Волшебный фонарик я в руки возьму
И света частицу в него помещу.
Мир наших фантазий, мир нашей мечты,
Волшебный фонарик, ты нам покажи!
(автор: Вильчинская Л.С.)
Цели урока:
- познакомить с образным решением фонарей в парках, на улице, у театральных подъездов как элементов эстетической организации среды;
- продолжать учить конструировать из бумаги, рисовать акварельными красками;
- расширить представления детей о многообразии и красоте окружающего мира и роли человека в преобразовании этого мира;
- формировать у учащихся универсальные умения художественными средствами на основе ранее выработанных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства;
- развивать творческую индивидуальность детей, их интеллектуальные возможности в процессе участия в коллективной и поисковой работе.
Планируемые результаты:
личностные:
- сформированность умений воспринимать искусство украшения предметов окружающего мира, в частности искусство оформления фонарей;
- сформированность положительных эмоций в процессе выполнения задания;
- сформированость способностей видеть красоту реальной действительности путём наблюдения, зрительной наблюдательности и изобразительной фантазии;
- сформированность осознания связи учебной цели со средствами решения учебных задач;
- умение адекватно анализировать свою творческую деятельность и работу одноклассников с позиции эстетическо-художественных принципов данной темы.
метапредметные:
- формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- формирование умения синтезировать— составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов;
- формирование умения произвольно и осознанно владеть общим приемом решения эстетических задач;
- формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия в коллективной деятельности;
- формирование умения осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- формирование умения коррекции – внесения необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
предметные:
- формирование основ художественной культуры на материале художественной культуры родного города, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке);
- воспитывать положительные эмоции в процессе выполнения задания;
- подводить детей к умению воплощать замысел на уровне художественного обобщения, используя в своих произведениях;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- овладение навыками моделирования из бумаги.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, альбомные листы, краски, кисти, цветные мелки, тушь, цветная бумага, клей, ножницы.
Зрительный ряд: иллюстрации, фотографии, модели фонарей, сказка Г.Х. Андерсена “Старый уличный фонарь”.
Тема рассчитана на два урока.
План урока 1
- Организация класса – 1мин.
- Актуализация знаний – 2мин.
- Объяснение нового материала 10-15 мин.
- Физминутка 1 мин.
- Практическая работа – 20-25 мин.
- Подведение итогов. Рефлексия – 3 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
План урока 2
- Организация класса – 1 мин.
- Актуализация знаний – 1 0 мин.
- Физминутка – 1 мин.
- Разъяснение задания – 5 мин.
- Практическая работа 20-25 минут
- Подведение итогов. Рефлексия – 3 мин.
Ход урока №1
1. Организационный момент
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует,
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес.
Цветы, машины, сказки, пляски…
Все нарисуем – были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле!
2. Актуализация знаний
Тему урока я вам пока не скажу, пусть это останется тайной, но вы эту тайну сможете разгадать.Она спрятана в лирическом произведении А.Блока, которое для вас прочитает… (хорошо подготовленный ученик) СЛАЙД №1
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
– Вам понравилось стихотворение? О чем рассказал нам автор?
– Кто может назвать тему урока?
– Тема нашего урока: “Волшебный фонарь”
– Какие цели мы поставаим перенд собой? (познакомиться с историей возникновения фонарей; их видами и формами; придумать и нарисовать свой фонарь)
3. Объяснение нового материала:
Для начала немного истории.
Фонарь от греч. phanarion, уменьшительное от phanos –
светоч, факел. И правда, в древности улицы
освещались факелами, закреплёнными на стенах
домов. Но только по торжественным случаям. СЛАЙД
№2
Первые попытки использовать искусственное освещение на городских улицах относятся к началу XV века. В 1417 году лондонский мэр Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице. СЛАЙД №3
В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. При Людовике XIV французскую столицу наполнили огни многочисленных фонарей. “Король-солнце” издал специальный указ об уличном освещении в 1667 году. По легенде, именно благодаря этому указу, царствование Людовика и назвали блестящим. СЛАЙД №4
В России Петербург стал первым городом, где появились уличные фонари. 4 декабря 1706 года, в день празднования победы над шведами по указанию Петра I на фасадах улиц выходящих к Петропавловской крепости были вывешены уличные фонари. Царю и горожанам новшество понравилось, фонари начали зажигать на все большие праздники, и тем самым было положено начало уличному освещению Петербурга. СЛАЙД №5
После смерти Петра его новшество на некоторое время забыли, но при Екатерине Великой фонарщики появились снова. Освещение столицы было прибыльным делом, и им стали охотно заниматься купцы. Они получали премию от властей за каждый горящий фонарь, и поэтому фонарей в городе становилось все больше. СЛАЙД №6
Вначале фонари были только масляные, но постепенно появились спиртовые, керосиновые и газовые фонари. Светили фонари тускло, иногда вообще не горели, а иногда их ради экономии зажигали позже, а гасили раньше времени. В 1873 году на Одесской улице в Петербурге впервые в мире зажегся электрический фонарь, созданный изобретателем Александром Лодыгиным. Именно на этом месте и открылся музей фонарей под открытым небом и был установлен памятник фонарщику. СЛАЙД №7
29 марта 1730 года в Москве начали освещать улицы конопляными фонарями. Таким образом, был сделан еще один шаг к современному уличному освещению. СЛАЙД №8
Мы с вами увидели на слайдах много фонарей. Чем они различаются? ( У каждого из них своя особенная форма, нарядные одежды) И это не удивительно, потому что придумал фонари и украсил ими город художник. СЛАЙД №9
4. Физминутка
Под веселые напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, на них смотри
Головою не крути.
Руки вниз ты опусти
Глазами следом ты веди.
Закрой глаза, теперь открой…
Посмотри перед собой.
5. Практическая часть
Каждый из вас сегодня превратиться в художника-дизайнера. И вашей задачей будет создание эскиза фонаря. Постарайтесь найти свой образ фонаря – он освещает подъезд театра, дома, улицу или аллею в парке. Работать будем группами: 1 группа – рисует акварелью 2 группа – рисует цветными мелками 3 группа – рисует тушью
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Посмотрите какие волшебные фонари у нас получились. Как красиво! А как вы думаете наш урок достиг своих целей? Тогда я попрошу вас оценить свою работу . Наша полянка ждет ваших цветочков.
Прозвени-ка ты, дружок, Голосистый наш звонок! Перемену ждут ребята, Поиграть, попрыгать надо. Хорошо, что есть ромашки, Одуванчики и кашки. Как прекрасен мир цветной, Разноцветный шар земной!
7. Домашнее задание
На следующем уроке нам будет нужна цветная бумага, цветной картон клей, ножницы, проволока или ленточка. А кто захочет нас удивить, то прочитает и расскажет нам сказку Г.Х. Андерсена “Старый уличный фонарь” Всем спасибо за урок.