Цели урока:
- Образовательные: Формирование у логопатов умения слышать и выполнять учебную задачу.
- Коррекционные: Развитие мыслительных процессов, речевого внимания, воображения, познавательной активности, отработка понятия “право – лево”, “верх – низ”, уточнение и активизация словаря по теме “Фрукты”, развитие мелкой и общей моторики.
- Воспитательные: Воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью, потребности быть здоровым.
Оборудование: доска, мел, магниты, картинки-символы, магнитные буквы, “Волшебный мешочек”, игра “Пальчиковый тренажер”, тетради, ручки, карандаши, резинки, плакат “ Фрукты ”, тесты, 2 мандарина.
Ход занятия
Логопед: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Рада видеть вас веселыми и здоровыми. Я очень люблю задавать вопросы детям. Куда вы пришли?
Дети: Мы пришли к учителю – логопеду.
Логопед: А зачем вы пришли?
Дети: Чтобы красиво говорить, грамотно писать и читать, стать умными и образованными людьми, принести пользу Родине.
Логопед: Молодцы! На доске расположены картинки – символы. Попробуйте догадаться, что они обозначают.
Дети: Сегодня на занятии мы будем смотреть, слушать, говорить, думать, работать руками.
Логопед: Совершенно верно! А теперь пришло время “размять мозги пальцами”.
Дети работают с “Волшебным мешочком”.
Логопед: Вы отлично справились с заданием! А любите ли вы игру “Пальчиковый тренажер”?
Дети: Да!
Дети играют, логопед помогает.
Логопед: Отлично справились!
Теперь я хочу задать вам вопрос. Что должен делать каждый человек, чтобы быть здоровым?
Ответы детей.
Логопед: Для того, чтобы не болеть, надо каждое утро делать гимнастику, обливаться водичкой, кушать качественную и разнообразную еду, богатую витаминами и микроэлементами, употреблять каждый день фрукты и овощи, вести здоровый образ жизни.
Даже коротышки из книги Николая Носова “Незнайка в Цветочном городе” это понимали, работали на уборке фруктов, в которых очень много витаминов. Витамины – это нужные для здоровья “вещества”. Всего их около 20.
Витамин А нужен мозгу и глазам. Витамины группы В укрепляют нервы человека, улучшают состав крови, помогают расти. Витамин С необходим для кожи, он способствует заживлению ран, повышает иммунитет. Витамин Е улучшает работу сердца, укрепляет мышцы, очищает кожу, оздоравливает организм.
Так что будем кушать фрукты, чтобы быть здоровыми!
Итак, тема нашего занятия: “Фруктовая семья”.
(На доску вывешивается плакат с фруктами).
Какие фрукты вы знаете?
Дети: Яблоко, лимон, груша, слива, виноград, апельсин, банан, мандарин, киви и др.
Логопед: Мой помощник Мишутка приготовил для вас трудное задание.
(На доске расположились в беспорядке магнитные буквы С, И, Ь, А, П, Е,Л, Н).
Кто назовет слово?
Дети: Апельсин.
Логопед: Правильно! Сколько букв в этом слове?
Дети: Восемь.
Логопед: А сколько звуков?
Дети: Семь.
Логопед: Почему количество букв и звуков не совпадает?
Дети отвечают.
Логопед: Сколько слогов в слове апельсин?
Дети: В этом слове 3 слога, ударный слог – син.
Логопед: Вы отлично справились с этой работой. Пришло время поиграть. Я предлагаю вам выполнить упражнение “Апельсин”.
Нужно встать, повернуться лицом к парте. Представьте, что я “раздаю” каждому из вас по пустому стакану и очищенному апельсину. Представили?
Сейчас вы должны сильно сжать пальчиками “ апельсины” таким образом, чтобы выделившийся “ сок” полился в стаканы. А теперь надо сделать паузу, во время которой пальцы расслабляются, но “ апельсины” держать в руках. Снова сжимаем фрукты, собираем “сок”. Так делать 3 – 4 раза.
(Это упражнение помогает снять эмоциональное и умственное напряжение у детей.)
Логопед: Какой сок в ваших стаканах?
Дети: Апельсиновый.
Логопед: Пока вы собирали “сок”, Мишутка приготовил для вас второе задание. Откройте тетради в клеточку и найдите на странице красную точку. Возьмите простой карандаш. Сейчас выполним графический диктант “Груша”: от красной точки 1 клетка – вверх, 1клетка – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 2 – вверх, 1 – вправо, 2 – вверх, 1 – вправо, 2 – вверх, 1 – вправо, 2 – вверх, 1 – вправо, 3 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вверх и 1 – вправо, 1 – вправо, 1 – вниз и 1 – вправо, 1 – вниз и 1 – влево, 1 влево, 1 – вверх и 1 – влево, 2 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 5 – влево.
Логопед: Кто слушал меня внимательно, тот вернулся в исходную точку.
(Проверка качества выполненной работы).
Логопед: Молодцы! А теперь Катя расскажет наизусть стихотворение “Груша”:
Формою как лампочка,
Сладкую, как яблочко,
Румяную, в веснушках,
Мы в саду сорвали грушку.
Логопед: Груша бывает какая?
Дети: Зеленая, желтая, твердая, мягкая, ароматная, гладкая, сладкая, вкусная, неспелая, полезная…
Логопед: Опять вы засиделись, устали, предлагаю провести физминутку:
Чтоб расти нам сильными,
Ловкими и смелыми,
Ежедневно по утрам
Мы зарядку делаем.
К солнцу руки поднимаем,
Дружно, весело шагаем,
Приседаем и встаем
И ничуть не устаем!
Логопед: Мой славный помощник приготовил для вас новое задание – тест: ставьте точки на апельсине, рисуйте линии с закруглением на яблоке.
Дети выполняют тест.
Логопед: Молодцы! Ни одной ошибки! Последнее задание для вас: какой сок, если он приготовлен из:
- абрикосов,
- груш,
- яблок,
- грейпфрута,
- винограда,
- лимона,
- слив.
Дети отвечают.
Логопед: Вы опять засиделись. Выполним веселое упражнение “Мокрый щенок”.
Логопед: Нужно встать, наклонить туловище вперед, руки свободно “висят”. Представим себя мокрыми щенками (см. фотографию – и начнем энергично трясти “мордочкой” вправо – влево. Затем отряхиваем плечики, спину, “хвостик”, передние и задние “лапки”. А теперь отряхиваем все части тела одновременно и смеемся.
(Это упражнение снимает умственное и физическое напряжение.)
Логопед: Сегодня вы побывали в гостях у дружной фруктовой семьи, выполнили много интересных заданий, говорили о здоровье, о здоровом образе жизни. Ответьте на вопрос: Что нужно делать, чтобы не болеть?
Ответы детей.
Логопед: За ваше старание я хочу подарить вам “живые витамины” (раздать мандарины). Занятие окончено. Будьте здоровы!