ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс “Углубление знаний по химии путем решения расчетных задач” предназначен для учащихся 8 класса и носит предметно-ориентированный характер.
Содержание курса поможет ученикам подготовиться к участию в химических олимпиадах, к выбору и поступлению на избранный профиль, получить реальный опыт решения сложных задач и, в то же время, установить межпредметные связи с математикой, физикой, географией.
Новизна данной программы заключается в том, что подобные программы разработаны для учащихся 9 (сдача ГИА, подготовка к выбору профиля), 10 (освоение новых типов задач в органической химии), 11 классов (разбор задач из тестов ЕГЭ). Данный курс больше ориентирован на уже определившихся в своем выборе профиля или ребят, способных к решению нестандартных задач.
Актуальность этой разработки связана и с переходом на новые образовательные стандарты, которые предполагают выбор одного из предметов естественного цикла учащимися старшей школы. Она поможет уже определившимся понять, смогут ли они осилить данный предмет, если “да”, то в каком объеме (базовый или углубленный уровень). Т.к. возможность смены профильных предметов будет только в первом полугодии 10 класса, то своевременное решение об отказе от изучения химии лучше принять в 8-9 классе, если возникнут трудности при решении предлагаемых типов задач. Помимо этого, у учителя есть возможность уделить внимание развитию расчетных навыков и знакомству учащихся с определенными алгоритмами решения указанных задач, на которые не остается времени на уроках из-за сокращения часов.
Цели элективного курса:
- проверить готовность учащихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности по данному предмету;
- устранить пробелы в знаниях;
- познакомить учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения профильной программы.
Формы отчетности по изучению курса могут быть:
- конкурс (количественный) числа решенных задач;
- составление творческих тематических задач (“Медицина”, “Экология”, “Химическое производство” и т.п.);
- составление сборника авторских задач учащихся по типу решения (с решениями);
- подготовка электронной презентации одного из типов решения задачи;
- зачет по решению задач.
Данная программа рассчитана на 1 год (1 час в неделю) и обязательно должна быть дополнена следующей для учащихся 9 классов.
Содержание программы предполагает следующие формы занятий – лекции, семинары, зачет или круглый стол. Если немного увеличить количество занятий (начало с сентября), то можно добавить еще и другие виды деятельности, связанные с практическими работами, где необходим определенный теоретический расчет или определение на практике выхода продукта реакции. Таким образом, удастся продемонстрировать взаимодействие теории и практики в работе химика, а также разнообразить монотонные семинары.
Занятия проводятся сразу после окончания уроков и являются как бы продолжением учебной деятельности, связанной с углублением школьных знаний.
Изучив данный элективный курс, учащиеся смогут определять тип решения задач повышенного уровня сложности и проводить необходимые математические расчеты в соответствии с ним на базе знаний выпускников основной школы. Кроме того, полученные знания, умения и навыки помогут успешной сдаче экзамена по химии в 9 классе в формате ГИА.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Количество часов | Виды деятельности |
1. | Основные типы расчетных задач по
химии Основные физические и химические величины |
2 | Лекция. Входной контроль |
2. | Задачи на вывод формулы вещества по известным массовым долям элементов в нем | 4 | Решение задач |
3. | Задачи на расчеты по формуле вещества | 3 | Решение задач |
4. | Способы выражения концентрации
растворов Процентная, молярная, нормальная концентрации. Задачи на смешение растворов. Объемная доля растворенного вещества |
4 | Лекция. Опорный конспект. Алгоритмы. Решение задач |
5. | Решение задач по уравнению реакции: - на избыток; - на примеси; - на выход продукта; - на объемные соотношения |
2 2 2 2 |
Решение задач |
6. | Подведение итогов | 2 | Зачет. Защита проектных работ |
Итого: | 23 |
Литература
- Штремплер Г.И., Хохлова А.И. Методика решения расчетных задач по химии: 8-11 кл. – М.: Просвещение, 2000.
- Олейников Н.Н., Муравьева Г.П. Химия. Основные алгоритмы решения задач. /Под ред. академика Ю.Д.Третьякова. – М.: Издательский отдел УНЦ ДО, ФИЗМАТЛИТ, 2003.
- Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. Задачи по общей и неорганической химии. – М.: Издат-школа 2000, 2000.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999.
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. - М.: Новая Волна, 2002.
- Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии. - М.: МИРОС, 1994.