Цели и задачи урока:
Образовательные: познакомить с биографией Эдуарда Успенского, с его произведением "Крокодил Гена и его друзья", продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.
Развивающие: развивать устную речь учащихся, развивать образное и логическое мышление, развивать артикуляционный аппарат, обобщать.
Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения, воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока, постановка цели.
- Подготовительная работа.
3.1. Сообщение о жизни и творчестве писателя.
3.2. Выставка книг.
3.3. Речевая разминка. - Чтение произведения по частям.
- Физкультминутка.
- Работа над планом отрывка.
- Резерв (кроссворд).
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока, постановка цели.
– Откройте учебник на странице 59. На иллюстрации художник нарисовал героев книги. Кто узнал их? Из какого произведения эти герои? Кто написал? Давайте прочитаем.
– Сегодня мы будем читать отрывок из книги Эдуарда Успенского о том, как Гена, Чебурашка и их друзья строили Дом Дружбы.
3. Подготовительная работа.
3.1. Сообщение о жизни и творчестве писателя. (Приложение 1).
– Что вы знаете о писателе Эдуарде Успенском?
– Эдуард Николаевич Успенский родился в 1937 году. Творческий путь начинал как юморист. Как вы понимаете это слово?
– В детскую литературу попал случайно. Э. Успенский выступал как автор сценариев мультфильмов. Огромную известность принесла ему повесть Крокодил Гена и его друзья", которая была опубликована в 1966 году. Её герои, Крокодил Гена и Чебурашка, живут в мультфильмах уже несколько десятилетий. Такой же успех выпал на долю приключений друзей из Простоквашино – Дяди Фёдора, Шарика и Матроскина.
3.2. Выставка книг.
– Я приготовила вам книги Эдуарда Успенского, которые вы можете взять в библиотеке и прочитать...
3.3. Речевая разминка.
– Прежде чем вы приступите к чтению отрывка, выполним несколько несложных упражнений, чтобы читать быстро и правильно.
– прочитаем слоговую таблицу хором один раз.
Ра-ро-ро-ра – начинается игра.
Жа-за-су-зу – мы поймали стрекозу.
Во-ви-вы-ва – в лесу выросла трава.
– Поработаем со скороговоркой.
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
– Вспоминаем правила разучивания скороговорок. Первый раз читаем медленно, второй раз со средней скоростью, затем три раза быстро.
4. Чтение произведения по частям.
4.1. Чтение 1 части.
– Как зовут героя, который мешал строительству Домика Дружбы? (Старуха Шапокляк.)
– Почему строительство продвигалось так медленно? (Строили только три героя.)
– Что предложил сделать Гена, чтобы строительство шло быстрее? (Он сказал, что обязательно нужны помощники.)
– Для кого строили дом? (Дом строили для тех, кто хотел подружиться.)
4.2. Чтение 2 части.
– Кто пришёл помогать строить дом? (Жирафа Анюта, обезьянка Мария Францевна, двоечник Дима и Маруся.)
– Почему они пришли помогать? (У них не было друзей.)
– Как вы думаете, почему у этих героев не было друзей?
5. Физкультминутка.
4.3. Чтение 3 части.
– Как вы понимаете выражение "Дом рос не по дням, а по часам"?
– Что такое разногласия? Прочитаем выписку из словаря. (Приложение 2).
– Как вы понимаете слово долговязый? прочитаем.
– В какой цвет решили выкрасить дом?
– Какой выход из положения нашёл Чебурашка? (Чебурашка предложил каждому выбрать свою стенку и покрасить её так, как хочется.)
– Каким тогда получится домик? (Разноцветным.)
4.4. Чтение 4 части учителем.
– Кто красил стену в этот цвет? А в этот? (Учитель показывает листы бумаги, раскрашенные в зелёный цвет, коричневый, жёлтый с чёрными пятнами, разноцветный).
– Попробуем собрать домик.
– Почему, когда домик был наконец готов, Галя сказала: "А теперь нам пора за работу?" (Надо было записать всех, кому нужны были друзья).
– Почему никто не хотел записываться? (Они уже подружились).
– Что устроили в домике?
– Что такое клуб?
– Где стал жить Чебурашка? (Чебурашка стал жить в детском саду.)
6. Работа над планом отрывка.
– А сейчас у вас сложная работа. Нужно подумать и вспомнить в каком порядке происходили события в этом произведении.
Прочитаем пункты плана. (Приложение 3).
4. Чебурашке приходит отличная идея.
1. Строительство продвигается очень медленно.
3. Споры о цвете домика.
2. К друзьям присоединяются новые строители.
5. Все уже подружились.
– Какое событие произошло раньше других? Что произошло дальше?
7. Резерв (кроссворд).
– А теперь разгадаем кроссворд.
1) Подруга крокодила Гены и Чебурашки.
2) Самый маленький герой этого произведения.
3) Кто из героев брал фонарь в зубы и освещал
строительную площадку?
4) Эта героиня была слишком уж тихой и незаметной.
– Какое слово получилось?
8. Итог урока.
– Поднимите руки, кому понравился отрывок из произведения Э.Успенского?
– Что вам понравилось больше всего?
– Как вы думаете, почему такое нелёгкое дело оказалось для наших героев привлекательным?
9. Домашнее задание.
– Нарисуйте Домик Дружбы, каким вы его себе представляете. Раскрасьте домик в свои любимые цвета.