Цели:
- Повторение и закрепление условия выбора букв Ч и Щ в суффиксе –чик(-щик), формирование умения разграничивать суффикс –чик (-щик) и определять его значение. Подготовка к выполнению тестового задания.
- Развитие орфографической зоркости, слухового и зрительного восприятия, устойчивости внимания.
- Воспитание познавательной активности и ответственного отношения к обучению.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: практикум с фронтальной и индивидуальной проверкой.
Методы: иллюстративно-словесные (все записи на доске, сигнальные карточки, опора-схема); игровые (задания, упражнения), практические.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная (первичный контроль по тестам).
Средства:
- сигнальные карточки (красным цветом –ЧИК, синим –ЩИК);
- схема-опора на правило:
д ж з т с
Ход урока
1. Опрос:
- Рассказать правило, когда пишется суффикс –чик, а когда суффикс –щик?
Привести примеры на правило.
2. Задание « Я волшебник».
- Самостоятельно образовать и записать однокоренные слова, добавив суффикс -чик или –щик, выделить орфограмму.
1 вариант | 2 вариант |
Заказ | Доклад |
Ответ | Учёт |
Камень | Фонарь |
Проверка с объяснением (по правилу).
- Какая ещё есть орфограмма в третьем слове каждого варианта? (Сочетания НЩ, РЩ пишутся без мягкого знака.)
- А когда пишется Ь (мягкий знак)? Примеры. (Стекольщик, кровельщик.)
3. Игра «Бой с орфографическими ошибками».
(Работа с сигнальными карточками)
- Ребята, вашими мечами (от слова МЕЧ) будут сигнальные карточки. Будьте внимательны, чтобы ошибки не смогли вас поранить.
- Полировщик, автопогрузчик, компьютерщик, переписчик, буфетчик, рассказчик, газетчик, обманщик, обходчик, шарманщик, попутчик, советчик, обходчик, зачинщик, экскаваторщик, автоматчик.
(Если есть ошибки – значит появились раненые. Надо разобраться, от какого слова образовано данное. Если нет ошибок – похвалить: Сражались мужественно, грамотно, красиво, без потерь!)
4. Диктант по лексическому значению слова.
1) Участник спортивных гонок.
2) Солдат, который служит в ракетных войсках.
3) Ученик, прогуливающий урок.
4) Человек, занимающийся переводами.
5) Специалист по бетонным работам.
Проверка записанных слов с объяснением выбора суффикса и обозначением орфограммы. (Гонщик, ракетчик, прогульщик, переводчик, бетонщик.)
- Какие слова обозначают специальность, род занятий? А «прогульщик»? (Лицо.)
5. Тренировочный тест (обучающий).
Задания, которые записаны на доске, читает учитель поочерёдно. Ученики продумывают и записывают ответы в тетрадях.
Тест.
1. В каком слове пропущена буква д?
1) Лё..чик.
2) Наво..чик.
3) Аппара..чик.
4) Перебе..чик.
2. В каком слове суффикс –чик не имеет значения лица?
1) Обидчик.
2) Подписчик.
3) Вертолётчик.
4) Перебежчик.
3. В каком слове суффикс –чик не имеет уменьшительно-ласкательного значения?
1) Баллончик.
2) Захватчик.
3) Магазинчик.
4) Карманчик.
4. В каком слове нет суффикса –чик?
1) Советчик.
2) Обходчик.
3) Перчик.
4) Водопроводчик.
Проверка. К доске идёт ученик, записывает ответы, класс проверяет и обсуждает.
Ответы: 2, 3, 2, 3.
6. Контрольный тест по вариантам.
Учащиеся работают самостоятельно и сдают работы.
Вариант 1 (см. Приложение 1).
Вариант 2 (см. Приложение 2).