Лексико-грамматическое занятие "День рождения снегиря"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Вид занятия. Лексико-грамматическое занятие

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах.
  • Учить детей составлять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения; совершенствовать умение детей составлять рассказ по сюжетной картине, продолжать учить детей совместному рассказыванию.
  • Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных, существительных в родительном падеже единственного числа, прилагательных при помощи приставки без-; в согласовании числительного с существительным и прилагательным. Активизировать в речи детей глаголы, обозначающие действия птиц.

Коррекционно-развивающие задачи

  • Развивать у детей логическое мышление, общие речевые навыки, координацию речи и движения, зрительное восприятие, слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи

  • Воспитывать умение слушать, не перебивать других детей; работать и играть в коллективе.

Словарная работа

  • Существительные: птица, кормушка, воробей, синица, дятел, голубь, сорока, хвост, глаз, голова; дятла, снегирей, воробьёв.
  • Прилагательные: зимующие, воробьиная, голубиная, синичья, сорочий; безглазая, безногий, бесклювый, бесхвостый; желтогрудая, красноголовых, красногрудых, хитрых;

Глаголы: чирикает, цвикает, трещит, долбит, воркует, свистит.

Предварительная работа

  • беседа с детьми о зимующих птицах; наблюдение за птицами на прогулке;
  • чтение и рассматривание иллюстраций о зимующих птицах.

Слушание пения птиц.

  • Составление плана рассказа по картине на индивидуальном занятии.

Материал к занятию

  • Мультимедийное оборудование
  • Методическое обеспечение
  • Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/Под редакцией Л.И. Плаксиной.

Ход занятия

1. Организационный момент

Педагог встречает детей в группе:

- Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, какой сегодня день недели? (ответы детей)

- Пройдёт на своё место тот, кто вспомнит название зимующих птиц.

Дети называют зимующих птиц и садятся на свои места.

Педагог обращает внимание детей на экран: (слайд 3)

- Смотрите, ребята, к нам в детский сад прилетел снегирь! (enter)

Каждый год я к вам лечу.
Зимовать у вас хочу.
Ведь ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.

- У снегиря сегодня день рождения (enter) и он решил пригласить к себе в гости своих друзей-птиц (enter слайд 4). Как вы думаете, какие птицы прилетят к снегирю в гости?

- Правильно, к снегирю прилетят зимующие птицы, а какие именно вы сейчас отгадаете:

1. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.

Сорока Enter

2. Известно с давних нам времён,
Что эта птица – почтальон.

Голубь Enter

3. Хоть я не молоток –
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.

Дятел Enter

4. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.

Синица Enter

5. В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орел, а все же птица.

Воробей Enter

Дети:

- К снегирю прилетят сорока, голубь, синица, дятел, воробей.

Педагог:

- Как этих птиц можно назвать одним словом?

Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о зимующих птицах.

2. Игра “Кто спрятался?”

Педагог обращает внимание детей на экран:

- Все гости уже пришли, но спрятались, (enter слайд 5)чтобы сделать снегирю сюрприз. Для того чтобы птицы вылетели к снегирю, вы должны отгадать и назвать их. Не забывайте, что отвечать нужно полным предложением. (enter)

Дети составляют предложения по картинке на слайде.

- Прилетел воробей, потому что видна воробьиная голова. (enter)

- Прилетел голубь, потому что видна голубиная голова. (enter)

- Прилетел дятел, потому что видна голова дятла. (enter)

- Прилетела синица, потому что видна синичья голова. (enter слайд 9)

- Прилетела сорока, потому что виден сорочий хвост.

Педагог:

- Молодцы, ребята! Вы все составили правильные предложения. А почему вы сказали: “Голова дятла”? (ответы-предположения детей).

- Конечно, если сказать по-другому, это будет не общеупотребительное слово.

3. Игра “Кто как голос подаёт?”

Педагог:

- Итак, (слайд 10) все птицы появились (enter) и начали поздравлять именинника.

Дети слушают запись голосов птиц, отгадывают. Если назвали правильно птицу, то появляется картинка этой птицы.

Педагог:

- Прослушайте и отгадайте, чей голос вы слышите.

  • (enter) – Воробей (enter)
  • (enter) – голубь (enter)
  • (enter) – дятел (enter)
  • (enter) – синица (enter)
  • (enter) – сорока (enter)
  • (enter) – снегирь (enter)

- Скажите, кто как подаёт голос.

