“...во-первых, прекрасное есть жизнь;
во-вторых, прекрасное в искусстве есть воспроизведение прекрасного в жизни;
в-третьих, это воспроизведение имеет большое воспитательное значение, нацеливает на преобразование общества в плане демократии и гуманизма”.
Н.Г.Чернышевский
Тема программы: “Художественно - эстетическое развитиедетей”
Цель: Создание условий, среды для выявления и развития индивидуальных творческих задатков и способностей ребенка , его творческого самоопределения.
Задачи:
- Воспитание эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное.
- Раскрытие и реализация детских творческих способностей.
- Формирование основных нравственных качеств личности ребёнка;
- Развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;
- Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;
Актуальность программы
В условиях современной жизни большинство родителей не могут выделить свободное время для общения с детьми и их развития. Образовательный и культурный уровень самих родителей низок. Отсюда видим, что родители, в большинстве случаев, неспособны развивать собственных детей, а тем более их нравственно - эстетическую культуру. Возникает одна из проблем нашего общества - неумение детьми использовать свободное время на пользу себе.
Реализация данной программы позволяет решить эту проблему. Педагогика рассматривает досуг, как форму воспитания с точки зрения целенаправленного влияния на детскую личность.
Направленность данной воспитательной программы: художественно-эстетическая (художественная литература, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, художественный труд, театральная деятельность).
Программа “Мир спасется красотой” предназначена для воспитательной работы начиная с дошкольного возраста и продолжая в 1-4 классах. Программа поможет воспитателю, учителям начальных классов организовать внеклассную работу с детьми.
Содержит три блока:
- Развитие художественно –творческих способностей ;
- Развитие нравственно-эстетической культуры;
- Работа с родителями;
Данная программа предполагает двухступенчатое творческое воспитание:
1 ступень - подготовительный, начальный этап- (дошкольный )
2 ступень - основной этап (начальные классы)
1 ступень - Подготовительный начальный этап
Задачи:
- воспитание культуры речи;
- развить ощущение, восприятие, память, воображение, мышление;
- использовать игровые приёмы, создавать эмоционально-значимые ситуации.
- обогатить содержание занятий эстетического цикла, художественной деятельностью, как одним из средств самовыражения ребенка.
- в процессе изобразительной деятельности создавать благоприятные условия для развития эстетического эмоционально-положительного восприятия искусства.
- подходы к детской деятельности, основанные на сотрудничестве
2 ступень - Основной этап
Задачи:
- продолжить, обогатить содержание занятий художественно- эстетической деятельности как одно из средств самовыражения ребенка;
- продолжить работу клуба “ Юный модельер”;
I блок “Развитие художественно-творческих способностей”
- Занятия ИЗО деятельностью:
- Использование “пальчиковой” и “ладонной техники”.
- Рисование томпоном
- Техника “набрызга”
- - Кляксография
- Монотипия
- “Волшебные краски” (гуашь, клей)
- Рисование “оттиск”, штампами
- Печатание листьями, бросовыми материалами.
- Рисование по стеклу, клеем, витраж
- Клеевой рисунок по ткани – “батик”
- Рисование углем, пастелью и т.д.
Художественный труд
- Аппликация из ваты, бумажных салфеток, ниток, крупами, яичной скорлупы, из природного, бросового материала, из ткани.
- Лепка из пластилина, салфеток, глины, тестопластика, пластинография
- Различные беседы по выбранной тематике.
II блок “ Развитие нравственно- эстетической культуры”
- Творческие проекты
- Работа клуба “ Юный модельер”
- Организация конкурсов и выставок детского творчества.
- Досуговые мероприятия
- Праздники
- Экскурсии, походы в музей, на выставки, выходы на природу
III блок“ Работа с родителями”
Коллективные творческие дела
- Проведение тренингов, тематических консультаций, практикумов по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребенка, по знакомству различными техниками ИЗО деятельности.
- Привлечение родителей к участию в детских праздниках ,мероприятиях, выступлению вместе с детьми.
Семейные традиции
- Проведение “ круглых столов” с целью распостранения семейного опыта художественно-эстетического воспитания дошкольника, школьника.
- Введение традиции “ Обмен радостными впечатлениями” (совместная деятельность детей и родителей по развитию детей)
Формы подведения итогов реализации программы:
- Участие в выставках народного декоративно-прикладного искусства в улусе.
- Организация праздников народного календаря
- Участие в различных республиканских, российских выставках.
- Участие в улусном конкурсе “ Тундаратууллуктара”
Ожидаемые результаты:
- Ребенок будет стремится к реализации способностей и талантов, данных ему природой;
- полюбит процесс творчества;
- сможет реализовать себя в разных видах творчества.
- развитие самостоятельности, сплочение родителей и детей
(Презентацию к программе см. Приложение №1)
Список литературы.
1. Беневольская Н. “Культура цвета у ребенка” –
2. Журнал Детский сад со всех сторон №6 2000г
3. Бушкова Л.Ю. “Поурочные разработки по изобразительному искусству”, М, 2008г
4. Волкова В.А., Соколова Н.Б. Воспитательная система в ДОУ – М., 2007г
5. Волкова В.А., Соколова Н.Б. Воспитательная система в ДОУ – М., 2008г
6. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства-М,1991г
7. Григорьева Г.Г. “Развитие дошкольников в изобразительной деятельности” - М, 2000 г
8. Светлова И.Е. Развиваем воображение и фантазию-М, 2005г
9. Щербакова А.В. Искусство и художественное творчество детей – М, 1981г