Из опыта работы воспитателя по развитию и социализации девочек в условиях детского дома

Разделы: Внеклассная работа


Выходя за порог детского дома, воспитанники должны уметь себя самостоятельно обслуживать - приготовить завтрак, спланировать покупку продуктов на неделю, должны знать, как питаться правильно. Поэтому, воспитание в ребенке самостоятельности -это главная задача, которую я решаю и заключается она в реализации цели - воспитание гражданина социально зрелого, осознающего свое общественное назначение, приспособленного в жизни и занимающего в ней активную позицию. Стоящую цель и задачу я реализую в следующих направлениях воспитательной работы: гражданско - патриотическое, нравственно - эстетическое, профилактика употребления ПАВ, спортивно-оздоровительное и социально-бытовая ориентация. Особое внимание уделяю социально- бытовому воспитанию девочек через приобщение к самообслуживанию, участие в кружках “Хозяюшка” , “Рукодельница” и “Умелые ручки”. В детском доме созданы условия для социализации, есть учебная мастерская, которая оборудована современно бытовой техникой: холодильники, микроволновая печь, электрическая двухкомфорочная плита с духовкой, тостер, вафельницы, чайник, набор посуды, разделочные доски, столовые приборы. Помощь в приобретении продуктов оказывают спонсоры.

Внутри этого направления я разработала программу, включающую в себя следующие разделы:

  • Домашний очаг;
  • Творчество;
  • Мода и стиль;
  • Социум.

Домашний очаг. Главная задача - научить и сформировать умения и навыки самообслуживания.

В ходе занятий дети рассматривают вопросы соблюдения личной гигиены, учатся шить, гладить и производить мелкий ремонт одежды,вести домашнее хозяйство, организации личной жизни и индивидуальной деятельности; формируются умения и навыки по их обеспечению.

К вопросам личной гигиены относятся: уход за волосами и телом, пользование туалетом, привычка следить за одеждой и обувью, поддержание чистоты в месте проживания, украшение помещения.В ходе занятий провожу следующие беседы-практикумы:“С чего начинается дом, квартира”,“Моя комната - мое лицо (Мебель, шторы, зеркало, картины)”, “Правило поддержания чистоты в помещении.”. Практические занятия: “Уход за различными видами одежды”, “Глажка личных вещей. Значки на одежде”, “Уход за различными видами обуви.”.На этих занятиях воспитанницы приобретают навыки самообслуживания.

Для получения навыков кулинарии создан кружок “Хозяюшка”.Перед проведением занятийпросмотр с детьми телепередач “Кулинарный поединок”, “Смак”, рассматривание иллюстраций с рецептами, посещение “Фестиваля народного творчества”, проходившего в Дворце Культуры “Алюминщик”, а также приготовление блюд .На занятии прививаются навыки сервировки стола и приготовления пищи. В ходе занятий провожу конкурсы-практикумы, на которых девочки демонстрируют свои умения и навыки.

Уроки-практикумы с использованием бытовой техники, я уверена в том, помогут моим воспитанницам в дальнейшем быстрее адоптироваться к новым условиям быта.

При наличии широкого ассортимента продуктов , дети проявляют фантазию к созданию полноценных блюд и умеют их приготовить, появляется возможность привить детям любовь к приготовлению пищи, сделать занятия увлекательными..

Помимо этого, есть замечательные поварские профессии - повар, кондитер получив представление о которых, ребенок из детского дома, возможно, захочет пойти по этому пути и занять свое достойное место в жизни.

Особое внимание обращаю на вновь поступивших воспитанниц, эти навыки у них практически не привиты. С девочками провожу беседы, как групповые так и индивидуальные “Уход за волосами” (профилактика педикулеза), “Что такое маникюр”, “Чистота лица”, в процессе практической деятельности отслеживаю закрепление этих знаний.

Творчество-наши дети очень творческие личности, и моя задача развить те таланты, которые скрыты в них. Не бывает неумелых детей, бывают дети, которым мало уделяют внимания и мало занимаются их воспитанием. В нашем детском доме мы стараемся дать возможность каждому ребенку реализовать свой внутренний потенциал, раскрыть свои таланты. В этом нам помогают занятия рукоделием, рисованием, вышивкой, работа с бисером. Разнообразные занятия позволяют им развивать свои творческие способности, а также помогают участвовать в конкурсах, выставках, ярмарках детского прикладного творчества. Имеют грамоты и дипломыучастников различных творческих конкурсов как городского, так и Всероссийского уровня. Традиционными стали такие мероприятия, как “Осенний бал”, “День учителя”, “День пожилого человека”, “День Единения” и т.д.

Мода и стиль. Проблема внешности сверх актуальна для любой девочки-подростка, а тем более для воспитанницы детского дома. Как выглядит человек, значимо для окружающих, как говорится в пословице “По одежке встречают...” и это действительно так. Поэтому считаю необходимым прививать девочкам стиль в одежде, макияже, формировать их имидж. Мои воспитанницы принимали участие в просмотре и демонстрации школьной формы и повседневной одежды подростка,проводимой фабрикой “Берёзка”. Проходят ознакомительные экскурсии в учебный центр с целью знакомства с профессиями парикмахера, визажиста, стилиста. Сотрудники центра проводят для них индивидуальные консультациив ходе которых девочки узнают об особенностях своей внешности, о своих достоинствах и о том, как их можно подчеркнуть. Специалисты подобрали для воспитанниц цветовую гамму и стиль одежды, вариации причёсок, которые девочки могут себе сделать самостоятельно. Экскурсии получаются наглядными и познавательными, воспитанницы имели возможность не тольконаблюдать, как проходят подготовку парикмахеры и визажисты, но и попробовать себя в их роли.

Социум.Воспитанницы детского дома должны иметь представление о назначении поликлиники, аптеки, сберкассы и т.д. С целью ознакомления, организую экскурсии в аптеку и поликлинику. Дети должны соблюдать правила поведения в общественном транспорте и общественных местах. Для привития этих навыков проводятся экскурсиипо улицам города, на вокзал, развлекательный центр “Глобус”, дети учатся быть пассажирами общественного транспорта: трамвая, автобуса, троллейбуса, маршрутного такси. В ходе экскурсий в продовольственный магазин и промтоварный, супермаркет дети учатся выбирать продукты для приготовления пищи, соблюдать правила поведения в магазине, на рынке. Перед походом в магазин провожу беседы “Торговые предприятия и их назначения”, “Виды товаров, их маркировка”. Дети должны уметь различать основные средства связи, уметь пользоваться домашним телефоном и культурно разговаривать.Знать основные средства связи: почта, телеграф, междугородняя связь. Для ознакомления с ними мы проводили практическое занятие на почте.

Экскурсии в различные службы: ремонт часов, ремонт обуви, пошив и ремонт одежды, химчистка, библиотека учат детей обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.

В своей деятельности я использую методику системно-ролевого воспитания Н.М. Таланчука. На основе данной методики я создаю среду, благоприятную для того, чтобы воспитанницы овладели нормами и ценностями самостоятельной жизни и проявляли их в повседневной жизни, а также готовились к выполнению роли “хозяйки дома”.