Программное содержание:
- Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур модели по заданной схеме.
- Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
- Закреплять у детей знания о составе числа в пределах 10 из двух меньших чисел.
- Упражнять детей в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
- Закреплять знание последовательности дней недели.
- Закреплять умение сравнивать предметы по размеру, умение ориентироваться на листе бумаги.
- Развивать смекалку, память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
- Воспитывать самостоятельность, умение принимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Оборудование:
Мультимедийная техника, компьютер, схемы, игрушка-птица Говорун, цифры, календарь, обручи, блоки Дьенеша, конверт с письмом, 6 стаканчиков, звезды на каждого ребёнка; демонстрационный материал: схема сборки ракет, звездные карты, пособия “Круги”, “Обведи по цифрам”; раздаточный материал: конверты с геометрическими фигурами, счетный материал (2-хцветные фишки), счетные палочки, разрезные карточки (счет, геометрические фигуры).
Предварительная работа:
- отгадывание загадок;
- конструирование из геометрических фигур;
- чтение книг о космосе, рассматривание картинок с изображением космического пространства;
- просмотр мультфильма “Тайна третьей планеты”;
- решение логических задач.
Ход занятия
Воспитатель встречает детей в группе (на плече у него птица Говорун с конвертом в клюве).
Воспитатель: Ребята, сегодня птица Говорун принесла нам письмо с планеты Альдебаран, давайте его прочитаем: “ SOS! Помогите! Мы попали в межпланетную ловушку! Необходимо собрать 3 космических ключа с соседних планет, чтобы вернуться на станцию” (воспитатель предлагает помочь капитанам).
Разминка
Воспитатель: Мы отправимся с вами в космос на ракете, нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь. В нашем большом космическом путешествии нам помогут знания по математике.
Мы вылетаем с Земли в понедельник. На 3-й день будем на месте. В какой день недели мы прилетим на планету?
.Дети: В среду.
Воспитатель: А вернуться нам нужно на Землю на 6 день. Назовите этот день недели.
Дети: Суббота.
Воспитатель: Отлично! Начинаем готовиться к полету.
Воспитатель: Правильно, но нас много. Я предлагаю лететь двумя ракетами, а для этого нужно разделиться на две команды астронавтов. Рассчитайтесь на 1-й – 2-й. 1 команда – все первые номера, 2 команда – все вторые номера. А теперь, чтобы выбрать капитанов, я загадаю вам загадки. Самые внимательные и станут капитанами.
Человек сидит в ракете,
Смело в небо он летит.
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
/космонавт/
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.
/луноход/
Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
/ракета/
Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновало 2 недели
Апельсина мы не съели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
/луна, месяц/
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, к5огда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
/звезды/
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад и стар, Что она – большущий шар.
/земля/
Желтая тарелка на небе висит,
Желтая тарелка всем тепло дарит.
/солнце/
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект……
/комета/
Воспитатель отмечает наиболее активных детей, выбирает капитанов.
Воспитатель: У меня есть 2 комплекта деталей и чертежи. Вам нужно сконструировать ракеты (дети получают 2 комплекта по 10 геометрических фигур и по схемам конструируют ракеты).
Вопросы к детям:
- Сколько деталей пошло на сборку каждой ракеты?( 10)
- На какие геометрические фигуры похожи детали ваших ракет?
(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, многоугольник, овал).
- Сколько кругов (овалов, треугольников, прямоугольников, ромбов, многоугольников, квадратов)?
Воспитатель: Ракеты готовы, можно отправляться в путешествие.
Дети: начинают обратный отсчет 10, 9, 8……… Пуск! ( На экране видео “Запуск ракеты”, Звук полета ракеты, голос астронавта, виды космоса, Земли и других планет.)
Воспитатель: На пути к планете Альдебаран мы посетим другие планеты, поможем жителям этих планет и возможно найдем ключи, которые помогут нам открыть ловушку и спасти капитанов.
Задание 1.
Воспитатель: 10 минут – полет нормальный. Давайте сверим наш маршрут по звездным картам. В пути мы можем встретить кометы, метеориты, астероиды и должны избежать столкновения с ними.
Для составления правильного маршрута вам понадобится умение складывать и вычитать, изображать прямые и ломаные линии, писать цифры. Итак, вот карты, вы должны решить задачи и вписать в пустые кружочки правильные ответы, соединив их прямыми или ломанными линиями.
На доске вывешиваются “Звездные карты”: От Земли до планеты Альдебаран – ломаная линия из 10 кружков – нужно совершить математические действия на сложение: 1+1=2, 2+1=3, 3+1=4 и т. д. до 10.С планеты Альдебаран до Земли– математические действия на вычитание– 10-1=9, 9-1=8 и т.д.)
Задание 2.
Воспитатель: Перед вами 6 стаканов: 3 из них пустые, 3 наполнены водой. Как расставить стаканы, не переставляя их местами, чтобы пустые стаканы чередовались с наполненными?
Дети: Из 5 -го стакана воду перелить во 2-ой, и поставить его на место.
Воспитатель: Правильно. Продолжаем полет.
Воспитатель: В длительном космическом полете очень важно правильно подобрать экипаж. Я попрошу вас сейчас объединиться в пары.А для этого раздам карточки 2-х видов:
а) 10 карточек с цифрами от 1 до 10 и 10
карточек с точками от 1 до 10.
б) 10 карточек с половинкой геометрических фигур и
10 карточек с другой половинкой этих же
геометрических фигур.
Задание 3.
