Цель урока: ввести понятие вычитания отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Задачи:
- проверить, как усвоен теоретический материал предыдущей темы;
- ознакомить с правилом вычитания чисел;
- решить тренировочные упражнения по теме;
- продолжить формировать навыки работы в группах.
Оборудование: проектор, компьютер.
Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. Математика. 6 класс. – М.: Мнемозина, 2008 – 2012г.
Ход урока
Постановка цели: “Сегодня на уроке мы познакомимся с вычитанием положительных и отрицательных чисел. Работать вы будете, в том числе, и в парах, а это значит, что нужно активно участвовать в совместной работе, внимательно выслушивать своего напарника, не перебивать собеседника, не смеяться над ошибками друг друга, а помочь друг другу в работе. В конце урока самые активные и результативные пары получат оценку за свою работу”.
Устная работа (задания проецируются на экран (Презентация “Вычитание положительных и отрицательных чисел”. Слайды 2 и 3)):
1. Знаете ли вы, что такое противоположные числа?
2. Можете ли вы найти число, которое противоположно числу 6?
3. Умеете ли вы складывать отрицательные числа?
4. Можете ли вы сложить числа - 3 и -11?
5. Знаете ли вы как сложить два числа с разными знаками?
6. Можете ли вы найти сумму чисел 23 и -15?
7. Можете ли вы вычесть -3 из -17?
Изучение новой темы:
Учитель: “Давайте подумаем, как можно выполнить вычитание? (Слайд 4) (Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.)
А теперь давайте посмотрим, правильно ли мы с вами выполнили действие?
Вычитание заменяем сложением. Какие числа нужно было прибавлять? (Возможный вариант ответа: противоположные вычитаемому.)
Подведём итоги наших рассуждений. Правило вычитания выглядит следующим образом: чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому: a-b = a+(-b). (Слайд 5)
А теперь давайте проверим, на сколько вам понятно, как применить правило вычитания. (Слайд 6)
Выполните действие: -4 -17. (Вычитание выполняется совместно.)”
Работа в парах:
Учитель: “Перед вами на экране даны номера заданий из учебника, которые вы должны выполнить. Если необходимо, то в учебнике вы можете ещё раз прочесть правило вычитания. После выполнения вами заданий мы будем проверять их устно или на доске”.
№ 1087. За день температура воздуха изменилась на -12 ?С и к вечеру стала равна -8 ?С. Какой была температура утром?
№ 1088. Температура воздуха утром была 5 ?С, а к вечеру она стала равной -2 ?С. На сколько градусов изменилась температура воздуха за день?
№ 1093 (а, в, д). Представьте в виде суммы разность:
а) -28 - (-32); в) 50 - (-24); д) -30 - р.
№ 1091. Выполните вычитание:
а) 10 - (-3);
б) 12 - (-14);
в) -21 - (-19);
г) 9 - (-9);
д) -1,4 - 1,4;
е) -5,6 - (-3,1).
№ 1094 (а, в, д). Назовите каждое слагаемое в сумме:
а) -8 + х;
в) -m - 25;
д) -n + 9 – k.
Рефлексия деятельности:
На слайде 8 дано дополнительное задание:
- Тот, кто доволен работой своей пары, пожмите друг другу руки.
- Тот, кто не слишком доволен работой своей пары, улыбнитесь друг другу.
По реакции детей учитель может сделать вывод, как они оценили сами свою работу.
Домашнее задание:
Пункт 34, № 1109 (а – ж), 1116.
№ 1109 (а – ж). Выполните действия:
а) 26 - (-5);
б) -4 + (-18);
в) 14 - (-18);
г) 4,7 - 8,1;
д) -3,3 + 9,6;
е) 7 - (-4,9);
ж) -5 - (-2,9).
№ 1116. В альбоме 1105 марок, число иностранных марок составило 30% от числа российских марок. Сколько иностранных и сколько российских марок было в альбоме?
Подведение итогов:
Оценивается работа всех пар, выставляются оценки самым активным и результативным парам.