Программа: Школа России
Учебник: Литературное чтение 3 класс 1 часть Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова
Цель урока: формирования представления о возникновении славянской азбуки, появления письменности.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Образовательная: раскрыть содержание понятий: кириллица, летопись, свиток, тетрадь. Дать представление о рукописных книгах древней Руси, используя самостоятельную работу с текстом учебника.
- Развивающая: развивать речь, словесно-логическое мышление, произвольное и непроизвольное внимание.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к книгам, трудолюбие, любовь, к своей Родине.
Оборудование: свеча, гусиное перо, презентация, телевизор, компьютер, нарисованный ребус, кроссворд.
ХОД УРОКА
1. Орг. Момент
Проверим готовность к уроку, убрали всё лишнее, настроились на урок. Садитесь.
2. Постановка цели. Актуализация знаний.
Отгадайте ребус и узнайте, о чём мы будем говорить на уроке.
Рис. 1
Правильно, о книгах, но не о простых, а рукописных.
Слайд 1.
Нам известны времена, когда люди не умели ни читать, ни писать.
Школы отсутствовали и все знания передавались на словах - старшие рассказывали младшим.
- Как же передать сведения в другую деревню, город?
Людям приходилось заучивать послание и посылать этого человека с заученным текстом в другую деревню. Идти далеко, времена лютые, по пути всякое могло случиться и с посланником, и текст он мог попусту забыть - это было очень неудобно. И люди пытались найти какой-нибудь другой способ передачи информации.
Слайд 2
Например, индейцы Южной Америки использовали узелковое письмо. В этом письме всё имело значение- цвет верёвочки, величина узелка, его расположение.
Одновременно с узелковым письмом возникло и рисуночное письмо, в котором записи делались с помощью рисунков. Рисунки могли высекаться на камнях, кусочках дерева, раковинах и отправлялись с гонцом. В древнем Египте люди использовали иероглифы.
Слайд 3
Иероглифов было очень много- около 700.
- Как вы думаете, удобно было ими пользоваться и почему?
(Нет, неудобно - сложно выучить)
Со временем люди решили, что звуки речи надо обозначить значками, и уже из них составлять слова. Впервые такая азбука возникла в древней стране Финикии.
Слайд 4
Финикийцы использовали всего 22 буквы- гласных и согласных. Позже, это переняли и другие народы, которые по аналогии с финикийской ,составляли свои азбуки.
У русской азбуки, своя история, хотя мы тоже позаимствовали некоторые буквы у финикийцев, наша азбука связана с именами Кирилла и Мефодия.
Слайд 5
Само слово азбука произошло от названия первых двух букв кириллицы- Аз, Буки. Наша азбука была достаточно сложна и использовалась для написания только церковных книг. И тогда русский царь Пётр1 убрал некоторые буквы, ввёл новые, более простые. Новая азбука стала называться- гражданской азбукой.
Слайд 6
- Рассмотрите слайд с буквами славянской азбуки. Каких букв нет сейчас в нашем алфавите?
В России очень почитают Кирилла и Мефодия, на Славянской площади в Москве в 1992 году был открыт в честь них памятник, а 24 мая славянские народы отмечают День славянской письменности.
ФИЗМИНУТКА
Отдых нам - физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз - присели, два - привстали,
Сели-встали, сели-встали
Книжку быстро полистали
А потом на место сели
Продолжается урок.
3. Работа с учебником
Взяли учебники и посмотрели как называется первый раздел учебника? (Самое великое чудо на свете)
- Что же мы называем самым великим чудом на свете нам поможет узнать статья из учебника на стр.4 (чтение по цепочке).
- Что же мы называем самым великим чудом на свете?
А теперь закройте глаза. Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в 12 век, в Киево-Печёрский монастырь, где в тихой келье, при свете свечи неустанно пишет свой труд монах Нестор.
(Учитель гасит свет, зажигает свечу, скрипит пером по бумаге)
... Я угадать хотел, о чём он пишет?
О тёмном ли владычестве татар?
О казнях ли свирепых Иоанна?
О бурном ли Новогородском вече?
О славе ли отечества? Напрасно.
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум;
Всё тот же вид смиренный, величавый...
...Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева...
Таким представлял себе монаха-летописца А.С. Пушкин
Слайд 7
Откройте глаза, вот так выглядел монах Нестор. Скажите, а что такое келья, кто понял?
В русских монастырях келья, как правило, представляет собой комнатку на одного-двух монахов с минимальным внутренним убранством: столом, стулом, кроватью или жестким топчаном.
А кто такой летописец, чем он занимается?
Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке. Труд его назывался ЛЕТОПИСЬ. Он был одним из создателей первых книг. А какими были первые рукописные книги, мы узнаем, прочитав статью в учебнике. Открываем их на стр.6
4. Чтение статьи в учебнике.
Беседа по содержанию.
- Как выглядели рукописные книги?
- Кто их создавал?
- Что такое летопись?
- О чём писали в древних летописях?
5. Кроссворд
Молодцы, а теперь я проверю вас, как вы меня слушали. Отгадайте кроссворд.
Рис.2
Запись важнейших событий из года в год, из лета в лето. (летопись)
Греческое слово, в переводе означает четвёрка.(тетрадь)
Специально обработанная кожа (телячья, баранья, свиная, козлиная), чтобы на ней можно было писать.(пергамент)
Свёрнутая трубкой рукопись из пергамента. (свиток)
6. Итог урока.
- Какие имена вы услышали и запомнили сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
7. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь стр.9 1 и 2 задание.