Литературное чтение "Рукописные книги Древней Руси". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (292 кБ)


Программа: Школа России

Учебник: Литературное чтение 3 класс 1 часть Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Цель урока: формирования представления о возникновении славянской азбуки, появления письменности.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Образовательная: раскрыть содержание понятий: кириллица, летопись, свиток, тетрадь. Дать представление о рукописных книгах древней Руси, используя самостоятельную работу с текстом учебника.
  • Развивающая: развивать речь, словесно-логическое мышление, произвольное и непроизвольное внимание.
  • Воспитательная: воспитывать бережное отношение к книгам, трудолюбие, любовь, к своей Родине.

Оборудование: свеча, гусиное перо, презентация, телевизор, компьютер, нарисованный ребус, кроссворд.

ХОД УРОКА

1. Орг. Момент

Проверим готовность к уроку, убрали всё лишнее, настроились на урок. Садитесь.

2. Постановка цели. Актуализация знаний.

Отгадайте ребус и узнайте, о чём мы будем говорить на уроке.

 Рис. 1

Правильно, о книгах, но не о простых, а рукописных.

Слайд 1.

Нам известны времена, когда люди не умели ни читать, ни писать.

Школы отсутствовали и все знания передавались на словах - старшие рассказывали младшим.

- Как же передать сведения в другую деревню, город?

Людям приходилось заучивать послание и посылать этого человека с заученным текстом в другую деревню. Идти далеко, времена лютые, по пути всякое могло случиться и с посланником, и текст он мог попусту забыть - это было очень неудобно. И люди пытались найти какой-нибудь другой способ передачи информации.

Слайд 2

Например, индейцы Южной Америки использовали узелковое письмо. В этом письме всё имело значение- цвет верёвочки, величина узелка, его расположение.

Одновременно с узелковым письмом возникло и рисуночное письмо, в котором записи делались с помощью рисунков. Рисунки могли высекаться на камнях, кусочках дерева, раковинах и отправлялись с гонцом. В древнем Египте люди использовали иероглифы.

Слайд 3

Иероглифов было очень много- около 700.

- Как вы думаете, удобно было ими пользоваться и почему?

(Нет, неудобно - сложно выучить)

Со временем люди решили, что звуки речи надо обозначить значками, и уже из них составлять слова. Впервые такая азбука возникла в древней стране Финикии.

Слайд 4

Финикийцы использовали всего 22 буквы- гласных и согласных. Позже, это переняли и другие народы, которые по аналогии с финикийской ,составляли свои азбуки.

У русской азбуки, своя история, хотя мы тоже позаимствовали некоторые буквы у финикийцев, наша азбука связана с именами Кирилла и Мефодия.

Слайд 5

Само слово азбука произошло от названия первых двух букв кириллицы- Аз, Буки. Наша азбука была достаточно сложна и использовалась для написания только церковных книг. И тогда русский царь Пётр1 убрал некоторые буквы, ввёл новые, более простые. Новая азбука стала называться- гражданской азбукой.

Слайд 6

- Рассмотрите слайд с буквами славянской азбуки. Каких букв нет сейчас в нашем алфавите?

В России очень почитают Кирилла и Мефодия, на Славянской площади в Москве в 1992 году был открыт в честь них памятник, а 24 мая славянские народы отмечают День славянской письменности.

ФИЗМИНУТКА

Отдых нам - физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз - присели, два - привстали,
Сели-встали, сели-встали
Книжку быстро полистали
А потом на место сели
Продолжается урок.

3. Работа с учебником

Взяли учебники и посмотрели как называется первый раздел учебника? (Самое великое чудо на свете)

- Что же мы называем самым великим чудом на свете нам поможет узнать статья из учебника на стр.4 (чтение по цепочке).

- Что же мы называем самым великим чудом на свете?

А теперь закройте глаза. Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в 12 век, в Киево-Печёрский монастырь, где в тихой келье, при свете свечи неустанно пишет свой труд монах Нестор.

(Учитель гасит свет, зажигает свечу, скрипит пером по бумаге)

... Я угадать хотел, о чём он пишет?
О тёмном ли владычестве татар?
О казнях ли свирепых Иоанна?
О бурном ли Новогородском вече?
О славе ли отечества? Напрасно.
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум;
Всё тот же вид смиренный, величавый...
...Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева...

Таким представлял себе монаха-летописца А.С. Пушкин

Слайд 7

Откройте глаза, вот так выглядел монах Нестор. Скажите, а что такое келья, кто понял?

В русских монастырях келья, как правило, представляет собой комнатку на одного-двух монахов с минимальным внутренним убранством: столом, стулом, кроватью или жестким топчаном.

А кто такой летописец, чем он занимается?

Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке. Труд его назывался ЛЕТОПИСЬ. Он был одним из создателей первых книг. А какими были первые рукописные книги, мы узнаем, прочитав статью в учебнике. Открываем их на стр.6

4. Чтение статьи в учебнике.

Беседа по содержанию.

- Как выглядели рукописные книги?

- Кто их создавал?

- Что такое летопись?

- О чём писали в древних летописях?

5. Кроссворд

Молодцы, а теперь я проверю вас, как вы меня слушали. Отгадайте кроссворд.

Рис.2

Запись важнейших событий из года в год, из лета в лето. (летопись)

Греческое слово, в переводе означает четвёрка.(тетрадь)

Специально обработанная кожа (телячья, баранья, свиная, козлиная), чтобы на ней можно было писать.(пергамент)

Свёрнутая трубкой рукопись из пергамента. (свиток)

6. Итог урока.

- Какие имена вы услышали и запомнили сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

7. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь стр.9 1 и 2 задание.