Цель: создать условия для формирования нравственных качеств учащихся – умение видеть необычное в природе.
Задачи:
- Формирование умения учащихся работать с текстом по вопросам.
- Способствовать развитию умения учащихся прогнозировать и делать выводы.
- Воспитывать интерес у учащихся к произведениям В.Бианки.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
(У доски выставка книг В.Бианки.)
- Ребята, посмотрите на выставку, что вы заметили?
- А можно догадаться, о чём писал этот автор?
2. Работа с текстом до чтения.
- Сегодня мы познакомимся с произведением Виталия Бианки «Музыкант». Как вы думаете, о ком или о чём будет говориться в этом рассказе?
(Высказывания детей фиксируются на доске.)
- Какую цель поставим на урок?
3. Работа с текстом во время чтения.
Использование приёма «чтение с остановками».
(Чтение учителем до первой остановки «… Я сейчас медведя видел в лесу».)
- Как вы думаете, пойдёт старик на охоту или нет?
- Что делал старик, когда встретил колхозника?
- Что такое завалинка.
- Что сказал ему колхозник?
- Нравилось ли старику своё занятие – игра на скрипке?
- Почему же вы тогда решили, что он пойдёт на охоту?
- Предположите, кто такой медвежатник?
(Чтение хорошо читающим учеником до слов «… Звук слышался с опушки».)
- Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?
- Звук был громкий?
- Как старик тогда услышал его?
(Дети читают совместно с учителем читают текст произведения, останавливаются, предполагают, что будет дальше.)
- Откуда же тогда исходил звук?
(Чтение учителем до слов «… Оттянул щепку и пустил».)
- Откуда же тогда исходил звук?
- Какие чувства вы испытали сейчас?
- Удивился ли старик увиденному?
- Как поступит старик с медведем?
(Самостоятельное чтение текста до конца.)
- Как поступил старик с медведем?
- А как бы вы поступили на месте старика?
-Какие слова сказал старик вечером колхознику при встрече?
4. Работа с текстом после чтения.
- Понравился вам рассказ? Чем?
- Найдите строчки, которые соответствуют иллюстрации.
- Подтвердились ли ваши предположения, о чём рассказ.
- Почему автор назвал рассказ «Музыкант»? Про кого он говорил.
- Кто автор произведения «Музыкант»?
- Какую из книг на выставке вы хотели бы почитать?
5. Рефлексия.
- Какие цели ставили на урок?
- Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели? Почему?
6. Домашнее задание.
Домашнее задание по выбору:
- Приготовить сообщение об авторе.
- Найти интересные сведения о медведе и принести его в уголок информации.
- Пересказ рассказа по вопросам в учебнике.