СЛАЙД 1
Эпиграфом своего выступления я взяла слова Л. С. Выготского “Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком”.
А перед школьным обучением у большинства наших первоклассников был детский сад, то есть дошкольное образовательное учреждение.
Чтобы говорить об организации преемственности на уровне учитель– воспитатель определимся в самом понятии “преемственность”.
СЛАЙД 2
Преемственность – непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию (философский словарь).
СЛАЙД 3
Преемственность РАССМАТРИВАЮ КАК двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет “радость детства” (Н.Н. Поддьяков). С другой стороны – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.
СЛАЙД 4
Такой процесс можно было бы сравнить с передачей “эстафетной палочки” от воспитателя мне как учителю.
СЛАЙД 5
Целью совместной работы на начальном этапе процесса преемственности является создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из детского сада в начальную школу.
СЛАЙД 6
В моих классах каждый набор обучаются дети из разных дошкольных учреждений города. Работу с будущими учениками начинаю задолго до поступления их в школу.
Первый визит в детские сады я делаю в начале учебного года, то есть за год до 1 класса.
Работу веду в трех направлениях:
СЛАЙД 7
Во многих детских садах стало традицией проведение общего родительского собрания в начале учебного года. Эта первичная форма знакомства с будущими учителями удобна тем, что позволяет родителям заранее познакомиться с учителями и определиться в выборе школы и учителя. Мне, как учителю, гораздо проще простраивать дальнейшую работу уже со своими будущими учениками.
СЛАЙД 8
Следующий практический шаг – индивидуальные беседы с воспитателями, где получаю общие сведения о детях, уровне их развития, сведения об индивидуальных особенностях будущих учеников.
Все данные позволяют составить психологический портрет будущего класса.
С целью организации единого образовательного пространства детского сада и школы составляем с воспитателями план посещений учебных занятий и мероприятий.
Очень важно, что в своей работе я опираюсь на те технологии, формы и методы обучения, которые использовал воспитатель в организации деятельности с учащимися на занятиях.
СЛАЙД 9
Основной задачей начальной школы в рамках нового образовательного стандарта стала задача учить детей учиться.
В настоящее время готовность дошкольника к школьному обучению заключается не столько в уровне умственного развития сколько в уровне развития познавательных процессов: памяти, внимания, умении обобщать и дифференцировать предметы, в осознании способов выполнения действий, в овладении навыками самоконтроля и самооценки.
Уже несколько лет назад я видела занятия в детских садах, где формировались умения действовать по плану, использовались приобретенные ранее знания и умения в новой деятельности.
Воспитатели детского сада включают в процесс обучения специальные учебные задания, постепенно усложняя их, и тем самым формируют у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Развитие самостоятельности у дошкольников является основой успешного обучения ребенка в школе. Такие занятия, проводимые воспитателями, как форма обучения, предшествуют уроку в школе.
СЛАЙД 10
Следующее направление: знакомство с детьми через воспитателей.
Большую роль играют воспитатели в определении моего статуса – школьный учитель. При этом помогают мне и детям установить между собой личностный контакт, наладить общение.
Считаю, что эффективным компонентом знакомства с будущим учеником являются индивидуальные мини-занятия организованные для меня воспитателем в группе детского сада. В знакомой обстановке будущему школьнику гораздо проще раскрыться. Содержанием таких занятий являются тренинги, развивающие упражнения, дидактические игры, графические диктанты. На основе педагогических наблюдений составляю первичную диагностическую карту класса с указанием индивидуальных особенностей будущих учащихся.
Такая диагностика позволяет предупредить дезадаптацию к школе у будущих первоклассников, определить для себя детей группы “риска”: гиперактивных детей, детей с синдромом дефицита внимания, леворуких детей, с низким уровнем готовности к школьному обучению.
СЛАЙД 11
Важным этапом взаимодействия воспитатель-учитель являются организованные для дошкольников экскурсии в школу и работа “Субботней школы”. Воспитатели не только помогают проводить эти мероприятия, но и настраивают детей на положительное общение с учителем.
Посещение школьной библиотеки, школьной столовой, бассейна, уроков в начальной школе, – все это вызывает у детей интерес, желание пойти в школу, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
На занятиях “Субботней школы” центральное место занимает игра. На каждом занятии я провожу игры и занимательные упражнения, которые способствуют развитию познавательного интереса учащихся к процессу обучения. Соблюдая преемственность, на всех занятиях применяю наглядность, красочный раздаточный материал, использую возможности интерактивного комплекса.
Совместными нашими усилиями, воспитателя и учителя, формируется положительная мотивация к обучению.
СЛАЙД 12
Одним из главных элементов работы в предшкольный период является работа с родителями.
Первичная информационная связь с родителями невозможна без участия воспитателей. Сведения о проведении индивидуальных консультаций и родительских собраний, о датах проведения “Субботней школы” и многие другие вопросы не будут решены, если воспитатель не окажет помощь.
С другой стороны, я как учитель, внимательно наблюдаю за стилем общения воспитателя с родителями, учитываю особенности, запоминаю интересные находки в организации деятельности для того, чтобы сохранить преемственность в работе.
Считаю, что воспитатель вместе с учителем работает над созданием у родителей системы знаний по подготовке детей к обучению в школе.
СЛАЙД 13
Общение с воспитателями продолжается в новом учебном году. Воспитатели следят за обучением своих воспитанников, посещают уроки, проводят диагностику. В заключение адаптационного периода у первоклассников на расширенном заседании администрации, учителей, воспитателей подводим итоги совместной работы, выделяем успехи, намечаем пути дальнейшего развития.
СЛАЙД 14
Предлагаю дальнейшие пути взаимодействия детского сада и школы:
- Проводить семинары для учителей и воспитателей по вопросам преемственности программ детского сада и школы. Создать “портрет” выпускника детского сада, учитывая новые требования ФГОС.
- Оформлять и представлять службами дошкольного учреждения “Индивидуальную карту развития дошкольника” будущим учителям для возможности составить представление об уровне развития детей, понять особенности ребёнка, его индивидуальность.
- Решать проблему недостаточной обеспеченности образовательного процесса в дошкольных учреждениях мультимедийными и интерактивными возможностями.
СЛАЙД 15
Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил:
“От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям”.
СЛАЙД 16
Таким образом, вопросы преемственности на уровне учитель – воспитатель успешно решаются при тесном взаимодействии детского сада и школы.
Выиграют от этого все, особенно дети.
СЛАЙД 17