Дети образуют глаголы от звукоподражаний.

Воробей – чирикает.

Синица – цвикает.

Голубь – воркует.

Дятел – долбит.

Сорока – трещит.

Снегирь – свистит.

4. Игра “Что забыл нарисовать художник?”

Педагог обращает внимание детей на экран (на экране слайд с пустым мольбертом):

- Ребята, посмотрите на экран (слайд 11). Птицы попросили художника нарисовать их портреты на память. (enter)

- Скажите, кого нарисовал художник? Чего не хватает у каждой птицы? Напоминаю, что ответить нужно полным предложением

- У воробья не хватает крыла. (enter)

- У голубя не хватает ног. (enter)

- У сороки не хватает хвоста. (enter)

- У дятла не хватает клюва. (enter)

- У синицы не хватает глаза.

5. Игра “Скажи одним словом”

Педагог:

- Ребята, посмотрите (enter слайд 16) и скажите, чего нет у птиц? Какие они?

Дети:

- У воробья нет крыла, значит он бескрылый.

- У голубя нет ног, значит он безногий.

- У синицы нет глаза, значит она безглазая.

- У дятла нет клюва, значит он бесклювый.

- У сороки нет хвоста, значит она бесхвостая.

6. Игра “Скажи правильно”

Педагог:

- Пока мы с вами, ребята, рассматривали портреты птиц, (enter слайд 17) к снегирю прилетели ещё гости. Помогите ему их сосчитать, назовите итоговое количество.

Дети:

- Одна (enter) желтогрудая синица.

- Три (enter)длинноносых дятла.

- Пять (enter) красногрудых снегирей.

- Семь (enter) хитрых воробьёв.

Динамическая пауза

Птицы к дому подлетели
На кормушку птички сели
Стали зернышки клевать
И головками кивать
Два больших пальца обхватывают друг друга, остальные делают взмахи, как птица крыльями
Держим одну ладонь параллельно груди
Другой рукой, большим и указательным пальчиками, соединенными вместе, ударяем по ладони
Соединяем пальчики вместе, изображая голову птицы, и делаем наклоны кистями рук

7. Рассказывание по картине “Кормушка”

Педагог:

- Ребята, посмотрите на экран. (enter слайд 18) На картине изображён наш именинник. Давайте внимательно её рассмотрим.

Вопросы к детям:

  1. Как можно назвать эту картину?
  2. Какое время года изображено на картине?
  3. Какие птицы изображены на картине?
  4. Расскажите о снегирях. Какие они?
  5. Что делают птицы?
  6. Чем дети кормят птиц?
  7. Зачем зимой кормить птиц?

- Давайте вспомним план рассказа по картине, который мы составляли на индивидуальном занятии. С чего вы начнёте рассказ?

Дети:

- Сначала мы расскажем, какое наступило время года, что делают дети, птицы.

Педагог:

- О чём расскажете потом?

Дети:

- Потом скажем, почему дети решили покормить птиц.

Педагог:

- Чем закончите рассказ?

Дети:

- В конце нужно рассказать, почему необходимо заботиться о птицах.

Примерный вариант рассказа

Друзья птиц

Наступила холодная зима. Голодно и холодно зимой птицам. Дети построили кормушку для птиц и повесили её на ветку дерева. Дети положили в кормушку семечки, пшено, крошки хлеба.

Однажды дети гуляли и увидели около их кормушку стаю красногрудых снегирей. Снегири клевали корм, который им положили дети.

Птицы поблагодарили детей веселым свистом и разлетелись.

Педагог вызывает одного ребёнка для начала составления рассказа, остальным детям предлагает слушать очень внимательно, чтобы они смогли продолжить рассказ. Таким образом все дети группы участвуют в составлении рассказа по сюжетной картине.

Итог занятия

Педагог:

- Подходит к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста, что нового и интересного вы сегодня узнали. Какие задания вам понравились?

Педагог обобщает ответы детей и напоминает, какие были задания.

- Мы с вами отгадывали загадки про зимующих птиц (enter)и угадывали кто пришёл на день рождение я к снегирю (Enter), слушали пение птиц и называли кто как голос подаёт, называли, что забыл нарисовать художник (enter) и считали гостей снегиря (enter). В конце занятии мы составляли рассказ по картине (enter).

Голоса птиц.