Тип: урок изучения нового материала.
Технология: традиционная.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.
Цель урока: познакомить учащихся с формулой нахождения площади прямоугольного треугольника.
Задачи:
- формировать представление о понятиях “катеты”, “гипотенуза”, “прямоугольный треугольник”,
- формировать умение узнавать, различать и изображать геометрические фигуры,
- формировать умение к использованию формулы S=(a·b):2 для решения задач.
- развивать логическое мышление,
- развивать интеллектуальные способности, умения переносить знания и умения в новые ситуации через систему заданий для систематизации и закрепления знаний и умений,
- воспитывать интерес к математике через содержание заданий.
Оборудование: Л.Г. Петерсон “Математика – 4, ч.1”, рабочая тетрадь, таблички с терминами, раздаточный материал, ножницы.
Эскиз оформления доски:
План урока:
№ | Этапы урока |
Время |
1 | Организационный момент. |
1-2 |
2 | Повторение материала, необходимого для сознательного усвоения новых математических знаний. |
5-8 |
3 | Изучение нового материала, первичное усвоение и осмысление. |
15-18 |
4 | Первичное закрепление изучаемого материала. |
5-8 |
5 | Итог урока. Задание на дом. |
1-2 |
Ход урока
Деятельность учителя |
Примечания |
I. Организационный момент.Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я думаю, у нас сегодня все получится. В добрый путь! |
запрограммировать на ситуацию успеха |
II. Устный счет. Актуализация.(Повторение материала, необходимого для сознательного усвоения новых математических знаний.) Слайд №2 |
воспроизведение базовых знаний |
Чтобы отправиться в путь вам нужно
подняться по лесенке задач. (Проговаривают
задачи по краткой записи.) Вычислите и запишите в тетради только ответы. |
доска |
Итак, кто быстрее.
Слайд №3 – Прочитайте ваши ответы. (Докажите) – Какие формулы вы использовали для решения этих задач? (Р = a·4, Р = (a+b)·2, S=a·b,) – Как найти площадь прямоугольника? (Площадь прямоугольника – это произведение длины и ширины прямоугольника) |
16000м 360мм 8см 60 дм 280 м |
III. Практическая работа. Постановка учебной задачи.(Изучение нового материала: первичное усвоение и осмысление.) На партах у вас лежат модели прямоугольников. Слайд №4 – Найдите площадь этого прямоугольника. Решение запишите в тетради |
Доска целепологание: что? как? почему? |
-Чтобы вычислить площадь
прямоугольника нужно измерить стороны, а затем
найдем произведение двух сторон) Слайд №5 Возьмите модель прямоугольника, проведите его диагональ и разрежьте прямоугольник по этой линии. – Сколько треугольников получилось?(2) – Определите виды углов этих треугольников. (У них по два острых и один угол прямой ) – Такие треугольники, содержащие прямой угол называются прямоугольными. Слайд №6 – Стороны этого треугольника, которые образуют прямой угол – катеты. (Обведите на моделях зеленым карандашом) – Сторона, лежащая напротив прямого угла – гипотенуза. (Обведите на моделях красным карандашом) – Равны ли полученные треугольники? Докажите. (Наложение) – Сравните данные треугольники по площади. (треугольники равны, поэтому равны и их площади) – Найдите площадь прямоугольного треугольника. – Знаем ли мы формулу площади прямоугольного треугольника? – Значит, какая цель нашего урока? (Составить формулу площади прям. треугольника) |
5 · 6= 30(см?) – площадь прямоугольника |
Построение проекта выхода из
затруднения. – Какую часть составляет площадь прямоугольного треугольника от площади прямоугольника? (Половину) – Как найти площадь вашего прямоугольного треугольника, если знаем площадь прямоугольника, который состоит из данных треугольников? – Запишите оба действия в виде выражения. (Площадь прямоугольного треугольника равна произведению катетов, деленное на два) |
30:2=15 (см?) - площадь прямоугольного треугольника (5*6):2=15 (см?) применение знаний на уровне познавательной активности |
IV. Первичное закрепление во
внешней речи .( Первичное закрепление
изучаемого материала) Слайд №7 Открываем учебники с.94. В №2 дан треугольник МNK – Какой это треугольник? Докажите. (угол NМK-прямой) – Достройте треугольник МNK до прямоугольника. – Что еще нужно сделать в №2? Измерить стороны прямоугольника и найти его площадь устно. – Можно ли с помощью полученного результата найти площадь треугольника MNK запишите решение с помощью выражения. – Как нашли площадь треугольника MNK? |
5•2=10 (см?) 10:2=5 (см?) (5•2):2=5 (см) |
Физ. минутка. А сейчас, давайте немного отдохнем, встанем из-за парт. Солнце глянуло в кроватку… |
|
– Мы с вами отдохнули, теперь можно снова приступать к работе. Слайд №8 №3 – Какие треугольники даны в №3? – Обведите красным карандашом катеты, синим гипотенузы. (работа в парах по контролю) Слайд №9 – Как вычислить площадь прямоугольного треугольника, если известны его катеты а и b. Запишите формулу. |
|
V. Самостоятельная работа. Из конвертов достаньте фигуры. Найдите среди них прямоугольный треугольник. Покажите его и докажите, почему он прямоугольный. – Найдите длину катетов. – Вычислите самостоятельно площадь прям. треугольника. |
|
VI. Включение в систему знаний.Слайд №10 – Сложите фигуры из ваших треугольников. – Как вычислить площади этих фигур, если их сложить из двух равных прямоугольных треугольников? Слайд №11 – Можно ли из прямоугольного треугольника и прямоугольника сложить еще фигуру? На парте и на доске – одновременно – Как вычислить площадь этой фигуры? (Разбить на части, вычислить площадь фигуры по отдельности и полученные результаты сложить) – Решение запишите в тетради. |
|
VII. Дом. задание.Начертить 2 прямоугольных треугольника, так чтобы значения катетов были чётные числа, и вычислить площадь треугольника в мм. VIII. Итог урока.– Давайте, вспомним, с какими новыми геометрическими фигурами вы сегодня познакомились. – Какой треугольник называется прямоугольным? – Как называются стороны прямоугольного треугольника? – Чему равна площадь прямоугольного треугольника? Молодцы, мне очень понравилось сегодня с вами работать. Всем спасибо за урок. |