Задачи:
- Познакомить детей с этапами мнемического приема “группировка”: 1 этап - запоминание уже сгруппированных предметов; 2 этап - запоминание с предварительной группировкой предметов; 3 этап - запоминание с предварительной самостоятельной группировкой предметов.
- Показать преимущество запоминания с использованием этого приема.
- Развитие графических навыков.
- Инструментарий: карандаши, тетрадь в клетку, компьютер, проектор.
Продолжительность занятий: 30 минут.
Разминка. “Нос, пол, потолок!”
Ведущий: “Сейчас мы с вами поиграем в игру “Нос, пол, потолок!”. Для того, чтобы в нее играть, нужно быть очень внимательными. Посмотрите наверх. Что находится у нас над головами? (потолок). Давайте покажем на него пальцем и скажем: потолок. Отлично. А теперь посмотрите вниз. Что находится у нас под ногами? (пол). Покажем на него пальцем и скажем: пол. А теперь каждый показывает пальцем на свой нос и говорит: нос. А теперь давайте еще раз покажем: нос, пол, потолок. Молодцы!
А теперь я буду вас путать. Я буду называть одно, а показывать другое. Вы ничего не говорите, только показываете то, что я называю. Верьте тому, что слышите, а не видите. Будьте внимательны!”
1. Упражнение “Какая группа исчезла?”
Инструкция:
а) детям предлагается три группы картинок. Им необходимо назвать одним слово каждую группу и запомнить картинки. Затем одна группа картинок убирается, и дети должны определить, какая группа исчезла. (слайд 1,2)
б) картинки расположены вперемежку. Дети должны определить и назвать общими словами группы, которые могут быть образованы из имеющихся картинок, и запомнить их. Затем убираются 2 картинки одной группы. Необходимо вспомнить, какие это были картинки и к какой группе они принадлежат. (слайд 3,4)
2. Упражнение “Прибавилось или убавилось?”
Инструкция: картинки с изображением предметов разных групп разложены вперемежку. Дети должны внимательно посмотреть (1-2 мин.) и запомнить их. Затем убирается 3 картинки, имеющих отношение к 3 разным группам. Нужно определить, какие картинки были убраны и из каких групп. (слайд 5,6)
3. Упражнение “Запомни слова”
Инструкция: детям зачитываются слова: слон, воробей, жираф, окунь, попугай, щука, ворона, лиса, акула. Затем задаются вопросы:
Сколько всего было слов?
На сколько групп можно было разделить эти слова?
Назовите каждую группу и те слова, которые вошли в каждую группу.
- ЗВЕРИ: слон, пантера, лиса.
- ПТИЦЫ: воробей, попугай, вороны.
- РЫБЫ: окунь, щука, акула.
4. “Графический диктант” (слайд 7,8)
Жираф
5. Завершение занятия.
Сегодня мы замечательно поработали. А теперь мы закончим наше занятие, поблагодарив за него друг друга, скажем “Спасибо!”.
Спасибо всем за работу. До следующего занятия.