Логопедическое занятие на тему "Фруктовая семья"

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цели урока:

  1. Образовательные: Формирование у логопатов умения слышать и выполнять учебную задачу.
  2. Коррекционные: Развитие мыслительных процессов, речевого внимания, воображения, познавательной активности, отработка понятия “право – лево”, “верх – низ”, уточнение и активизация словаря по теме “Фрукты”, развитие мелкой и общей моторики.
  3. Воспитательные: Воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью, потребности быть здоровым.

Оборудование: доска, мел, магниты, картинки-символы, магнитные буквы, “Волшебный мешочек”, игра “Пальчиковый тренажер”, тетради, ручки, карандаши, резинки, плакат “ Фрукты ”, тесты, 2 мандарина.

Ход занятия

Логопед: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Рада видеть вас веселыми и здоровыми. Я очень люблю задавать вопросы детям. Куда вы пришли?

Дети: Мы пришли к учителю – логопеду.

Логопед: А зачем вы пришли?

Дети: Чтобы красиво говорить, грамотно писать и читать, стать умными и образованными людьми, принести пользу Родине.

Логопед: Молодцы! На доске расположены картинки – символы. Попробуйте догадаться, что они обозначают.

 

Дети: Сегодня на занятии мы будем смотреть, слушать, говорить, думать, работать руками.

Логопед: Совершенно верно! А теперь пришло время “размять мозги пальцами”.

Дети работают с “Волшебным мешочком”.

Логопед: Вы отлично справились с заданием! А любите ли вы игру “Пальчиковый тренажер”?

Дети: Да!

Дети играют, логопед помогает.

Логопед: Отлично справились!

Теперь я хочу задать вам вопрос. Что должен делать каждый человек, чтобы быть здоровым?

Ответы детей.

Логопед: Для того, чтобы не болеть, надо каждое утро делать гимнастику, обливаться водичкой, кушать качественную и разнообразную еду, богатую витаминами и микроэлементами, употреблять каждый день фрукты и овощи, вести здоровый образ жизни.

Даже коротышки из книги Николая Носова “Незнайка в Цветочном городе” это понимали, работали на уборке фруктов, в которых очень много витаминов. Витамины – это нужные для здоровья “вещества”. Всего их около 20.

Витамин А нужен мозгу и глазам. Витамины группы В укрепляют нервы человека, улучшают состав крови, помогают расти. Витамин С необходим для кожи, он способствует заживлению ран, повышает иммунитет. Витамин Е улучшает работу сердца, укрепляет мышцы, очищает кожу, оздоравливает организм.

Так что будем кушать фрукты, чтобы быть здоровыми!

Итак, тема нашего занятия: “Фруктовая семья”.

(На доску вывешивается плакат с фруктами).

Какие фрукты вы знаете?

Дети: Яблоко, лимон, груша, слива, виноград, апельсин, банан, мандарин, киви и др.

Логопед: Мой помощник Мишутка приготовил для вас трудное задание.

(На доске расположились в беспорядке магнитные буквы С, И, Ь, А, П, Е,Л, Н).

Кто назовет слово?

Дети: Апельсин.

Логопед: Правильно! Сколько букв в этом слове?

Дети: Восемь.

Логопед: А сколько звуков?

Дети: Семь.

Логопед: Почему количество букв и звуков не совпадает?

Дети отвечают.

Логопед: Сколько слогов в слове апельсин?

Дети: В этом слове 3 слога, ударный слог – син.

Логопед: Вы отлично справились с этой работой. Пришло время поиграть. Я предлагаю вам выполнить упражнение “Апельсин”.

Нужно встать, повернуться лицом к парте. Представьте, что я “раздаю” каждому из вас по пустому стакану и очищенному апельсину. Представили?

Сейчас вы должны сильно сжать пальчиками “ апельсины” таким образом, чтобы выделившийся “ сок” полился в стаканы. А теперь надо сделать паузу, во время которой пальцы расслабляются, но “ апельсины” держать в руках. Снова сжимаем фрукты, собираем “сок”. Так делать 3 – 4 раза.

(Это упражнение помогает снять эмоциональное и умственное напряжение у детей.)

Логопед: Какой сок в ваших стаканах?

Дети: Апельсиновый.

Логопед: Пока вы собирали “сок”, Мишутка приготовил для вас второе задание. Откройте тетради в клеточку и найдите на странице красную точку. Возьмите простой карандаш. Сейчас выполним графический диктант “Груша”: от красной точки 1 клетка – вверх, 1клетка – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 2 – вверх, 1 – вправо, 2 – вверх, 1 – вправо, 2 – вверх, 1 – вправо, 2 – вверх, 1 – вправо, 3 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вверх и 1 – вправо, 1 – вправо, 1 – вниз и 1 – вправо, 1 – вниз и 1 – влево, 1 влево, 1 – вверх и 1 – влево, 2 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 5 – влево.

Логопед: Кто слушал меня внимательно, тот вернулся в исходную точку.

(Проверка качества выполненной работы).

Логопед: Молодцы! А теперь Катя расскажет наизусть стихотворение “Груша”:

Формою как лампочка,
Сладкую, как яблочко,
Румяную, в веснушках,
Мы в саду сорвали грушку.

Логопед: Груша бывает какая?

Дети: Зеленая, желтая, твердая, мягкая, ароматная, гладкая, сладкая, вкусная, неспелая, полезная…

Логопед: Опять вы засиделись, устали, предлагаю провести физминутку:

Чтоб расти нам сильными,
Ловкими и смелыми,
Ежедневно по утрам
Мы зарядку делаем.
К солнцу руки поднимаем,
Дружно, весело шагаем,
Приседаем и встаем
И ничуть не устаем!

Логопед: Мой славный помощник приготовил для вас новое задание – тест: ставьте точки на апельсине, рисуйте линии с закруглением на яблоке.

Дети выполняют тест.

Логопед: Молодцы! Ни одной ошибки! Последнее задание для вас: какой сок, если он приготовлен из:

  • абрикосов,
  • груш,
  • яблок,
  • грейпфрута,
  • винограда,
  • лимона,
  • слив.

Дети отвечают.

Логопед: Вы опять засиделись. Выполним веселое упражнение “Мокрый щенок”.

Логопед: Нужно встать, наклонить туловище вперед, руки свободно “висят”. Представим себя мокрыми щенками (см. фотографию – и начнем энергично трясти “мордочкой” вправо – влево. Затем отряхиваем плечики, спину, “хвостик”, передние и задние “лапки”. А теперь отряхиваем все части тела одновременно и смеемся.

(Это упражнение снимает умственное и физическое напряжение.)

Логопед: Сегодня вы побывали в гостях у дружной фруктовой семьи, выполнили много интересных заданий, говорили о здоровье, о здоровом образе жизни. Ответьте на вопрос: Что нужно делать, чтобы не болеть?

Ответы детей.

Логопед: За ваше старание я хочу подарить вам “живые витамины” (раздать мандарины). Занятие окончено. Будьте здоровы!