Цель и задачи:
- Формировать обобщённое представление детей об осени, включающие знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха), о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности животных и птиц.
- Закрепить знания о зависимости растений, животных от условий внешней среды.
- Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.
- Учить двигаться под музыку, развивать воображение.
- Закрепить знания детей о труде взрослых осенью.
- Развивать знания учебное деятельности: умение логически отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
- Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.
- Развивать подвижность.
Оборудование и материалы: осенние листочки, листочки берёзы, клёна, рябины, смородины, изготовленные заранее кормушки для птиц, корм для птиц, конверт с письмом от Лесовика, корзина с яблоками, детские метёлки, ведёрки, совочки, аудиозапись для музыкального сопровождения.
Виды детской деятельности, используемые на прогулки: дидактическая игра, трудовая деятельность, беседа, игры различной подвижности.
Место проведения: территория ДОУ.
Описание прогулки.
Восп-ль: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный денёк, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Как такое время года зовётся? (осень)
Восп- ль: Да, это осень.Кто расскажет стихотворение об осени.(Дети рассказывают знакомые стихотворения)
Восп-ль: Ребята, какие приметы осени, вы знаете?
Примерные ответы детей: Стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме.
Восп-ль: Да, осень - это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени - заморозки. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям.
Восп-ль: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода?(ясная) Почему? (ярко светит солнце, нет дождя). Давайте подышим свежим, осенним воздухом.
Дыхательное упражнение
“Запахи природы”
Нужно представить. Что вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растёт на нашем участке. Нужно сделать шумный вдох носом, и выдохнуть ртом.
Восп-ль: Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковёр укрыл землю. Что это за ковёр? (Осенние опавшие листья)Давайте возьмём листочки в руки, какие они на ощупь? (сухие, шершавые, шелестят)Как шелестят листочки? (ш-ш-ш-ш-ш)
Восп-ль: Давайте представим, что мы осенние листочки. Покажем, как они падают на землю.(Под спокойную музыку дети выполняют произвольные движения)
Игра малой подвижности “Осенние листочки”
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Словно опять закружиться хотят.
Восп-ль: Да, осенью часто можно увидеть, как падают листья, как называют это явление? (листопад)На нашем участке очень много нападало листьев. Давайте посмотрим, с каких они деревьев.
Дидактическая игра “С какого дерева листок?”
Восп-ль: А что ещё растёт на нашем участке? (смородина)
Смородина, это дерево или кустарник? (кустарник)
Чем отличается кустарник от дерева? (нет ствола, низкий, листья маленькие, есть ягоды)
Воспитатель замечает на дереве кормушки.
Восп-ль: Что это, ребята? (кормушки)
Для чего они нужны? (для подкормки птиц)
Чем можно покормить птиц? (семечками, кусочками хлеба, зерном)
Почему некоторые птицы, с наступлением холодов улетают на юг? (стало холодно)
Как называют таких птиц? (перелётные)
Как называют тех птиц, которые остаются зимовать с нами?(зимующие)
Восп-ль: Ребята, давайте превратимся в птиц и поиграем в игру.
Подвижная игра: “Перелёт птиц”
После игры воспитателю передают конверт с письмом
Восп-ль: Ребята, нам пришло письмо. Оно от Лесовика, давайте его прочтём.
“Дорогие ребята. Я, Лесовик, помогаю природе подготовиться к зиме. Помогите мне, пожалуйста, развесить кормушки, собрать осенние листья. Мне одному не справиться.
Лесовик”
Восп-ль: Ребята, поможем Лесовику навести порядок на нашем участке и развесить кормушки? (поможем)Давайте распределим, кто, чем будет заниматься.(Дети разделяются на группы для выполнения заданий.После выполнения заданий, в беседке неожиданно находят корзинку с яблоками.)
Восп-ль: Ребята, здесь корзинка с яблоками интересно от кого она? Да это от Лесовика. Он благодарит нас за помощь и угощает нас осенними яблоками. В группе мы их помоем и съедим.
Восп- ль: Ну что же, ребята, я думаю мы славно потрудились, собрали осенние листья, развесили кормушки, убрали весь мусор. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры.
Игры детей с выносным материалом по интересам.