Вид занятия. Лексико-грамматическое занятие
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах.
- Учить детей составлять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения; совершенствовать умение детей составлять рассказ по сюжетной картине, продолжать учить детей совместному рассказыванию.
- Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных, существительных в родительном падеже единственного числа, прилагательных при помощи приставки без-; в согласовании числительного с существительным и прилагательным. Активизировать в речи детей глаголы, обозначающие действия птиц.
Коррекционно-развивающие задачи
- Развивать у детей логическое мышление, общие речевые навыки, координацию речи и движения, зрительное восприятие, слуховое внимание.
Коррекционно-воспитательные задачи
- Воспитывать умение слушать, не перебивать других детей; работать и играть в коллективе.
Словарная работа
- Существительные: птица, кормушка, воробей, синица, дятел, голубь, сорока, хвост, глаз, голова; дятла, снегирей, воробьёв.
- Прилагательные: зимующие, воробьиная, голубиная, синичья, сорочий; безглазая, безногий, бесклювый, бесхвостый; желтогрудая, красноголовых, красногрудых, хитрых;
Глаголы: чирикает, цвикает, трещит, долбит, воркует, свистит.
Предварительная работа
- беседа с детьми о зимующих птицах; наблюдение за птицами на прогулке;
- чтение и рассматривание иллюстраций о зимующих птицах.
Слушание пения птиц.
- Составление плана рассказа по картине на индивидуальном занятии.
Материал к занятию
- Мультимедийное оборудование
- Методическое обеспечение
- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/Под редакцией Л.И. Плаксиной.
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагог встречает детей в группе:
- Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, какой сегодня день недели? (ответы детей)
- Пройдёт на своё место тот, кто вспомнит название зимующих птиц.
Дети называют зимующих птиц и садятся на свои места.
Педагог обращает внимание детей на экран: (слайд 3)
- Смотрите, ребята, к нам в детский сад прилетел снегирь! (enter)
Каждый год я к вам лечу.
Зимовать у вас хочу.
Ведь ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
- У снегиря сегодня день рождения (enter) и он решил пригласить к себе в гости своих друзей-птиц (enter слайд 4). Как вы думаете, какие птицы прилетят к снегирю в гости?
- Правильно, к снегирю прилетят зимующие птицы, а какие именно вы сейчас отгадаете:
1. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.Сорока Enter
2. Известно с давних нам времён,
Что эта птица – почтальон.Голубь Enter
3. Хоть я не молоток –
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.Дятел Enter
4. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.Синица Enter
5. В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орел, а все же птица.Воробей Enter
Дети:
- К снегирю прилетят сорока, голубь, синица, дятел, воробей.
Педагог:
- Как этих птиц можно назвать одним словом?
Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о зимующих птицах.
2. Игра “Кто спрятался?”
Педагог обращает внимание детей на экран:
- Все гости уже пришли, но спрятались, (enter слайд 5)чтобы сделать снегирю сюрприз. Для того чтобы птицы вылетели к снегирю, вы должны отгадать и назвать их. Не забывайте, что отвечать нужно полным предложением. (enter)
Дети составляют предложения по картинке на слайде.
- Прилетел воробей, потому что видна воробьиная голова. (enter)
- Прилетел голубь, потому что видна голубиная голова. (enter)
- Прилетел дятел, потому что видна голова дятла. (enter)
- Прилетела синица, потому что видна синичья голова. (enter слайд 9)
- Прилетела сорока, потому что виден сорочий хвост.
Педагог:
- Молодцы, ребята! Вы все составили правильные предложения. А почему вы сказали: “Голова дятла”? (ответы-предположения детей).
- Конечно, если сказать по-другому, это будет не общеупотребительное слово.
3. Игра “Кто как голос подаёт?”
Педагог:
- Итак, (слайд 10) все птицы появились (enter) и начали поздравлять именинника.
Дети слушают запись голосов птиц, отгадывают. Если назвали правильно птицу, то появляется картинка этой птицы.
Педагог:
- Прослушайте и отгадайте, чей голос вы слышите.
- (enter) – Воробей (enter)
- (enter) – голубь (enter)
- (enter) – дятел (enter)
- (enter) – синица (enter)
- (enter) – сорока (enter)
- (enter) – снегирь (enter)
- Скажите, кто как подаёт голос.
