Цели урока:
Образовательная:
- Знание: понятие массы; устройство лабораторных рычажных весов; правила взвешивания.
- Умение: собирать весы; определение массы тела при помощи весов.
Развивающая: Развивать логическое мышление, вычислительные навыки, память
Воспитательная: воспитание культуры учебного труда.
Структура урока
Этап урока | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный | 1 | Настраивает на урок | Психологически настраиваются на урок |
2. Актуализация знаний | 5 | Комментирует задания | Отвечают на вопросы, разгадывают кроссворд. |
3. Изучение нового материала | 17 | 1. Организует эвристическую беседу, с
проблемными вопросами 2. Показывает презентацию |
Участвуют в беседе, делают выводы,
формулируют определения, работают по
презентации. Решают задачи |
4. Фронтальный эксперимент | 8-10 | Ставит задачу | Выполняют эксперимент Делают выводы |
5. Дом. Задание | 1 | Поясняет задание | Записывают задания |
6-7. Закрепление и подведение итогов урока | 6-7 | Предлагает задания | Делают вывод. Отвечают на вопросы. |
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, приборы для фронтального эксперимента (весы, разновесы, 3 различных тела),листы отчёта с заданиями, презентация по теме урока.
1 этап – Организационный
Здравствуйте, прошу садиться. Проверьте всё ли готово к уроку.
Откройте тетради. Запишите число. Нарисуйте настроение, с которым вы пришли на урок.
На столах найдите листы отчёта, впишите свои фамилии. По ходу урока вы будете в них выполнять задания.
Эпиграфом к уроку являются слова поэта Ирана, Таджикисана, мудреца – Фирдоуси, жившего в 10 веке н.э.
Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечно жаждой томись
Лишь первых познаний блеснет тебе свет
Узнаешь предела для знания – нет.
К словам разумным ты ищи пути,
Весь мир пройди, чтоб знания обрести Слайд 1.
2 этап – Актуализация знаний
Цель: подготовить мышление учащихся к восприятию нового знания.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная.
Метод по характеру познавательной деятельности: репродуктивный.
Сегодня мы с вами будем знакомиться с новой физической величиной, которой обладают все тела от элементарных частиц до галактик. Модницы пытаются её уменьшить, спортсмены (хоккеисты, атлеты и др), её увеличивают, балерины, спортсмены фигуристы должны следить за тем чтобы она не менялась. Уметь определять её должны и домохозяйки, и учёные, и строители и продавцы, и врачи, и повара . Чтобы узнать что это за величина мы должны разгадать кроссворд.
Найдите вопросы кроссворда на столе.
Вопросы кроссворда:
1. Мельчайшая частица вещества.
2. Частицы, из которых состоит молекула.
3. Физическая величина, характеризующая быстроту движения тела.
4. Явление, благодаря которому можно стирать, умываться.
5. Древнегреческий учёный, который ввёл слово “физика” в науку. Слайды 2-7
3 этап – Изучение нового материала
Цель: усвоение нового знания.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Метод по характеру познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый.
Тема нашего урока: Масса тела. Измерение массы тела на весах
Записываем тему урока в тетрадь. Слайд 8
Прошу вас сформулировать для себя цель урока. Цель должна начинать словами:
- “Я должен узнать ....”
- “Я должен научиться....” (слайд 9) (Учащиеся отвечают)
После как все высказываются, подвожу итог: Слайды 10-11
Я должен узнать:
- Как обозначается физическая величина – масса;
- В каких единицах измеряется;
- Скалярная величина или векторная;
- При помощи какого прибора определяется
Я должен научиться
- Определять массу тел с помощью весов
Опыт: приводим во взаимодействие две тележки или два мяча.
Ваши предположения, что будет происходить. Почему? (обсуждение)
У тележек разные массы, та, что легче получила большую скорость.
Масса это свойство тела. Ма'сса (от греч.) — кусок, глыба, ком
Скалярная физическая величина, одна из важнейших величин в физике.
Знают все с седьмого класса:
Главное для тела - масса.
Если масса велика,
Жизнь для тела нелегка:
С места тело трудно сдвинуть,
Трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить.
Только в том кого винить?
