Цели:
- Развитие эстетическо-нравственных ценностей и знакомство с культурой русского народа:
- воспитание эстетического вкуса учащихся;
- воспитание нравственной культуры поведения учащихся;
- воспитание толерантных отношений между детьми;
- развитие у детей творческих способностей и ораторского мастерства;
- изучение жанров фольклора и народного прикладного искусства;
- связь народного творчества с современной жизнью.
- Развитие навыков коллективного творчества в групповой работе.
Оборудование:
- свеча в подсвечнике (рассчитать размер свечи по времени горения на 10-15 мин.) и зажигалка;
- мел, доска;
- фрагмент мультфильма “Царевна-лягушка” и фрагмент фильма “Кощей Бессмертный” (видеонарезка) + проектор с экраном + компьютер;
- примеры докучных сказок (народные и детские);
- аудиозапись детских народных частушек + минусовка частушек;
- матрёшки;
- плеер с наушниками (записана минусовка частушек);
- корзинка с Чупа-чупсами .
Стулья в классе можно поставить полукругом для вступительной беседы, столы в центре класса подготовлены для групповой работы (3 группы).
Раздаточный материал:
- таблички для столов с названиями и символикой художников, музыкантов и писателей;
- листы бумаги и ручки (простые карандаши) для записи сказок;
- листы бумаги с рифмами для частушек и простые карандаши;
- листы бумаги с силуэтами матрёшек (деревянная болванка матрёшки);
- ручки, простые и цветные карандаши, ластики, фломастеры;
Ход классного часа
1. Оргмомент (1 мин.).
Учащиеся рассаживаются на стулья. На доске тема классного часа: “В наш мир народною тропой”.
Мотивация к деятельности.
- Добрый день, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени, в прошлое нашей родины к истокам народного творчества. А нашей путеводной звездой в этом путешествии станет свеча. Сейчас я зажгу эту свечу, и мы перенесёмся в стародавние времена. А нашим экскурсоводом в прошлом будет ни кто иной, как сама Василиса Прекрасная.
2. Вступительная беседа (2 мин.).
Итак, мы с вами попали в стародавние времена. В те времена, когда не было ни телевизоров, ни компьютеров, ни электричества, да и книг тоже не было. И страна наша была небольшим государством. А люди в том государстве жили мастеровые, да песенные, и речи их были мелодичными, да неспешными, как течение полноводных равнинных рек. И звали их всё Иванушками да Марьюшками.
Сегодня на занятие мы с вами пройдём народною тропой из стародавних времён в современный мир и проверим, не растратили ли мы, жители современной России, умения наших предков.
А где же наш экскурсовод?
На экран проецируется фрагмент мультфильма “Царевна-лягушка” (1-й фрагмент 0:00 – 1:10).
3. Актуализация знаний и беседа об устном народном творчестве и прикладном искусстве (частушки, докучные сказки и о русские матрёшки) (12 мин.).
1. Актуализация знаний об устном народном творчестве.
Ну вот, не успели поздороваться, как сразу же расстались. Жалко Василису, надо её спасать от Кощея Бессмертного. А где же смерть Кощея найти, он же Бессмертный?
Дети дают ответ на поставленный вопрос, цитируя русские народные сказки (“...Смерть Кащея на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук на дубе, дуб ...” )
Правильно ребята, но пусть этим займётся жених Василисы Прекрасной – Иван Царевич, а мы с вами отправимся в путешествие самостоятельно. Ведь в стародавние времена мы попали не надолго, лишь пока горит свеча.
Ребята, а о каком виде народного творчества мы с вами вспомнили? Правильно, о сказке. Сказки народ складывал разные: волшебные, о животных и бытовые. Но были ещё сказки – докучные. Знаете ли вы такие?
Послушайте их:
Жил-был карась,
Вот и сказка началась.
Жили-были два налима,
Вот и сказки половина.
Жили-были три гуся,
Вот и сказка вся.Жил-был журавль,
Поставил он стожок сенца –
Не сказать ли опять с конца?
Как вы думаете, когда их рассказывали? Правильно, когда не хотели ничего рассказывать.
2. Актуализация знаний о песенном народном творчестве.
Ну а нам пора дальше двигаться. (фрагмент фильма “Кощей Бессмертный” - 2-й фрагмент: 1:12 – 3:50).
Мы с вами очутились на деревенской площади.