Дидактическая игра “Найди свою пару”:
1) по количеству точек – цифру;
2) вторую половинку геометрической фигуры.
Воспитатель: Вы справились с заданием – нашли свою пару. Продолжаем полет.
На экране слайды “Звездного неба”, планеты, вид Земли из космоса.
Воспитатель: На нашем пути какая-то планета. Давайте узнаем, кто на ней живет. Чтобы сесть на эту планету нужно преодолеть энергетический заслон.
Задание 4.
Воспитатель: Наберите на ваших пультах управления (фишки) волшебный код из синих и красных кнопок. У каждого из вас по 5 фишек. Работая в парах, наберите разные варианты состава числа 10 из двух меньших (например: 1 ребенок выкладывает 1 синюю фишку, другой– 9 красных; один выкладывает 2 синих фишки, другой – 8 красных и т. д., общее число фишек в паре должно равняться 10). Если все наберут верно, мы сможем сесть на планету (дети выполняют задание, капитаны помогают, воспитатель проверяет, помогает).
Воспитатель: Все набрали верно! Давайте спускаться. Считаем.
Дети считают: 1,2,3,5,6,7,8,9,10!
Воспитатель: На этой планете беда, ее захватили роботы и привели все в запустение и беспорядок. Ребята, но нам необходимо найти ключ для спасения капитанов. Давайте поможем жителям этой планеты.
Задание 5.
Воспитатель: Вот 10 кругов разного размера, на некоторых стоят цифры. Экипажу первой ракеты нужно выстроить круги от маленького к большому, экипажу второй ракеты нужно найти пропущенные цифры и проставить их в пустые круги (дети выкладывают круги в нужном порядке, проставляют пропущенные цифры).
Воспитатель: Спасибо всем астронавтам. За выполнение этого задания вы получаете 1-й ключ из трех, которые помогут открыть ловушку и помочь Капитанам. Летим дальше.
Дети считают: 10, 9,8,7,6,5,4,3,2,1!
На экране слайды “Звездного неба”, звук летящей ракеты.
Воспитатель: Внимание! Мы подлетаем ко 2-й планете. На этой планете есть специальные обозначения, где могут сесть наши ракеты.
Задание 6.
Воспитатель: Перед вами лежат счетные палочки, повторите изображение (дидактическая игра “Выложи по схеме”).
Воспитатель: Молодцы! Садимся. На этой планете нас ждет еще одно задание. Здесь слабое магнитное притяжение и планета буквально рассыпается на части. Давайте поможем.
Задание 7.
Воспитатель: На полу 2 обруча, в каждом из них разложены вперемешку блоки Дьенеша – 10 квадратов и 9 треугольников разного цвета, размера, толщины (воспитатель делит обручи на две равные части).
Вопросы к детям:
- Разложите слева только квадраты, справа – только треугольники.
- Скажите сколько слева квадратов?
- Сколько справа треугольников?
- Каких фигур больше? Каких фигур меньше?
- На сколько?
- Это является равенством? (дети записывают на сенсорной доске стилусом неравенство).
- Как можно сделать равенство? Запишите.
(Дети записывают арифметические задачи, записывают равенство).
Воспитатель: Вы справились с этим заданием. Помогли и этой планете. Вы получаете 2-й из трех ключей.
– Ребята! Мы подлетаем к планете Альдебаран. Здесь мы должны получить 3-й ключ и помочь Капитанам. На этой планете нужно составить магический круг. Если вы составите его верно – ключ ваш.
Задание 8.
Воспитатель проводит игру “Придумай и отгадай!”.
Все дети становятся в круг, руки опущены вниз. Первый игрок (воспитатель) называет любой пример на сложение или вычитание в пределах 10 и подает правую руку рядом стоящему ребенку. Ребенок решает, называет ответ. Если ответ верный, воспитатель берет ребенка за руку и он называет пример для следующего игрока. Игра продолжается до последнего игрока, круг замыкается.
Воспитатель: Вам удалось сложить магический круг и за это получаете 3-й ключ. А теперь мы сможем открыть ловушку и освободить Капитанов. Перед вами лист в клетку, а на нем нарисовано 20 точек и 3 ключа. Мы сегодня повторили с вами число и цифру 10 – это первый десяток, но нужно идти вперед, переходить ко второму десятку. Поэтому последнее задание будет связано с цифрой 20.
Дидактическое упражнение “Соедини по точкам”. Соедините все 20 точек по порядку по клеточкам, затем соедините точки 6 и 8, точки 5 и 9, точки 4 и 10, точки 3 и 11, точки 1 и 3, точки 11 и 13, потом приложите 3 волшебных ключа в указанных на схеме местах, и ловушка откроется. Скажите, что у вас получилось?
Дети: Ракета!
Воспитатель: Вы помогли капитанам. Открыли ловушку и на этой ракете они могут вернуться к себе домой. Нам тоже пора возвращаться на Землю.
Звучит космическая музыка, звук взлетающей ракеты, на экране видеоклип “Межпланетный круизер”.
Воспитатель: Наш полет был трудный и интересный, вы со всем справились. Молодцы! И я хочу всем астронавтам вручить памятные звезды.
Воспитатель вручает каждому ребенку сувенир – звезду.
Подведение итога занятия:
- Вам понравилось наше путешествие?
- Как вы считаете, помогли ли вам знания по математике?
- Что было самым трудным?
- Что было самым легким?
- Что бы вам хотелось повторить?
- Чему еще хотелось научиться?
- Как легче справляться с трудностями одному или в команде?