Масса - основная физическая величина. Масса как научный термин была введена
И. Ньютоном. Слайд 12
Масса обозначается латинской буквой m (эм) слайд 13
Масса тела равна сумме масс молекул, из которых оно состоит.
m= m1 + m2 + m3+ m4 +....+ mn
Масса системы тел равна сумме масс тел входящих в эту систему.
m= m1 + m2 + m3+ m4 +....+ mn
Единицы измерения массы в системе СИ: = 1 кг. Слайд 14
Килограмм – это масса эталона. Эталон массы изготовлен из платиново-иридиевого сплава, имеет форму цилиндра высотой примерно 39 мм, и хранится в городе Севре во Франции. С эталона изготовлены копии: в России хранится копия №12, в США – № 20. слайд 15
Задание 1. Перевести в кг следующие значения массы. слайды 16-18
- 20 г =
- 200 г =
- 250 мг =
- 28,3 мг =
- 75,6 г =
- 150 т =
Старые русские единицы массы слайд 19
- Берковец = 10 пудам = 163.8 кг
- Пуд= 40 фунтам = 16.38 кг
- Фунт = 32 лотам = 96 золотникам = 409.51 г
- Лот = 3 золотникам = 12.797 г
- Золотник = 96 долям =4.27 г
Доля = 44.435 мг
На практике массу тела можно узнать с помощью весов.
Весы' — устройство или прибор для определения массы тел (взвешивания). Весы бывают различными. Слайды 20-26
4 этап - Фронтальный эксперимент “Измерение массы тела на весах”
Цель: усвоение правил взвешивания тел на весах.
Форма работы: индивидуальная, работа в парах.
Метод по характеру познавательной деятельности: исследовательский.
На столах у вас находится белая коробочка – это весы. Берём открываем её, внимательно смотрим, как сложены весы, после работы вы должны их так же уложить в коробочку.
Собираем весы. Знакомимся с их устройством. Знакомимся с разновесами. Слайд 27
Найдите на столах листы , на которых написаны правила взвешивания.
Правила взвешивания: слайд 28
1. Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены.
2. Взвешиваемое тело кладут на левую чашу весов, а гири – на правую.
3. Во избежание порчи весов тело и гири опускать осторожно.
4. Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.
5. На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать порошки, наливать жидкости.
6. Мелкие гири нужно брать только пинцетом.
7. После взвешивания переносят гири с чашки весов в футляр и проверяют, все ли гири положены на место.
Как уравновесить весы? У вас лежат листы бумаги, отрываем небольшие куски бумаги и кладем на чашку весов, где масса меньше.
Чему будет равна масса тела – массе разновесов, которыми вы будете уравновешивать весы.
Поучимся записывать результат. Слайды 29-30
20 г + 500 мг = 20г 500 мг =20,5 г = 0,0205 кг
Задание 2. Посчитайте
20 г + 2 г + 500 мг + 200 мг + 10 мг =
100 г + 50 г + 4 г + 20 мг +10 мг +5 мг =
Выполняем задание 3
Задание 3. Определите массу тел на весах
m1 =
m2 =
m3 =
5 этап - Домашнее задние: слайд 31
Параграф 19, 20
Лабораторная работа №3
Сделать презентацию или написать реферат по теме
- “Из истории весов”
- “Единицы измерения массы”
6 этап – проверка усвоения знаний.
Выполняем тест. Слайды 32 -33
Задание 4. Тест
1. Два тела массами m1 , m2 взаимодействуют между собой, и первое из них после взаимодействия движется с большей скоростью, то говорят, что...
У. m1< m2 А. m1= m2 С. m1> m2
2. На весах сравнивают массы шаров 1 и 2. Каково соотношение их масс?
А. Так нельзя сравнивать массы тел. С. m1< m2 Б. m1= m2 В. m1> m23. Основной единицей массы в Международной системе является...
А. Тонна.
Б. Миллиграмм.
В. Центнер.
Г. Грамм.
П. Килограмм.
4. Сколько миллиграммов в одном грамме?
Е. 1000 мг.
Б. 0,001 мг.
В. 100 мг.
Г. 0,01 мг.
Д. 10 мг.
А. 0,1 мг
5. Какой величиной является масса?
Б. Векторной
Х. Скалярной
В. И векторной и скалярной
А. ни векторной ни скалярной.
Запишите буквы правильного ответа на вопросы теста в таблицу.
7 этап - Итог урока. Слайд 33
Подведём итог нашего урока.
Вы ставили перед собой цель, мне хотелось бы узнать достигли ли вы поставленной цели. Ответы начните словами:
- Я узнал...
- Я научился....