Цели:
- Обобщить знания об имени прилагательном как части речи.
- Развивать орфографическую зоркость, умение точно употреблять имена прилагательные в речи, определять их число и род.
- Воспитывать эстетическое восприятие через слово, музыку, живопись.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, магнитофон, СD “Шум моря”, портрет и репродукции картин художника И.Айвазовского, толковые словари русского языка, тесты “Замок”, схемы словосочетаний, карточки с дифференцированными заданиями, текст для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Приветствие.
Ребята, сегодня на уроке русского языка много гостей. Давайте поприветствуем их.
Стих. (читает ученик)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
-Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Доброе утро
Длится до вечера.
2. Психологический настрой.
Я рада, что у вас прекрасное весеннее настроение. С каждым днём всё ближе лето – пора отпусков и каникул.
- Как вы думаете, где больше всего любят отдыхать ребята нашего класса?
Просмотр слайд-шоу с фотографиями детей о летнем отдыхе.
- Конечно же, вы любите отдыхать на природе: в лесу, у моря, у речки...
Сегодня мы с вами будем говорить о море. Все наши задания будут связаны с морской лексикой. Мы завершили изучение раздела об имени прилагательном, нам предстоит обобщить полученные знания.
Чтение сказки о волне. (Музыкальное сопровождение “Шум моря”).
Вы, наверное, узнали эту сказку, с которой мы знакомились на уроке изобразительного искусства во 2 классе.
- О каком художнике шла речь?
- Иван Константинович Айвазовский.
- Как называют художника, который пишет море?
- Маринист.
Кто помнит, как называется самая знаменитая картина Айвазовского?
- “Девятый вал”
- А мне очень нравится вот эта картина. Она называется “Черное море” (показ иллюстраций картин).
3. Минутка чистописания.
МмМ мМм ЛлЛ лЛл
Напишите у себя в тетрадях, как играют волны, плавно поднимаясь и опускаясь.
Море, морские, моряк.
- Прочитайте слова. Какие это слова? (однокоренные)
- Назовите проверочное слово (море).
- Какая безударная гласная в словах? (о)
- Запишите слова, обозначьте орфограммы.
- Есть ли среди этих слов имя прилагательное?
- Разберите это слово по составу.
- Какие ещё однокоренные слова можно образовать?
(заморские, мореходный, мореплавательный...)
- Как образованы эти слова?
Вывод: Итак, обобщаем, делаем вывод: как образуются имена прилагательные?
4. Актуализация знаний об именах прилагательных.
- Как отличить имена прилагательные от других частей речи?
Рассказы детей по схеме и по таблице об имени прилагательном.
- Что такое имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- Что обозначают?
- Какую роль играют в нашей речи?
Прилагательные - украшение нашей речи. Они нужны для уточнения имен существительных, чтобы точно, ясно, ярко, выразительно, живописно выражать свою мысль.
- Какие грамматические признаки, мы определяем у имен прилагательных?
- С какой частью речи связано имя прилагательное?
- Что значит - связано, согласовано?
- С какими орфограммами мы познакомились при изучении имен прилагательных?
Вывод.
5. Знакомство с новым словом.
Работа у доски.
- При выполнении следующих заданий вы должны вспомнить все орфограммы.
- Послушайте предложение.
Дует горько-солёный бриз.
- Какое новое слово вам встретилось? Бриз
- Дайте объяснение. При затруднении обратитесь к толковому словарю, найдите лексическое значение этого слова.
Бриз - слабый береговой ветер, дующий днём с моря на сушу, а ночью с суши на море.
- Запишите предложение, подчеркните прилагательное, выделите окончание и обозначьте орфограммы. Образуйте словосочетания с новым словом по схеме:
Выделите окончания, определите число и род прилагательных. Что вы заметили?
Вывод.
6. Упражнения в определении рода и числа имен прилагательных.
Письмо под диктовку. Объяснение орфограмм.
Тёмно-синее море выбросило на ярко-жёлтый песок красивую розовую раковину.
Подчеркните прилагательные, выделите окончания, обозначьте орфограммы в окончаниях.
7. Физкультминутка.
Игра “Море волнуется”.
Разминка для глаз. Волны.
8. Самостоятельная работа по карточкам с дифференцированными заданиями.
У каждого на парте карточка.
Ребята, прочитайте карточку, выберите себе задание. Самостоятельная работа длится, пока звучит музыка (3-4 минуты). Как только музыка прекращается, меняемся карточками с соседом и проверяем друг у друга.
9. Твоческая работа.
На экране записан текст. Вместо имен прилагательных карточки - морские волны. Добавьте по одному прилагательному из предложенных слов или подберите свои слова, запишите текст в тетрадях.
чистый | изумрудная | |||
На берегу | тёплый | песок и | сочная | трава. |
жёлтый | зелёная |
каменная | ||
Вдали | старинная | крепость. |
таинственная |
удивительному | ||
Мы садимся в шлюпку и плывём к | незнакомому | острову. |
чудесному |
10. Тест “Замок”. Самопроверка.
В заключение я предлагаю вам закрасить камни башни с правильными ответами.
- Первый ряд камней под крышей:
- выделите окончания имен прилагательных мужского рода.
- Второй ряд камней:
- выделите окончание имени прилагательного в словосочетании зимним утром
- Третий ряд камней:
- выделите окончания имен прилагательных женского рода.
- Четвёртый ряд камней:
- выделите окончание имени прилагательного в словосочетании в синей воде.
- Пятый ряд камней:
- выделите окончания имен прилагательных среднего рода.
Проверка по образцу учителя.
Тесты остаются у детей на память.
11. Домашнее задание.
Творческое задание на выбор № 248 в учебнике. Прочитайте текст про себя. Ваша задача: дополнить текст именами прилагательными или сочинить свою сказку.
12. Рефлексия. Оценивание.
- Над какой частью речи мы работали на уроке?
- Какие задания вызвали у вас наибольший интерес?
- Оцените свою деятельность. Изменилось ли ваше настроение?
- Кто у нас сегодня очень активно работал? Кого бы вы отметили?