Программа элективного курса "Углубление знаний по химии путем решения расчетных задач"

Разделы: Химия


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс “Углубление знаний по химии путем решения расчетных задач” предназначен для учащихся 8 класса и носит предметно-ориентированный характер.

Содержание курса поможет ученикам подготовиться к участию в химических олимпиадах, к выбору и поступлению на избранный профиль, получить реальный опыт решения сложных задач и, в то же время, установить межпредметные связи с математикой, физикой, географией.

Новизна данной программы заключается в том, что подобные программы разработаны для учащихся 9 (сдача ГИА, подготовка к выбору профиля), 10 (освоение новых типов задач в органической химии), 11 классов (разбор задач из тестов ЕГЭ). Данный курс больше ориентирован на уже определившихся в своем выборе профиля или ребят, способных к решению нестандартных задач.

Актуальность этой разработки связана и с переходом на новые образовательные стандарты, которые предполагают выбор одного из предметов естественного цикла учащимися старшей школы. Она поможет уже определившимся понять, смогут ли они осилить данный предмет, если “да”, то в каком объеме (базовый или углубленный уровень). Т.к. возможность смены профильных предметов будет только в первом полугодии 10 класса, то своевременное решение об отказе от изучения химии лучше принять в 8-9 классе, если возникнут трудности при решении предлагаемых типов задач. Помимо этого, у учителя есть возможность уделить внимание развитию расчетных навыков и знакомству учащихся с определенными алгоритмами решения указанных задач, на которые не остается времени на уроках из-за сокращения часов.

Цели  элективного курса:

  • проверить готовность учащихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности по данному предмету;
  • устранить пробелы в знаниях;
  • познакомить учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения профильной программы.

Формы отчетности по изучению курса могут быть:

  • конкурс (количественный) числа решенных задач;
  • составление творческих тематических задач (“Медицина”, “Экология”, “Химическое производство” и т.п.);
  • составление сборника авторских задач учащихся по типу решения (с решениями);
  • подготовка электронной презентации одного из типов решения задачи;
  • зачет по решению задач.

Данная программа рассчитана на 1 год (1 час в неделю) и обязательно должна быть дополнена следующей для учащихся 9 классов.

Содержание программы предполагает следующие формы занятий – лекции, семинары, зачет или круглый стол. Если немного увеличить количество занятий (начало с сентября), то можно добавить еще и другие виды деятельности, связанные с практическими работами, где необходим определенный теоретический расчет или определение на практике выхода продукта реакции. Таким образом, удастся продемонстрировать взаимодействие теории и практики в работе химика, а также разнообразить монотонные семинары.

Занятия проводятся сразу после окончания уроков и являются как бы продолжением учебной деятельности, связанной с углублением школьных знаний.

Изучив данный элективный курс, учащиеся смогут определять тип решения задач повышенного уровня сложности и проводить необходимые математические расчеты в соответствии с ним на базе знаний выпускников основной школы. Кроме того, полученные знания, умения и навыки помогут успешной сдаче экзамена по химии в 9 классе в формате ГИА.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы Количество часов Виды деятельности
1. Основные типы расчетных задач по химии

Основные физические и химические величины

2 Лекция.

Входной контроль

2. Задачи на вывод формулы вещества по известным массовым долям элементов в нем 4 Решение задач
3. Задачи на расчеты по формуле вещества 3 Решение задач
4. Способы выражения концентрации растворов

Процентная, молярная, нормальная концентрации. Задачи на смешение растворов. Объемная доля растворенного вещества

4 Лекция.

Опорный конспект.

Алгоритмы.

Решение задач

5. Решение задач по уравнению реакции:

- на избыток;

- на примеси;

- на выход продукта;

- на объемные соотношения

2

2

2

2

Решение задач
6. Подведение итогов 2 Зачет. Защита проектных работ
  Итого: 23  

Приложение 1

Приложение 2 

Литература

  1. Штремплер Г.И., Хохлова А.И. Методика решения расчетных задач по химии: 8-11 кл. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Олейников Н.Н., Муравьева Г.П. Химия. Основные алгоритмы решения задач. /Под ред. академика Ю.Д.Третьякова. – М.: Издательский отдел УНЦ ДО, ФИЗМАТЛИТ, 2003.
  3. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. Задачи по общей и неорганической химии. – М.: Издат-школа 2000, 2000.
  4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999.
  5. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. - М.: Новая Волна, 2002.
  6. Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии. - М.: МИРОС, 1994.