной деятельности учащихся, развитие процессов восприятия, понимания, памяти, мышления.
- Показать практическую значимость математики.
- Развивать творческие способности суворовцев, расширять кругозор.
- Воспитывать дисциплинированность, ответственность за дело коллектива, дружеские отношения друг к другу.
Оборудование:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- карточки с заданиями;
- чистые листы;
- фломастеры, карандаши.
Участники мероприятия:
- ведущий;
- две команды по 5 человек;
- гости мероприятия;
- три члена жюри.
Ход мероприятия
Вступление.
- Здравствуйте дорогие ребята, гости, члены жюри. Сегодня наше мероприятие посвящено математике. Французский математик 17 века Паскаль сказал: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным».
Математика – наука.
Она – гимнастика ума.
Есть в ней точность и смекалка,
Цифры, буквы и … игра.
Тот, кто учит, понимает,
Что наука нам нужна,
Так как в трудной жизни нашей
Без нее никак нельзя:
Математика повсюду,
Математика везде.
Тот, кто учит, понимает…
И порядок в голове.
Итак, мы начинаем заседание клуба веселых и находчивых математиков. Оценивать конкурсы будет жюри.
А теперь познакомимся с командами.
1 конкурс. «Приветствие» (максимальная оценка – 3 балла).
2 конкурс. «Разминка» (За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Максимальная оценка – 5 баллов).
Отвечает по очереди каждый член команды.
Вопросы:
- Назовите наименьшее трехзначное число. (100.)
- Результат умножения? (Произведение.)
- Что легче: килограмм ваты или килограмм железа? (Равны.)
- Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа.)
- Сколько концов у двух с половиной палок? (6.)
Вопросы:
- Число из которого вычитают? (Уменьшаемое.)
- Наибольшее четырехзначное число. (9999.)
- Веревку разрезали на 4 части. Сколько разрезов нужно сделать? (3.)
- Как называют результат деления? (Частное.)
- Гусь, стоя на двух лапах, весит 4 кг. Сколько он будет весить, поджав одну лапу? (4 кг.)
3 конкурс. «Лучшие счетчики».
От каждой команды выступает один участник (не капитан).
Участники на листочках записывают ответы к примерам. Будьте внимательны, примеры будут меняться быстро. Вы должны успеть сосчитать и записать только ответ. Команда тоже записывает ответы. За каждый верно решенный пример команда получает 1 балл только в том случае, когда ответы участника и команды будут совпадать. Максимальная оценка – 5 баллов.
Подведем итоги трех конкурсов. Слово жюри.
4 конкурс. «Конкурс капитанов».
Вам нужно решить числовую головоломку: пользуясь пятью «2» и знаками действий, запишите число 28.
Время – 3 минуты. За правильное решение – 3 балла.
Команда может помочь капитану, если капитан не справиться с заданием, команда может предоставить жюри свое решение. Но тогда за правильное решение команда получит только 2 балла.
5 конкурс. «Черный ящик».
Команды играют по очереди. Нужно угадать, что лежит в черном ящике. Чем быстрее вы это сделаете, тем больше баллов заработаете.
Капитаны выберите черный ящик(ящики под номерами 1 и 2).
Черный ящик 1.
1 подсказка (10 баллов). Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастер, сделавший крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.
2 подсказка (9 баллов). Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.
3 подсказка (8 баллов). Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.
4 подсказка (7 баллов). За сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько была совершенна.
5 подсказка (6 баллов). В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума,
6 подсказка (5 баллов). Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
7 подсказка (4 балла). Об этом предмете придумана загадка: «Сговорились две ноги делать дуги и круги».
Черный ящик 2.
1 подсказка (10 баллов). Историк 20 века Роуз сказал: «Это задушевная беседа без слов, лихорадочная активность, триумф и трагедия, надежда и отчаяние, жизнь и смерть, поэзия и наука, Древний Восток и современная Европа».
2 подсказка (9 баллов). Источник множества интересных математических задач. Термины из этой области можно встретить в литературе по программированию.
3 подсказка (8 баллов). Когда в каждой семье можно будет найти эту игру, появится надежда на то, что со временем исчезнет скудность истинных государственных умов.
4 подсказка (7 баллов). Уроженец Праги по имени Стейниц первым прославил свое имя в связи с этой игрой.
5 подсказка (6 баллов). Родина – Индия. Возраст – 16 столетий. Имя изобретателя неизвестно. Древнее старинное название – чатуранга.
6 подсказка (6 баллов). Это дворцовая жизнь в миниатюре.
7 подсказка (4 балла).
На квадратиках доски
короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Комментарий. Известен интересный исторический факт: 16 декабря 1776 г. произошло крупное сражение при Тринстоне между британской армией во главе с генералом Ролем и восставшими северо-американских колоний. Генерал Роль забыл прочесть донесение от своих разведчиков, так как был занят игрой. И битва была проиграна. Он играл в Шахматы!
Подведем итоги. Слово жюри.
6 конкурс. «Творческая мастерская».
Скоро наступит 2013 год, год змеи. Вам нужно за 3 минуты нарисовать хорошенькую змею, но не простую, а математическую. Нужно нарисовать змею только с помощью геометрических фигур, цифр, математических знаков. У кого рисунок будет красочнее и смешнее, тот получит 5 баллов.
А пока команды рисуют, проведем конкурс болельщиков.
Занимательная задача.
Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Сколько ног было на мельнице? (2 ноги мельника.)
7 конкурс. «Домашнее задание».
Командам было дано задание: показать в юмористической форме применение математики в профессиях.
Максимальная оценка – 5 баллов.
Подведем итоги. Слово жюри.
Благодарим всех участников Клуба веселых математиков за активность, заинтересованность. Команды получают призы.
Окончена игра, но не грустите,
Хоть проиграли или выиграли сейчас, -
Будут в вашей жизни успехи и победы еще не раз.
Главное, не забывайте:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Нужно прежде всего
Математику знать.