Духовная культура

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: дать представление обучающимся о духовной культуре через использование интерактивных методов, как средства развития ключевых компетентностей.

Задачи:

Образовательная:

  • раскрыть сущность и особенности духовной культуры;
  • сформировать понятия “культура”, “наука”, “искусство”, “художественный образ”.

Развивающая:

  • развитие информационной и коммуникативной компетентности обучающихся.

Воспитательная:

  • воспитание толерантного отношения друг к другу в процессе работы в группах.

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: интерактивный по способам деятельности, интегрированный по содержанию

Основные методы и приёмы: выявление и постановка проблемы, работа над заданиями проблемного характера, изучение и анализ материала, побуждающий и подводящий диалог, аналитическая беседа, обобщение, интерактивные методы, игровые приёмы

Вид работы: групповая

Формы работы:

  • самостоятельная работа с источниками информации (словарь, иллюстрации, текст);
  • работа в группах;
  • игра.

Оборудование:

1. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран

2. Материалы:

- Дидактические материалы (Приложение № 2)

- Раздаточный материал (Ожегов С.И Толковый словарь русского языка “Оникс”, 2010; Большой толковый словарь русского языка, ред. Ушаков Д.Н., АСТ “Астрель”, 2008)

- Учебник Мировая художественная культура: От истоков до XVII века. 10 класс. Базовый уровень, М., “Просвещение”, 2010;

Этапы деятельности:

1. Организационный этап (настрой на работу).

2. Этап подготовки к предстоящей работе (мотивация-создание проблемной ситуации).

3. Представление необходимой информации.

4. Применение информации, интерактивные упражнения.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов (закрепление материала в игровой форме, рефлексия).

Планируемые результаты:

1) учащиеся узнают сущность и особенности духовной культуры;

2) у учащихся развиваются навыки информационной и коммуникативной компетентности;

3) учащиеся смогут осмыслить необходимость толерантного отношения друг к другу в ходе работы в группах.

Ход урока

1. Организационный этап

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ
Приветствие учащихся.

Настрой учащихся на работу (аутотренинг).

Проверка готовности к уроку

Приветствие учителя.

Рассаживаются для работы в группах, согласно тому, как были поделены накануне (берутся за руки, чтобы почувствовать себя командой - настрой на работу).

2. Мотивация и формулирование темы урока

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ
- Ребята, мы часто слышим словосочетание “культурный человек”, но что это значит? Каким должен быть человек, чтобы быть культурным?

Приём “Ассоциация”

Молодцы! А сейчас давайте вместе подумаем, почему мы начали наш урок с этого вопроса?

Смогли ли мы назвать все необходимые качества для культурного человека?

О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Попробуйте сформулировать тему урока.

Открывает тему урока на доске

Заполняют схему (Приложение № 3.1), озвучивают результат своей работы классу.

 

 

Озвучивают ассоциации, пытаются определить тему урока.

 

Ученики формулируют и записывают тему: “Духовная культура”.

3. Предоставление необходимой информации

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ
- Сегодня мы будем говорить о культуре. И чтобы лучше понять смысл этого термина, я предлагаю вам поработать с иллюстрациями. Разделите предложенные вам иллюстрации на две группы и аргументируйте ваш ответ.

В итоге работы групп мы пришли к выводу, что все иллюстрации можно разделить на две группы: природа и культура

Метод “Кластер”

На доске помещает таблички с понятиями “природа” и “культура”.

Ребята, подумайте, какие ассоциации у вас возникают в связи с этими словами. Запишите их на доске рядом со словом.

Попробуйте сформулировать, что означают эти понятия.

А сейчас при помощи словарей проверьте, правильно ли вы поняли смысл слова.

Работают с иллюстрациями, находят аргументы в защиту своего мнения (Приложение № 3.2). Озвучивают результат работы группы классу.

 

 

 

 

Записывают ассоциации на доске.

 

Формулируют определения понятий.

Проверяют и записывают определения понятий в тетрадь

4. Применение информации, интерактивные упражнения

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ
Рассмотрите внимательно представленные каждой группе предметы и найдите ответы на вопросы:

Можно ли составить из этих предметов пары?

Что объединяет предметы и почему?

Какие виды культуры вы можете назвать, основываясь на результатах анализа предметов?

Игра “Исключи лишнее”

Детям представлены иллюстрации. Задача ребят найти объекты материальной и духовной культуры.

Попробуйте сделать вывод по итогам нашей игры.

Смотрят представленные предметы, находят ответы на вопросы.

(Приложение 3.3.)

Представляют результат работы классу.

 

Записывают в тетрадь два вида культуры – материальная и духовная.

Анализируют иллюстрации, высказывают своё мнение

Делают вывод и запись в тетрадь, два вида культуры тесно взаимосвязаны.

Физминутка “Гимнастика для глаз” Выполняют гимнастику
Уважаемые, участники групп. Перед вами лежит конверт, в нём находится важная информация и план работы. У вас есть 5 минут на выполнение задания. Удачи!

Прием “Пометки на полях”

Итак, все готовы? Внимательно слушаем результаты работы групп.

По итогам работы групп сделайте общий вывод, ответив на вопросы:

На какие две группы условно можно разделить духовную культуру?

Что характерно для каждой группы?

Рассматривают и анализируют представленную информацию. Работают в соответствии с планом.

(Приложение № 4.1)

 

 

Представляют и аргументируют свою точку зрения.

Делают вывод и записи в тетрадь

Творческая игра “Капля”

Перед каждым участником групп лежит изображение в виде капли. Ваша задача за 5 минут, включив всю свою фантазию, доработать это изображение и дать ему название. Всем понятно задание? Начали!

Рассмотрим нашу выставку. Кто хотел бы лично представить свою работу?

Рассмотрите внимательно основу для наших рисунков и ответьте на вопросы:

Основа для рисунка разная?

А почему мы получили разные рисунки?

Что получилось в результате нашей работы?

Что отразилось в наших рисунках?

Найдите значение этих слов в словаре и уточните, что они означают

Работают над созданием произведения, придумывают название.

(Приложение № 4.2)

 

 

Размещают работы на доске.

Представляют свои работы (по желанию).

 

Отвечают на вопросы

(образ, художественный образ)

 

Работают со словарями и записывают понятия в тетрадь

А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы посмотрели в свои схемы, заполненные в начале урока. Есть ли желание дополнить свои записи? Дополняют схему, поясняют свои записи классу

5. Домашнее задание

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ
Создать художественный образ используя средства материальной культуры. Записывают д /з в дневник

Задают вопросы по содержанию д /з.

6. Подведение итогов, рефлексия

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ
Прием “Шесть шляп критического мышления”

Объясняет суть работы, при помощи случайного распределения (жетоны из шляпы) делит учащихся на шесть групп – шесть шляп.

Работают в группах, в соответствии с полученным цветом шляпы.

(Приложение № 5)

Высказывают своё мнение, дают оценку уроку и своей работе.

Оценивает результат работы класса.

Благодарит всех учащихся за урок.

Благодарят учителя за урок.