Цель.Формировать у обучающихся понимание о характерных особенностях гражданского общества; подвести их к выводу о наличии взаимосвязи гражданского общества и государства.
Задачи.
Задачи | Пути решения |
Создавать условия для формирования учебно-познавательных компетенций. | Организация работы по целеполаганию,
определению проблемы. Анализ информации при определении функций государства. Предложение собственных критериев для анализа текстового фрагмента по теме урока. |
Создавать условия для формирования информационной компетенции. | Организация работы по обобщению
информации о развитии взглядов на гражданское
общество в Новое время. Организация работы по форматированию схемы в текст. Выяснение связи государства и гражданского общества на основе анализа содержания отдельных статей Конституции РФ. |
Формировать коммуникативные компетенции. | Организация работы в парах при анализе
информации. Организация беседы по теме урока. |
Формировать ценностно-смысловые компетенции. | Выяснение роли гражданского общества в
жизни личности и определение собственного места
в нем. Оценка собственного участия в жизни гражданского общества на сегодняшний день. |
Ожидаемые результаты.
Изучив тему, обучающиеся смогут:
- определять признаки гражданского общества;
- характеризовать роль гражданского общества, опираясь на идеи мыслителей Нового времени;
- определить, в чем заключается взаимосвязь гражданского общества и государства.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технологические особенности урока: применение ИКТ.
Приёмы: работа с презентацией; постановка проблемных заданий; анализ текстовой информации; беседа.
Основная роль учителя: консультант, организатор дискуссий.
Источники:
- Интернет ресурсы для презентации: http://www.consultant.ru/popular/cons/1_2.html#p123
- © КонсультантПлюс, 1992-2013; http://state.rin.ru/cgi-bin/main; http://ayp.ru/library/politologiya-na-denisenko/6997
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Мотивационный блок.
Предложение учителя выбрать в качестве эпитета к уроку одно из приведенных высказываний.
“Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства”. Т. Пейн
“Ни в чем, как в ведении дел гражданского общества, не находит человек столь широкого применения своим талантам и столь подходящего объекта для изъявления своих лучших чувств”. А. Фергюсон
3. Подведение итогов обсуждения по выбору эпитета: обучающиеся определяют тему занятия, его цели, формулируют задачи урока, сообщают ожидаемые результаты. Работа с презентацией (слайд №1)
Работа с текстом, помещенным на слайде: “Продолжите фразы: Я – гражданин, потому что... Я – представитель гражданского общества, потому что... После того, как обучающиеся выполнят задание, на слайд выводится вопрос: Какую фразу было продолжить проще? Почему?”
При обсуждении учитель получает возможность проконтролировать степень усвоения обучающимися понятий “гражданин”, “гражданство”.
4. Подведение итогов обсуждения по определению темы урока, его цели и задач. Работа со слайдами №№2-3:
Слайд №2: (содержит информацию о теме и задачах урока) тема “Гражданское общество и государство”, задачи: ознакомление с базовыми понятиями темы; знакомство с взглядами мыслителей Нового времени на взаимоотношения гражданского общества и государства; определение соотношения “гражданское общество - государство” на основе анализа предложенных текстов.
Слайд №3: текст слайда содержит задание ознакомиться с содержанием следующих 5 слайдов, озаглавить данный раздел презентации и определить основную проблему, которую предстоит решить в ходе дальнейшей работы.
5. Работа со слайдами № 4-8.
Алгоритм:
- чтение текста с содержанием информации о взглядах мыслителей Нового времени на гражданское общество;
- выведение на слайд по щелчку объектов, символизирующих понятия “государство” и “гражданское общество”, определение отношений государства и гражданского общества;
- предложение вариантов заголовка к данному разделу презентации.
Слайд №4
Н.Макиавелли (1469-1527) о государстве и гражданском обществе
Государство – высшее проявление человеческого духа. Цель, смысл, счастье жизни в служении государству. Но государство не должно нарушать имущественных и личных прав подданных, чтобы не возбудить их ненависть против себя.
Есть государство и гражданское общество. Труд, семья, любовь, удовлетворение личных потребностей – признаки гражданского общества. Главный вывод: кроме государства есть еще нечто самостоятельное, живущее по своим законам, не во всем подвластное государству. Это – гражданское общество.
