Гражданское общество и государство

Разделы: История и обществознание, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель.Формировать у обучающихся понимание о характерных особенностях гражданского общества; подвести их к выводу о наличии взаимосвязи гражданского общества и государства.

Задачи.

Задачи Пути решения
Создавать условия для формирования учебно-познавательных компетенций. Организация работы по целеполаганию, определению проблемы.

Анализ информации при определении функций государства.

Предложение собственных критериев для анализа текстового фрагмента по теме урока.

Создавать условия для формирования информационной компетенции. Организация работы по обобщению информации о развитии взглядов на гражданское общество в Новое время.

Организация работы по форматированию схемы в текст.

Выяснение связи государства и гражданского общества на основе анализа содержания отдельных статей Конституции РФ.

Формировать коммуникативные компетенции. Организация работы в парах при анализе информации.

Организация беседы по теме урока.

Формировать ценностно-смысловые компетенции. Выяснение роли гражданского общества в жизни личности и определение собственного места в нем.

Оценка собственного участия в жизни гражданского общества на сегодняшний день.

Ожидаемые результаты.

Изучив тему, обучающиеся смогут:

  • определять признаки гражданского общества;
  • характеризовать роль гражданского общества, опираясь на идеи мыслителей Нового времени;
  • определить, в чем заключается взаимосвязь гражданского общества и государства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технологические особенности урока: применение ИКТ.

Приёмы: работа с презентацией; постановка проблемных заданий; анализ текстовой информации; беседа.

Основная роль учителя: консультант, организатор дискуссий.

Источники:

  1. Интернет ресурсы для презентации: http://www.consultant.ru/popular/cons/1_2.html#p123
  2. © КонсультантПлюс, 1992-2013; http://state.rin.ru/cgi-bin/main; http://ayp.ru/library/politologiya-na-denisenko/6997

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Мотивационный блок.

Предложение учителя выбрать в качестве эпитета к уроку одно из приведенных высказываний.

“Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства”. Т. Пейн

“Ни в чем, как в ведении дел гражданского общества, не находит человек столь широкого применения своим талантам и столь подходящего объекта для изъявления своих лучших чувств”. А. Фергюсон

3. Подведение итогов обсуждения по выбору эпитета: обучающиеся определяют тему занятия, его цели, формулируют задачи урока, сообщают ожидаемые результаты. Работа с презентацией (слайд №1)

Работа с текстом, помещенным на слайде: “Продолжите фразы: Я – гражданин, потому что... Я – представитель гражданского общества, потому что... После того, как обучающиеся выполнят задание, на слайд выводится вопрос: Какую фразу было продолжить проще? Почему?”

При обсуждении учитель получает возможность проконтролировать степень усвоения обучающимися понятий “гражданин”, “гражданство”.

4. Подведение итогов обсуждения по определению темы урока, его цели и задач. Работа со слайдами №№2-3:

Слайд №2: (содержит информацию о теме и задачах урока) тема “Гражданское общество и государство”, задачи: ознакомление с базовыми понятиями темы; знакомство с взглядами мыслителей Нового времени на взаимоотношения гражданского общества и государства; определение соотношения “гражданское общество - государство” на основе анализа предложенных текстов.

Слайд №3: текст слайда содержит задание ознакомиться с содержанием следующих 5 слайдов, озаглавить данный раздел презентации и определить основную проблему, которую предстоит решить в ходе дальнейшей работы.

5. Работа со слайдами № 4-8.

Алгоритм:

  1. чтение текста с содержанием информации о взглядах мыслителей Нового времени на гражданское общество;
  2. выведение на слайд по щелчку объектов, символизирующих понятия “государство” и “гражданское общество”, определение отношений государства и гражданского общества;
  3. предложение вариантов заголовка к данному разделу презентации.

Слайд №4

Н.Макиавелли (1469-1527) о государстве и гражданском обществе

Государство – высшее проявление человеческого духа. Цель, смысл, счастье жизни в служении государству. Но государство не должно нарушать имущественных и личных прав подданных, чтобы не возбудить их ненависть против себя.

Есть государство и гражданское общество. Труд, семья, любовь, удовлетворение личных потребностей – признаки гражданского общества. Главный вывод: кроме государства есть еще нечто самостоятельное, живущее по своим законам, не во всем подвластное государству. Это – гражданское общество.

