Цели урока:
- учить различать произведения о родной природе, правильно называть произведение, отрабатывать навык чтения (на отрывках и абзацах произведений), учить выразительному чтению стихотворений, диалогов, учить сравнивать произведения разных авторов, но схожих по тематике.
- развивать полноценное читательское восприятие (учить слушать и слышать художественное слово), использовать условно-схематическое моделирование для развития внимания к структуре текста произведения;
- привить детям основы экранной культуры, научить серьезно относиться к любому новому делу и отвечать за качество выполненной работы;
- формировать основы литературной речи;
- воспитывать уважение и внимание к авторскому слову, к родному слову и формировать уважение и любовь к родной природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, МасВоок, наушники, экран, учебник “Литературное чтение”, автор JI. А. Ефросинина 2 класс, рабочая тетрадь “Литературное чтение”, 2 класс (часть 1), карточки слов-название раздела, модели обложек, цветные карандаши, карточки-смайлики для рефлексии.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой.
- Сегодня к нам на урок литературного чтения пришли гости, учителя нашей школы. Давайте их поприветствуем.
Я верю, что у вас, ребята, все получится и мы их удивим!
2. Проверка уровня начитанности учащихся.
- Вспомните, с какой темой учебника мы работали на предыдущем уроке. Соберите осенние листочки в правильной последовательности. (Учащиеся на доске составляют название раздела “Уж небо осенью дышало...”)
Из какого произведения эта строчка? Назовите фамилию автора и заголовок произведения. (А.С. Пушкин “Уж небо осенью дышало...”)
- К какой из предложенных моделей подходит это произведение? Прочитайте правильно модель с помощью указки. (Стихотворение о природе, которое называется “Уж небо осенью дышало ...”. Написал А.С. Пушкин)
- Вспомните и назовите другое произведение о родной природе. Подберите модель обложки. (Рассказа Скребицкого “Осень”)
Как вы самостоятельно работали дома с этими произведениями? (Заучивали наизусть стихотворение и второй абзац рассказа)
3. Проверка домашнего задания. Создание видеопроекта в программе iMovie.
Артикуляционная гимнастика (Презентация)
- Произнесите медленно шепотом, а потом громко.
Са-са-са — под кустом сидит лиса.
Су-су-су — тихо осенью в лесу.
Ша-ша-ша — принесли домой ерша.
Шу-шу-шу — свежим воздухом дышу.
Ше-ше-ше — как приятно на душе!
Жа-жа-жа — убежали два ежа.
Же-же-же — всем расскажем о морже.
Ща-ща-ща — ходит Коля без плаща.
Щи-щи-щи — ищем мы щавель на щи.
Создание проекта. Работа в парах и индивидуально на МасВоок.
- Сегодня формой проверки домашнего задания будет создание видеопроекта в программе iMovie.
- На панели Dock найдите значок-иконку программы. Откройте щелчком.
- Создадим новый проект. Изменим название: Осень. Выберем форму проекта: Без темы и создадим проект.
- Добавим в проект фотографии. На панели инструментов откроем окно просмотра фотографий.
- В выпадающем меню выберем папку с событиями, в которой лежат ваши осенние рисунки.
- Перетянем папку с фотографиями в окно проекта.
- Запишем звук. Прочитаем выразительно стихотворение и отрывок из рассказа о родной природе.
- Выберем на панели инструментов микрофон. Поставим курсор в нужное место и щелкнем по клипу.
- Щелкнув по красной кнопке остановим запись.
- Добавим в проект музыкальное сопровождение. На панели инструментов выберем кнопку “Ноты”.
- Откроем окно просмотра мелодий.
- Перетянем музыкальный файл в окно проекта на первый слайд. Проект “Осень” готов.
Физкультминутка
Дни стали короче, а ночи длиннее. (Присесть и встать, потянувшись вверх)
Дует резкий ветер. (Размахивают руками, наклоняют туловище в стороны)
В лесу собирают грибы. (Наклоны вниз)
В садах снимают урожай яблок. (Подтягиваются на носочках)
Птицы улетают на юг. (Взмахи руками)
И, хвостом махая, белка
Легкий делает прыжок. (Прыжки вперед-назад)
Между сосен и берез бродит медведь. (Раскачиваются в стороны)
Люди стали одеваться теплее.
