План урока математики по теме "Параллельные прямые на плоскости". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  • ввести определение параллельных прямых, научиться находить параллельные прямые на чертежах и окружающем мире, вывести и научиться применять признак, с помощью которого можно строить параллельные прямые;
  • развивать наблюдательность, пространственное воображение, графические действия, навыки конструирования, измерительные навыки, умение обобщать, конкретизировать;
  • воспитывать аккуратность при выполнении чертежей, упорство, волю для достижения цели, самостоятельность, чувство коллективизма, чувство уверенности в себе.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: документ- камера, карточки с заданиями, чертежный угольник, транспортир.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка усвоения пройденного и подготовка к изучению нового

На доске начерчены пересекающиеся прямые:

Работа устно:

  1. Вопрос классу: “Какие прямые называются перпендикулярными?”
  2. Математическая разминка (если дети согласны с утверждением, то вытягивают руки вперед, а если не согласны, поднимают вверх).

а) Две пересекающиеся прямые всегда перпендикулярны;
б) Две перпендикулярные прямые на плоскости всегда пересекаются;
в) Некоторые пересекающиеся прямые перпендикулярны;
г) Если прямая а перпендикулярна прямой b, то и b перпендикулярна прямой а.

Работа с карточками, выданными учителем: (дети работают самостоятельно, проверка с помощью документ-камеры)

1) С помощью чертежного угольника найти и записать пары перпендикулярных прямых, изображенных на рисунке:

2) Найти расстояние от точки К до прямой МD

3) Провести через точки А и D прямые АМ и DС, перпендикулярные прямой а. Выполнить соответствующие записи.

Сколько таких прямых через каждую из точек А и D можно провести?

4) Постройте угол АВС, градусная мера которого 400. Отметьте точку М на стороне ВА. Проведите через точку М прямые, перпендикулярные сторонам угла.

5) Постройте угол КNT, градусная мера которого 1100. Отметьте внутри угла точку R. Проведите через точку R прямые, перпендикулярные прямым KN и NT.

6) Постройте прямой угол FHL. Отметьте внутри угла точку D. Проведите через точку D прямые, перпендикулярные сторонам угла. Дополните лучи HF и HL до прямых.

Вопрос классу: “Если продолжить на плоскости прямые GD и HL, пересекутся ли они когда-нибудь?”

Предложить это сделать в тетради.

III. Изучение нового материала

1)  Учитель: Сегодня на уроке мы знакомимся с прямыми, которые на плоскости никогда не пересекаются.

Такие прямые называются параллельными.

В рабочих тетрадях записываем число и тему урока.

В учебнике “Наглядная геометрия” в §20 находим и подчеркиваем определение параллельных прямых, находим значок параллельности.

Записываем на карточке (GД) || (HL).

Учитель: Название происходит от греческого слова parallelos, которое означает “рядом идущий”. (Записать в тетрадь).

Учитель: Найдите параллельные прямые, с которыми Вы сталкиваетесь в жизни.

Среди учащихся найдется тот ребенок, который обратит внимание на то, что линии в тетради параллельны.

Используя это свойство линованной бумаги, чертим параллельные прямые в тетради, обозначаем их и делаем соответствующую аналитическую запись. Учитель показывает образец выполнения задания на доске.

Учитель: На карточках, с которыми мы работали вначале урока, найдите пары параллельных прямых, если они есть.

№1 r || b, №2 -, №3 (АМ) || (DС), №4 -, №5-, №6 (HF) || (OD).

Проверяем с помощью ранее заготовленных на доске чертежей, которые были закрыты.

2)

Работаем с карточками. Выполняя задание № 1, мы пришли к выводу, что r _|_ f, b_|_ f и получили r || b.

Выполняя задание № 3, мы строили (АМ) _|_ а, (DС) _|_ а и получили (АМ) || (DС).

Выполняя задание № 6, мы стоили прямой угол, а, значит, его стороны …….(говорит ученик, которого спрашивает учитель)

Стоили (HL) _|_(HF) , (GD) _|_ (HF), получили (GD) ||( HL).

Строили (HF)_|_ (HL), (OD) _|_ (HL), получили (HF) || (OD).

Учитель предлагает учащимся сделать вывод самостоятельно, если ученики испытывают затруднения, то в учебнике “Наглядная геометрия” в §20 находим правило и разбираем его.

Задания выполняем в тетради:

№ 1 (Сильный ученик у доски, описываем каждый этап работы) Начертить прямую а, которая не является ни вертикальной, ни горизонтальной и проведите прямую с, параллельную данной.

№2 (Учащиеся работают самостоятельно на нелинованной бумаге, учитель помогает; дети, которые справились самостоятельно, помогают одноклассникам) Начертить прямую d, которая не является ни вертикальной, ни горизонтальной и проведите прямую m, параллельную данной.

№3 (Для учащихся, которые справились с предыдущим заданием и не заняты помощью одноклассникам)

Начертите прямую n, отметьте точку С вне этой прямой. Через точку С проведите прямую, параллельную прямой n.

№4 (Для сильных учащихся) Начертите угол АВС, градусная мера которого 1000. Отметьте точку внутри этого угла и проведите через эту точку прямые, параллельные сторонам угла АВС.

IV. Домашнее задание:

1) Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. “Наглядная геометрия”: §20

2) Виленкин Н.Я. , Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. “Математика 6”: № 1384, № 1385

V. Итоги урока:

Дети выкладывают комбинации прямых с помощью карандашей на столах.

  1. Каким может быть взаимное расположение двух прямых на плоскости?
  2. Каким может быть взаимное расположение двух различных прямых на плоскости?
  3. С какими прямыми мы сегодня познакомились на уроке?

VI. Используемая литература:

  1. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. “Наглядная геометрия”.
  2. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. “Математика 6” (изд. Мнемозина, Москва 2006).
  3. Л.О. Рослова “Методика преподавания наглядной геометрии учащимся 5–6 классов. Лекции 1-8”.( Москва, Педагогический университет “Первое сентября”, 2009).