Слайд №5

Т.Гоббс (1588-1679) о государстве и гражданском обществе

Впервые вводит в научный оборот понятие “гражданское общество”.

Гражданское общество сформировалось раньше, чем государство.

Государство не связано с гражданскими законами, обычаями, правом и как бы отделено от гражданского общества.

Государство подчиняет себе все и вся через понятие гражданское общество.

Различает понятия “государство” и “гражданское общество”. 

Слайд №6

Д.Локк (1632-1704) о государстве и гражданском обществе

Государство возникает только тогда, когда в обществе возникает в этом потребность.

Основа общества, в том числе и гражданского, – собственность. Политическая власть – право людей создавать законы для регулирования и сохранения собственности.

Государство и политическая власть возникают лишь на определенном этапе развития гражданского общества, когда у членов общества возникает в этом необходимость.

Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества. 

Слайд №7

Ш.Монтескье (1689-1755) о государстве гражданском и обществе

Гражданское общество – результат исторического развития, четвертая ступень человеческой истории после естественного состояния, семьи, героического времени. Гражданское общество есть вражда людей друг с другом.

Гражданское общество для нейтрализации этой вражды преобразуется в государство.

В гражданском обществе три вида законов: гражданские, государственные, политические.

Гражданское общество есть важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры со стороны властных структур. 

Слайд №8

Г.Гегель (1780-1831) о государстве и гражданском обществе

Гражданское общество — система индивидов, которые с помощью труда удовлетворяют собственные потребности и потребности других.

Фундамент гражданского общества:

1 частная собственность;  2 общность интересов;  3 всеобщее равенство граждан; 4 защищенность человека от случайностей.

Гражданское общество и государство – самостоятельные институты. Гражданское общество имеет место не внутри, а наряду с государством, оно зависит от государства и в какой-то мере поглощается им.

Примечание: на слайдах №№ 4-8 для закрепления материала и представления информации в графическом виде используются следующие объекты (условные обозначения)

государство

гражданское общество

с помощью эффектов анимации проводятся необходимые манипуляции с данными объектами для выяснения соотношения “гражданское общество - государство” в интерпретации указанных мыслителей.

6. Определение проблемы. Работа со слайдами №№9-11

Слайд №9 (содержание)

Подведем итоги:

  • Идея гражданского общества оформилась в новое время.
  • Ряд мыслителей определяют примат гражданского общества перед государством.
  • Говоря о гражданском обществе, мыслители пытались, прежде всего, определить, в каких отношениях находились гражданское общество и государство.

Слайд № 10

Организация работы с понятием “гражданское общество” в современной трактовке:

- ознакомление с содержанием понятий 1. Совокупность неполитических отношений людей, социальных общностей, находящихся вне государственных структур и фиксирующих частные, групповые интересы. 2. Социальное взаимодействие населения данной территории в экономической и социально-бытовой областях на принципах саморегуляции, самоуправления, основанное на личном равенстве и нормах традиционного общежития. Государственная регламентация действует здесь только в порядке контроля за антисоциальными действиями. 3. Высшая современная стадия и форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся первичные общности людей: семьи, общественные организации, кооперации, ассоциации, профессиональные, творческие, спортивные объединения, исключая государственные и политические структуры;

- выявление ключевых слов;

- выяснение соотношения “гражданское общество - государство” в каждом из приведенных в тексте слайда определений.

Слайд №11:

- определение проблемы: Если гражданское общество представляет систему, объединяющую негосударственные структуры, в каких отношениях находятся гражданское общество и государство?”

Определение алгоритма по решению проблемы. Работа со слайдом №12: на слайд поочередно выводятся шаги по решению проблемы:

  • Выяснить основные признаки и функции гражданского общества и государства.
  • Определить, есть ли точки соприкосновения государства и институтов гражданского общества.
  • Ответить на вопрос: если гражданское общество и государство связаны между собой, то в чем выражается эта связь?

7. Работа с понятиями “государство” и “гражданское общество”. Выяснение “точек соприкосновения” данных институтов. Работа со слайдом №13.

Слайд №13

Гражданское общество - система негосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Государство – основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан, обладающий суверенитетом.