Слайд №5
Т.Гоббс (1588-1679) о государстве и гражданском обществе
Впервые вводит в научный оборот понятие “гражданское общество”.
Гражданское общество сформировалось раньше, чем государство.
Государство не связано с гражданскими законами, обычаями, правом и как бы отделено от гражданского общества.
Государство подчиняет себе все и вся через понятие гражданское общество.
Различает понятия “государство” и “гражданское общество”.
Слайд №6
Д.Локк (1632-1704) о государстве и гражданском обществе
Государство возникает только тогда, когда в обществе возникает в этом потребность.
Основа общества, в том числе и гражданского, – собственность. Политическая власть – право людей создавать законы для регулирования и сохранения собственности.
Государство и политическая власть возникают лишь на определенном этапе развития гражданского общества, когда у членов общества возникает в этом необходимость.
Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества.
Слайд №7
Ш.Монтескье (1689-1755) о государстве гражданском и обществе
Гражданское общество – результат исторического развития, четвертая ступень человеческой истории после естественного состояния, семьи, героического времени. Гражданское общество есть вражда людей друг с другом.
Гражданское общество для нейтрализации этой вражды преобразуется в государство.
В гражданском обществе три вида законов: гражданские, государственные, политические.
Гражданское общество есть важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры со стороны властных структур.
Слайд №8
Г.Гегель (1780-1831) о государстве и гражданском обществе
Гражданское общество — система индивидов, которые с помощью труда удовлетворяют собственные потребности и потребности других.
Фундамент гражданского общества:
1 частная собственность; 2 общность интересов; 3 всеобщее равенство граждан; 4 защищенность человека от случайностей.
Гражданское общество и государство – самостоятельные институты. Гражданское общество имеет место не внутри, а наряду с государством, оно зависит от государства и в какой-то мере поглощается им.
Примечание: на слайдах №№ 4-8 для закрепления материала и представления информации в графическом виде используются следующие объекты (условные обозначения)
государство
гражданское общество
с помощью эффектов анимации проводятся необходимые манипуляции с данными объектами для выяснения соотношения “гражданское общество - государство” в интерпретации указанных мыслителей.
6. Определение проблемы. Работа со слайдами №№9-11
Слайд №9 (содержание)
Подведем итоги:
- Идея гражданского общества оформилась в новое время.
- Ряд мыслителей определяют примат гражданского общества перед государством.
- Говоря о гражданском обществе, мыслители пытались, прежде всего, определить, в каких отношениях находились гражданское общество и государство.
Слайд № 10
Организация работы с понятием “гражданское общество” в современной трактовке:
- ознакомление с содержанием понятий 1. Совокупность неполитических отношений людей, социальных общностей, находящихся вне государственных структур и фиксирующих частные, групповые интересы. 2. Социальное взаимодействие населения данной территории в экономической и социально-бытовой областях на принципах саморегуляции, самоуправления, основанное на личном равенстве и нормах традиционного общежития. Государственная регламентация действует здесь только в порядке контроля за антисоциальными действиями. 3. Высшая современная стадия и форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся первичные общности людей: семьи, общественные организации, кооперации, ассоциации, профессиональные, творческие, спортивные объединения, исключая государственные и политические структуры;
- выявление ключевых слов;
- выяснение соотношения “гражданское общество - государство” в каждом из приведенных в тексте слайда определений.
Слайд №11:
- определение проблемы: “ Если гражданское общество представляет систему, объединяющую негосударственные структуры, в каких отношениях находятся гражданское общество и государство?”
Определение алгоритма по решению проблемы. Работа со слайдом №12: на слайд поочередно выводятся шаги по решению проблемы:
- Выяснить основные признаки и функции гражданского общества и государства.
- Определить, есть ли точки соприкосновения государства и институтов гражданского общества.
- Ответить на вопрос: если гражданское общество и государство связаны между собой, то в чем выражается эта связь?
7. Работа с понятиями “государство” и “гражданское общество”. Выяснение “точек соприкосновения” данных институтов. Работа со слайдом №13.
Слайд №13
Гражданское общество - система негосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.