Что, ребята вы увидели и услышали на деревенской площади? Правильно. И былину, и заклички, и частушки – всё это малые фольклорные жанры. А кто знает, что такое частушки и для чего русский народ их исполнял?
Дети дают ответ на поставленный вопрос.
... Конечно, это небольшие народные песенки, полные веселья и задора. Исполняли их быстро, часто перебирая слова. Отсюда и пошло название – частушки. А пели их, чтобы посмеяться над собой и повеселиться.
Послушайте частушки наших прабабушек:
Как на нашем на лугу
Укусил комар блоху.
Сидит дятел на берёзе
Умирает со смеху.Маша любит наряжаться
Да не любит умываться.
Хоть и личиком красива,
Но плаксива и ленива.
3. Актуализация знаний о прикладном искусстве.
Долгими зимними вечерами любили люди мастерить. Какие виды народного прикладного искусства вы знаете?
Верно. И кружевоплетение, и роспись и резьба по дереву, и вышивка, и вязание были милы русской душе. Но детям больше всего интересны были игрушки. И сегодня давайте вспомним об одной игрушке, которая не так стара. Ей чуть больше 100 лет. Угадайте, о какой игрушке я хочу вспомнить?
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)
Показать матрёшку в собранном и разобранном виде.
Первую матрёшку сделали в Москве. Она появилась на свет в облике девочки-подростка, одетой в зелёную кофту и сарафан. В руках держала петуха и улыбалась. Эскиз матрёшки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин и назвал её – Матрёной. Действительно, Матрена оказалась не такой уж простушкой. Кукла раскрывалась, и в ней находили сестренку Матрешку. В той - следующую.
Потом шел русоголовый мальчик в красной рубахе, он последним проявлялся. Всего было в первой матрешке 8 кукол. Игрушка полюбилась и детям и взрослым.
Новинку отправили на всемирную выставку в Париж. Гости и торговцы, приехавшие из разных стран, так же были очарованы русской многоместной куклой.
В Москву посылались заказы на большие партии матрешек. И сегодня русская матрешка - желанная гостья в каждом доме. География ее местожительства охватила многие страны мира.
Ой, ребята смотрите, наша свеча почти догорела, а это значит, что нам пора возвращаться в современный мир. А как же поживает Василиса? Сумел ли Иван Царевич одолеть Кощея Бессмертного и найти свою суженую?
На экран проецируется фрагмент мультфильма “Царевна-лягушка” (3-й фрагмент 3:55 – 4:10).
Какая беда, найти нашёл да расколдовать не может. Давайте ему поможем.
Для этого мы с вами попробуем вдохнуть современную жизнь в народное творчество и расколдовать Василису Прекрасную.
4. Творческая мастерская (15 мин).
Есть ли среди вас есть художники, поэты и писатели? Пересядьте за столы, согласно своим желаниям.
Сейчас каждая группа создаст свой современный шедевр.
- Писатели придумают и запишут докучные сказки (на столе приготовлены листы линованной бумаги и ручки),
- песенники придумают на заданные рифмы частушки (на столе приготовлены листы с готовыми рифмами из современных слов и ручки),
- художники придумают роспись для современной матрёшки (на столе приготовлены листы с силуэтами матрёшек, цветные карандаши, фломастеры).
Но сначала давайте вспомним правила работы в группах:
- В группе должен быть ответственный. - Один говорит – другие слушают.
- Если не понял – переспроси.
- Своё несогласие выражай вежливо.
- Работать должен каждый на единый результат.
Ученики, используя современные слова, сюжеты, изобразительные элементы работают над созданием групповых произведений.
5. Подведение итогов занятия (10 мин.).
Слушание придуманных частушек, рассматривание эскизов матрёшек, чтение докучных сказок (обязательно подчёркивать современные элементы).
- Ребята, интересно ли вам было заниматься народным творчеством?
- Живо ли прикладное искусство и фольклор в современном мире?
Так давайте сохранять и преумножать творчество наших предков!
А что же Василиса Прекрасная?
На экран проецируется фрагмент мультфильма “Царевна-лягушка” (4-й фрагмент 4:10 – 5:13 ).
Смотрите, она оживает, оживает и всё царство Кощеево.
А в завершение классного часа, согласно народной традиции, можно угостить ребят сладкими колобками, только в современном исполнении (Чупа-чупсами).