С помощью эффекта анимации на слайде отмечаются фрагменты определений

“...дающая возможность человеку реализовать его гражданские права...” и “...для организации и управления жизнью...”

8. Определение принципов функционирования гражданского общества и возможностей государства удовлетворять потребности гражданского общества. Работа со слайдами № 14-15. Алгоритм:

- ознакомление с принципами функционирования гражданского общества;

- обсуждение вопроса, имеются ли соответствующие функции у института государства;

- выведение на слайд объектов с содержанием статей из Конституции РФ;

- выводы о наличии или отсутствии связи институтов государства и гражданского общества.

Роль учителя – организатор дискуссии.

Слайд №14

  • Равенство прав и свобод всех людей в политической сфере, гарантированная защита прав и свобод. [Конституция РФ Статья 17 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией].
  • Экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность. [Конституция РФ Статья 35 1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами].
  • Гарантированная возможность объединения в независимые от государства партии и движения. [Конституция РФ Статья 30 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется].

Слайд № 15

  • Создание необходимых условий для развития науки, культуры, образования граждан. [Конституция РФ Статья 44 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.].
  • Свобода создания и деятельности средств массовой информации. [Конституция РФ Статья 29 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается].
  • Наличие механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом. [Конституция РФ Статья 32 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме].

9. Подведение итогов дискуссии. Работа со слайдом №16.

Ко всем объектам применены эффекты анимации.

10. Закрепление. Работа со слайдами №№ 17-21

Выяснение признаков гражданского общества:

- ответы обучающихся, основанные на материалах настоящей презентации;

- выявление признаков гражданского общества на основе анализа определений;

- организация самопроверки.

Слайд №17

На основе анализа содержания современных трактовок понятия “гражданское общество” определите его структуру

1. Совокупность неполитических отношений людей, социальных общностей, находящихся вне государственных структур и фиксирующих частные, групповые интересы.

2. Высшая современная стадия и форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся первичные общности людей: семьи, общественные организации, кооперации, ассоциации, профессиональные, творческие, спортивные объединения, исключая государственные и политические структуры.

Слайд №18

С помощью данного слайда обучающиеся осуществляют самопроверку собственных ответов по заданию слайда №17 и получают дополнительную информацию о признаках гражданского общества, которые перечислены на слайде.

Признаки гражданского общества:

Политические партии; общественно-политические организации и движения; союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды; научные и культурные организации, спортивные общества; муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы; независимые средства массовой информации; церковь; семья.

Слайд № 19

Самостоятельная работа, организованная по типу выполнения заданий ЕГЭ С1, С2).

Какие функции государства упоминаются в тексте? В чем автор видит предназначение каждой из них?

В чем автор видит причину создания государства?

“Созданию государства сопутствует стремление людей достичь каких-либо целей, осуществить свои конкретные интересы посредством специальной социальной организации общества. Поэтому на первый план в деятельности государства выдвигаются, прежде всего, его общественные функции. Именно через общественные функции можно судить о сущности государства, его социальной направленности. Люди создают государство также для своей собственной защиты, защиты своих прав и личной свободы, что является социальной функцией государства. Необходимость решения этого вопроса вытекает из того, что люди, разные по своей природе, уровню развития и ряду других причин, воспринимают и используют жизненные ситуации каждый по своему, иногда в ущерб интересам других. Только властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина”.

На слайде № 20 для организации самопроверки соответствующие фрагменты выделены цветом, соответствующим цвету шрифта вопроса.

Слайд №21

Работа с текстом: предложите критерии для анализа текста.

“Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом”.

С помощью эффектов анимации на слайд выводятся варианты критериев: “Как проявляется связь государства и гражданского общества?; Чем обусловлена связь государства и гражданского общества?”

11. Подведение итогов. Слайды № 22-23

Выполнение задания по форматированию схемы в текст.

Систематизация материала урока, выводы по проблеме.

Возвращение к вопросу об эпиграфе к уроку (см. мотивационный блок). Выяснение, изменилось ли мнение обучающихся в отношении их первоначального выбора.

12. Домашнее задание: написать эссе по одной из тем, предложенных для эпиграфа.