Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах быстро возрастают. Поэтому обеспечение безопасности движения – очень важная и трудная задача.
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная подготовка самых маленьких участников дорожного движения – детей. Ответственность за жизнь маленького пешехода лежит на нас, взрослых. От того, сумеем ли мы донести до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
В нашем детском саду работа по формированию у дошкольников представлений о правилах дорожного движения ведётся на всех возрастных этапах. Это очень сложное и трудное для детского восприятия направление. Поэтому, разрабатывая конспекты занятий, включаю игровые моменты, наглядные пособия, использую современные технические средства. Для закрепления навыка движения по улице, предлагаю детям проблемные ситуации.
Обучение правилам дорожного движения прочно связано со всеми видами детской деятельности. Знакомясь с разными видами транспорта, дети выполняют аппликации, играют в подвижные и сюжетно – ролевые игры, учатся ориентироваться в пространстве.
Для более эффективного освоения дорожной азбуки, недостаточно теории. Поэтому к работе в этом направлении привлекаю родителей. Только их пример может закрепить в детском сознании теоретическую базу, полученную ребёнком в детском саду.
Представляю конспект по закреплению и изучению дошкольниками дорожных знаков для подготовительной группы детского сада.
Цель занятия: обучение правилам дорожного движения, основам безопасного поведения на улице; воспитание грамотного и ответственного участника дорожного движения.
Задачи занятия:
систематизировать знания детей о дорожных знаках: предписывающих и запрещающих;
учить оценивать дорожную ситуацию, предвидеть возможную опасность;
осознавать ответственность за последствия своего поведения для себя и других людей;
быть внимательным и осторожным;
с уважением относиться к другим участникам дорожного движения.
Материалы:
карточки для оценки ситуаций на дороге;
картины без дорожных знаков;
проектор;
презентация “Дорожные знаки”;
мяч с дорожными знаками;
индивидуальные планшеты для рисования “Мой безопасный путь”.
Ход занятия
1. Игра в кругу:
Блиц-вопросы на тему ПДД. Вы заметили, что мяч у нас сегодня необычный. (Рассмотреть. Отметить, что мяч украшен дорожными знаками).
Рисунок 1. Блиц-опрос
2.
На обочине дороги, как солдатики стоят.
Все мы строго выполняем всё, что… (знаки) нам велят.
Какие дорожные знаки вы уже знаете? (ответы детей).
На какие группы делятся дорожные знаки?
Верно, дорожные знаки делятся на несколько категорий.
(Презентация. Привлечь детей к описанию и объяснению изученных знаков).
– Предупреждающие знаки.
(“Железнодорожный переезд без шлагбаума”, “Дети”, “Пешеходный переход”, “Прочие опасности”, “Скользкая дорога”, “Дорожные работы”, “Выброс гравия”).
Они информируют или предупреждают нас о чём-либо. Выглядят как белый треугольник, обведённый красной полосой. На белом фоне нарисовано то, на что нужно обратить внимание.
Ни проехать, ни пройти: знак дорожный на пути!
Отдаёт приказы стрелка: это место – обойти!
Хочешь прямо? Что ты, что ты! Здесь…(“Дорожные работы”).В белом треугольнике с окаёмкой красной
Человечкам – школьникам очень безопасно.
Этот знак дорожный знают все на свете:
Будьте осторожны! На дороге…(“Дети”).
– Знаки особых предписаний.
(“Место остановки автобуса”, “Искусственная неровность”, “Пешеходный переход”, “Дорога с односторонним движением”). Рассмотреть знаки. Привлечь детей к описанию знаков.
Они имеют форму квадрата или прямоугольника синего или зелёного цветов. Чаще всего они помогают нам, пешеходам, найти пешеходный переход.
По полоскам чёрно-белым человек шагает смело.
Кто из вас, ребята, знает, знак о чём предупреждает? (“Пешеходный переход”).
– Информационные знаки.
(“Место стоянки”, “Место для разворота”, “Подземный пешеходный переход”).
– Знаки сервиса.
(“Дорожно-постовая служба”, “Питьевая вода”, “Пункт питания”, “Пункт первой медицинской помощи”).
Они очень похожи на информационные знаки и знаки особых предписаний. Как вы понимаете слово “сервис”? Сервис – это обслуживание. Какое же обслуживание может быть на дороге? Рассмотреть знаки.
Скажем, едешь ты в машине, в заграничном лимузине.
Путь не близок. На беду, ты не взял с собой еду.
Вас спасёт от голодания знак дорожный... (“Пункт питания”).
Знаки которые мы рассмотрели, сообщают о режиме движения, помогают пешеходам и водителям ориентироваться в населённых пунктах и за их пределами.
Есть особая категория знаков – это запрещающие!
– Запрещающие знаки.
(“Въезд запрещён”, “Движение запрещено”, “Движение на велосипедах запрещено”, “Движение пешеходов запрещено”).
Это очень важная группа знаков. Посмотрите, как они выглядят (слайд). Это круги с красной каймой по краю и изображением на белом фоне. (Рассмотреть).
Знак запомните, друзья,
И родители, и дети:
Там, где он висит, нельзя
Ездить на велосипеде! (“Движение на велосипедах запрещено”)Ни во двор, ни в переулок, ни в пустячный закоулок
Ни проехать тут никак – не позволит этот знак.
Помни! Означает он:… (“Въезд машинам запрещён”)
Поставить слайд: “Пешеходная дорожка” и “Движение пешеходов запрещено”. Рассмотреть, сравнить, совместно с детьми найти сходства и различия!
Рисунок 2. Сравнение дорожных знаков
– Предписывающие знаки.
(“Велосипедная дорожка”, “Пешеходная дорожка”, “Движение налево”, “Ограничение минимальной скорости”).
Представляет собой круг синего цвета с изображением, рассмотреть знаки.
3.Физминутка “Подземный переход”
4. Игра “Знаки спрятались”.
Рисунок 3. Игра “Знаки спрятались”
Пока мы с вами спускались в подземный переход, дорожные знаки разбежались.
Помогите, пожалуйста, вернуть их на места. Перед каждой группой рисунок с дорожной ситуацией, но без дорожных знаков. Нужно разложить знаки или нарисовать недостающие. (Деление на 4 микрогруппы)
5.
Очень хорошо, когда все участники дорожного движения знают правила. Но этого недостаточно. Что ещё нужно делать пешеходам, пассажирам и водителям чтобы не случилось беды? (Соблюдать правила и быть взаимовежливыми).
Игра “Объясни ситуацию”. Дети в парах обсуждают ситуацию на картинке, объясняют и оценивают её.
6.
Скоро вы пойдёте в школу. Сначала вас будут провожать родители, а когда вы запомните дорогу, будете ходить сами. А дорогу в детский сад вы знаете? Индивидуальное задание: “Безопасный путь от дома до детского сада”. Дети рисуют безопасный путь, отмечая пешеходные переходы, перекрёстки и т.д.
Рисунок 4. Индивидуальное задание “Мой безопасный путь”