Дети образуют глаголы от звукоподражаний.
Воробей – чирикает. Синица – цвикает.
Голубь – воркует.
Дятел – долбит. Сорока – трещит.
Снегирь – свистит.
4. Игра “Что забыл нарисовать художник?”
Педагог обращает внимание детей на экран (на экране слайд с пустым мольбертом):
- Ребята, посмотрите на экран (слайд 11). Птицы попросили художника нарисовать их портреты на память. (enter)
- Скажите, кого нарисовал художник? Чего не хватает у каждой птицы? Напоминаю, что ответить нужно полным предложением
- У воробья не хватает крыла. (enter)
- У голубя не хватает ног. (enter)
- У сороки не хватает хвоста. (enter)
- У дятла не хватает клюва. (enter)
- У синицы не хватает глаза.
5. Игра “Скажи одним словом”
Педагог:
- Ребята, посмотрите (enter слайд 16) и скажите, чего нет у птиц? Какие они?
Дети:
- У воробья нет крыла, значит он бескрылый.
- У голубя нет ног, значит он безногий.
- У синицы нет глаза, значит она безглазая.
- У дятла нет клюва, значит он бесклювый.
- У сороки нет хвоста, значит она бесхвостая.
6. Игра “Скажи правильно”
Педагог:
- Пока мы с вами, ребята, рассматривали портреты птиц, (enter слайд 17) к снегирю прилетели ещё гости. Помогите ему их сосчитать, назовите итоговое количество.
Дети:
- Одна (enter) желтогрудая синица.
- Три (enter)длинноносых дятла.
- Пять (enter) красногрудых снегирей.
- Семь (enter) хитрых воробьёв.
Динамическая пауза
Птицы к дому подлетели
На кормушку птички сели
Стали зернышки клевать
И головками киватьДва больших пальца обхватывают друг друга, остальные делают взмахи, как птица крыльями
Держим одну ладонь параллельно груди
Другой рукой, большим и указательным пальчиками, соединенными вместе, ударяем по ладони
Соединяем пальчики вместе, изображая голову птицы, и делаем наклоны кистями рук
7. Рассказывание по картине “Кормушка”
Педагог:
- Ребята, посмотрите на экран. (enter слайд 18) На картине изображён наш именинник. Давайте внимательно её рассмотрим.
Вопросы к детям:
- Как можно назвать эту картину?
- Какое время года изображено на картине?
- Какие птицы изображены на картине?
- Расскажите о снегирях. Какие они?
- Что делают птицы?
- Чем дети кормят птиц?
- Зачем зимой кормить птиц?
- Давайте вспомним план рассказа по картине, который мы составляли на индивидуальном занятии. С чего вы начнёте рассказ?
Дети:
- Сначала мы расскажем, какое наступило время года, что делают дети, птицы.
Педагог:
- О чём расскажете потом?
Дети:
- Потом скажем, почему дети решили покормить птиц.
Педагог:
- Чем закончите рассказ?
Дети:
- В конце нужно рассказать, почему необходимо заботиться о птицах.
Примерный вариант рассказа
Друзья птиц
Наступила холодная зима. Голодно и холодно зимой птицам. Дети построили кормушку для птиц и повесили её на ветку дерева. Дети положили в кормушку семечки, пшено, крошки хлеба.
Однажды дети гуляли и увидели около их кормушку стаю красногрудых снегирей. Снегири клевали корм, который им положили дети.
Птицы поблагодарили детей веселым свистом и разлетелись.
Педагог вызывает одного ребёнка для начала составления рассказа, остальным детям предлагает слушать очень внимательно, чтобы они смогли продолжить рассказ. Таким образом все дети группы участвуют в составлении рассказа по сюжетной картине.
Итог занятия
Педагог:
- Подходит к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста, что нового и интересного вы сегодня узнали. Какие задания вам понравились?
Педагог обобщает ответы детей и напоминает, какие были задания.
- Мы с вами отгадывали загадки про зимующих птиц (enter)и угадывали кто пришёл на день рождение я к снегирю (Enter), слушали пение птиц и называли кто как голос подаёт, называли, что забыл нарисовать художник (enter) и считали гостей снегиря (enter). В конце занятии мы составляли рассказ по картине (enter).