Государство – основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан, обладающий суверенитетом.
С помощью эффекта анимации на слайде отмечаются фрагменты определений
“...дающая возможность человеку реализовать его гражданские права...” и “...для организации и управления жизнью...”
8. Определение принципов функционирования гражданского общества и возможностей государства удовлетворять потребности гражданского общества. Работа со слайдами № 14-15. Алгоритм:
- ознакомление с принципами функционирования гражданского общества;
- обсуждение вопроса, имеются ли соответствующие функции у института государства;
- выведение на слайд объектов с содержанием статей из Конституции РФ;
- выводы о наличии или отсутствии связи институтов государства и гражданского общества.
Роль учителя – организатор дискуссии.
Слайд №14
- Равенство прав и свобод всех людей в политической сфере, гарантированная защита прав и свобод. [Конституция РФ Статья 17 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией].
- Экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность. [Конституция РФ Статья 35 1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами].
- Гарантированная возможность объединения в независимые от государства партии и движения. [Конституция РФ Статья 30 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется].
Слайд № 15
- Создание необходимых условий для развития науки, культуры, образования граждан. [Конституция РФ Статья 44 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.].
- Свобода создания и деятельности средств массовой информации. [Конституция РФ Статья 29 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается].
- Наличие механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом. [Конституция РФ Статья 32 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме].
9. Подведение итогов дискуссии. Работа со слайдом №16.
Ко всем объектам применены эффекты анимации.
10. Закрепление. Работа со слайдами №№ 17-21
Выяснение признаков гражданского общества:
- ответы обучающихся, основанные на материалах настоящей презентации;
- выявление признаков гражданского общества на основе анализа определений;
- организация самопроверки.
Слайд №17
На основе анализа содержания современных трактовок понятия “гражданское общество” определите его структуру
1. Совокупность неполитических отношений людей, социальных общностей, находящихся вне государственных структур и фиксирующих частные, групповые интересы.
2. Высшая современная стадия и форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся первичные общности людей: семьи, общественные организации, кооперации, ассоциации, профессиональные, творческие, спортивные объединения, исключая государственные и политические структуры.
Слайд №18
С помощью данного слайда обучающиеся осуществляют самопроверку собственных ответов по заданию слайда №17 и получают дополнительную информацию о признаках гражданского общества, которые перечислены на слайде.
Признаки гражданского общества:
Политические партии; общественно-политические организации и движения; союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды; научные и культурные организации, спортивные общества; муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы; независимые средства массовой информации; церковь; семья.
Слайд № 19
Самостоятельная работа, организованная по типу выполнения заданий ЕГЭ С1, С2).
Какие функции государства упоминаются в тексте? В чем автор видит предназначение каждой из них?
В чем автор видит причину создания государства?
“Созданию государства сопутствует стремление людей достичь каких-либо целей, осуществить свои конкретные интересы посредством специальной социальной организации общества. Поэтому на первый план в деятельности государства выдвигаются, прежде всего, его общественные функции. Именно через общественные функции можно судить о сущности государства, его социальной направленности. Люди создают государство также для своей собственной защиты, защиты своих прав и личной свободы, что является социальной функцией государства. Необходимость решения этого вопроса вытекает из того, что люди, разные по своей природе, уровню развития и ряду других причин, воспринимают и используют жизненные ситуации каждый по своему, иногда в ущерб интересам других. Только властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина”.
На слайде № 20 для организации самопроверки соответствующие фрагменты выделены цветом, соответствующим цвету шрифта вопроса.
Слайд №21
Работа с текстом: предложите критерии для анализа текста.
“Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом”.
С помощью эффектов анимации на слайд выводятся варианты критериев: “Как проявляется связь государства и гражданского общества?; Чем обусловлена связь государства и гражданского общества?”
11. Подведение итогов. Слайды № 22-23
Выполнение задания по форматированию схемы в текст.
Систематизация материала урока, выводы по проблеме.
Возвращение к вопросу об эпиграфе к уроку (см. мотивационный блок). Выяснение, изменилось ли мнение обучающихся в отношении их первоначального выбора.
12. Домашнее задание: написать эссе по одной из тем, предложенных для эпиграфа.