Подключите наушники и просмотрите фильм, нажав на кнопку “Play”.
Рефлексия проекта
Оцените свою работу над проектом, выберите соответствующий вашей оценке смайл и переверните карточку. Очень приятно, что многие из вас легко без посторонней помощи справились. Хорошо, что оказывали друг другу помощь и все приняли участие в создании проекта.
- А теперь правильность и выразительность чтения стихотворения и отрывка из рассказа проверят наши гости, учителя.
Фамилия, имя учащегося __________________________
Критерии оценивания Оценка |
Выразительность (четкость, смысловые паузы, логические ударения, темп чтения, интонация) |
Правильность (отсутствие искажения слов, повтора, ошибок в постановке ударения в словах, окончаниях слов) |
Отлично | ||
Хорошо | ||
Удовлетворительно |
4. Работа с новым произведением.
Самостоятельная работа со сказкой Э. Шима “Белка и Ворон”: чтение молча, моделирование обложки.
- Что вы читали? О ком или о чем это произведение? (Сказка о животных). Докажите. (Главные герои — животные. Они умеют разговаривать, огорчаться, думать, считать)
- Прочитайте название сказки.
- Какая это сказка — народная или литературная? Докажите. (Автор — Эдуард Шим.)
- Понаблюдайте за формой сказки. Что необычного заметили? (Текст записан в форме диалога.)
- Что такое диалог? (Разговор двух и более героев произведения.)
Работа в тетради
- Каким вы представили Белочку и Ворона? Выполним задание №1 в тетради. Докажите словами из текста.
- Самостоятельно выполните задание №2 в тетради.
- Читайте, о каком времени года говорится в тексте? (Об осени)
- Докажите, что всё происходило осенью. (Запасы делают только осенью)
Чтение по ролям
- Я буду вороном, а белкой будет (любой ученик). А теперь прочитайте сказку по ролям в парах.
Гимнастика для глаз
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторите еще раз.
- Крепко зажмурить глаза, досчитать до 3, открыть их и посмотреть вдаль, досчитав до 5. Повторить упражнение.
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями вправо и влево, вверх и вниз указательного пальца руки. Повторить еще раз.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, перевести взгляд вдаль на счет 5-10. Повторить.
- Проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить упражнение.
5. Работа со стихотворением Е. Трутневой “Осень”
Слушание стихотворения в чтении учителя или хорошо читающего ученика.
Закройте глаза, можете положить голову на сложенные на парте руки.
- Сейчас я буду читать произведение, а вы постарайтесь представить себе услышанное.
Проверка первичного восприятия
- Что слушали? (Стихотворение). О чем это стихотворение? (О природе осенью)
- Докажите.
- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение и почему?
Самостоятельное чтение шепотом. рассматривание иллюстраций
Работа с текстом произведения.
- Какие знаки препинания есть в тексте? Что означает многоточие? Найдите в учебнике подсказку и прочитайте.
- Подберите строчки из стихотворения, которые подходят к иллюстрациям. Прочитайте выразительно.
- С кем поэт сравнивает березку? Подтвердите словами из текста.
- Какие слова в тексте повторяются? Почему?
Работа в тетради
- Выполним задание 2 в тетради. Допишите слова из текста.
- Найдите рифмы. Подчеркните.
6. Итог урока.
Что читали и слушали на уроке?
Сравните эти произведения: назовите сходство и различие.
- Заполните таблицу.
Фамилия автора | Заголовок | Жанр | Тема |
7. Домашнее задание (по выбору).
- Придумать историю о героях сказки Э. Шима “Белка и Ворон”.
- Выучить наизусть или научиться читать выразительно с листа стихотворение Е. Трутневой.
- Выполнить творческое задание в рабочей тетради (с. 47 № 3).