Урок математики по теме "Площадь прямоугольного треугольника". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип: урок изучения нового материала.

Технология: традиционная.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.

Цель урока: познакомить учащихся с формулой нахождения площади прямоугольного треугольника.

Задачи:

  • формировать представление о понятиях “катеты”, “гипотенуза”, “прямоугольный треугольник”,
  • формировать умение узнавать, различать и изображать геометрические фигуры,
  • формировать умение к использованию формулы S=(a·b):2 для решения задач.
  • развивать логическое мышление,
  • развивать интеллектуальные способности, умения переносить знания и умения в новые ситуации через систему заданий для систематизации и закрепления знаний и умений,
  • воспитывать интерес к математике через содержание заданий.

Оборудование: Л.Г. Петерсон “Математика – 4, ч.1”, рабочая тетрадь, таблички с терминами, раздаточный материал, ножницы.

Эскиз оформления доски:

 

План урока:

 

 

Этапы урока

Время
1

Организационный момент.

1-2
2

Повторение материала, необходимого для сознательного усвоения новых математических знаний.

5-8
3

Изучение нового материала, первичное усвоение и осмысление.

15-18
4

Первичное закрепление изучаемого материала.

5-8
5

Итог урока. Задание на дом.

1-2

Ход урока

Деятельность учителя

Примечания

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я думаю, у нас сегодня все получится.

В добрый путь!

запрограммировать на ситуацию успеха

II. Устный счет. Актуализация.

(Повторение материала, необходимого для сознательного усвоения новых математических знаний.)

Слайд №2

воспроизведение базовых знаний
Чтобы отправиться в путь вам нужно подняться по лесенке задач. (Проговаривают задачи по краткой записи.)

Вычислите и запишите в тетради только ответы.

доска
Итак, кто быстрее.

Слайд №3

– Прочитайте ваши ответы. (Докажите)

– Какие формулы вы использовали для решения этих задач?

(Р = a·4, Р = (a+b)·2, S=a·b,)

– Как найти площадь прямоугольника?

(Площадь прямоугольника – это произведение длины и ширины прямоугольника)

16000м
360мм
8см
60 дм
280 м

III. Практическая работа. Постановка учебной задачи.

(Изучение нового материала: первичное усвоение и осмысление.)

На партах у вас лежат модели прямоугольников.

Слайд №4

– Найдите площадь этого прямоугольника. Решение запишите в тетради

Доска

целепологание:

что? как? почему?

-Чтобы вычислить площадь прямоугольника нужно измерить стороны, а затем найдем произведение двух сторон)

Слайд №5

Возьмите модель прямоугольника, проведите его диагональ и разрежьте прямоугольник по этой линии.

– Сколько треугольников получилось?(2)

– Определите виды углов этих треугольников. (У них по два острых и один угол прямой )

– Такие треугольники, содержащие прямой угол называются прямоугольными.

Слайд №6

– Стороны этого треугольника, которые образуют прямой угол – катеты.

(Обведите на моделях зеленым карандашом)

– Сторона, лежащая напротив прямого угла – гипотенуза.

(Обведите на моделях красным карандашом)

– Равны ли полученные треугольники? Докажите. (Наложение)

– Сравните данные треугольники по площади.

(треугольники равны, поэтому равны и их площади)

– Найдите площадь прямоугольного треугольника.

– Знаем ли мы формулу площади прямоугольного треугольника?

– Значит, какая цель нашего урока?

(Составить формулу площади прям. треугольника)

5 · 6= 30(см?) – площадь прямоугольника
Построение проекта выхода из затруднения.

Какую часть составляет площадь прямоугольного треугольника от

площади прямоугольника?

(Половину)

– Как найти площадь вашего прямоугольного треугольника, если знаем площадь прямоугольника, который состоит из данных треугольников?

– Запишите оба действия в виде выражения.

(Площадь прямоугольного треугольника равна произведению катетов, деленное на два)

30:2=15 (см?) -

площадь прямоугольного треугольника

(5*6):2=15 (см?)

применение знаний на уровне познавательной активности

IV. Первичное закрепление во внешней речи .( Первичное закрепление изучаемого материала)

Слайд №7

Открываем учебники с.94.

В №2 дан треугольник МNK

– Какой это треугольник? Докажите. (угол NМK-прямой)

– Достройте треугольник МNK до прямоугольника.

– Что еще нужно сделать в №2?

Измерить стороны прямоугольника и найти его площадь устно.

– Можно ли с помощью полученного результата найти площадь треугольника MNK запишите решение с помощью выражения.

– Как нашли площадь треугольника MNK?

5•2=10 (см?)

10:2=5 (см?)

(5•2):2=5 (см)

Физ. минутка.

А сейчас, давайте немного отдохнем, встанем из-за парт.

Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.

 

– Мы с вами отдохнули, теперь можно снова приступать к работе.

Слайд №8

№3

– Какие треугольники даны в №3?

– Обведите красным карандашом катеты, синим гипотенузы.

(работа в парах по контролю)

Слайд №9

– Как вычислить площадь прямоугольного треугольника, если известны его катеты а и b.

Запишите формулу.

V. Самостоятельная работа.

Из конвертов достаньте фигуры.

Найдите среди них прямоугольный треугольник. Покажите его и докажите, почему он прямоугольный.

– Найдите длину катетов.

– Вычислите самостоятельно площадь прям. треугольника.

 

VI. Включение в систему знаний.

Слайд №10

Сложите фигуры из ваших треугольников.

Как вычислить площади этих фигур, если их сложить из двух равных прямоугольных треугольников?

Слайд №11

– Можно ли из прямоугольного треугольника и прямоугольника сложить еще фигуру?

На парте и на доске – одновременно

– Как вычислить площадь этой фигуры?

(Разбить на части, вычислить площадь фигуры по отдельности и полученные результаты сложить)

– Решение запишите в тетради.

img5.gif (1618 bytes)

VII. Дом. задание.

Начертить 2 прямоугольных треугольника, так чтобы значения катетов были чётные числа, и вычислить площадь треугольника в мм.

VIII. Итог урока.

– Давайте, вспомним, с какими новыми геометрическими фигурами вы сегодня познакомились.

– Какой треугольник называется прямоугольным?

– Как называются стороны прямоугольного треугольника?

– Чему равна площадь прямоугольного треугольника?

Молодцы, мне очень понравилось сегодня с вами работать. Всем спасибо за урок.

Презентация